Что такое азимут 5 класс. Что такое азимут и как его определить

Что такое азимут и как его определить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин хорошо известен людям определённых профессий.

В частности, на вопрос «что такое азимут» вам точно ответят астрономы, геодезисты, картографы, географы.

В общих чертах с этим понятием знакомы и многие обыватели, особенно путешественники и грибники. Почему именно они? Об этом ниже.

Азимут — это…

Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.

Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.

Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.

Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.

Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.

Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.

Кому и для чего нужен азимут

«Всё перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, плывём вперёд по абрису» — поётся в известной песне А. Городницкого.

Абрис – это неплохо, но лучше, если бы туристы плыли всё-таки не по сделанному от руки схематическому плану, а по азимуту – тогда они наверняка бы не плутали и обратно вернулись без лишних хлопот.

Навыки ориентирования на местности необходимо знать всем, кто отправляется в путешествие по неизученному маршруту, в лес по грибы, в поход по малоизвестным тропам. Одним словом, в те места, где можно потерять дорогу или просто заблудиться.

Чтобы чувствовать себя уверенно, вам потребуется топографическая карта местности, а в идеале лучше иметь ещё компас или нехитрое приспособление под названием транспортир, хорошо знакомый многим со школьной скамьи.

Определение азимута по карте

Есть два самых распространённых способа: с помощью транспортира и по компасу. В первом случае алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Раскладываем карту на ровной поверхности.
  2. Отмечаем точку своего местонахождения – от неё будет отсчитываться азимут.
  3. Выбираем интересующую нас точку – по отношению к ней будет определяться азимут.
  4. Обе точки соединяем прямой линией до пересечения с ближайшим меридианом.
  5. Приложив основание транспортира к линии меридиана, измеряем по часовой стрелке угол между проведённой линией и меридианом. Получаем географический (истинный) азимут.
Читайте также:  Подготовка дратхаара к охоте. Воспитание и дрессировка дратхаара

Порядок действий для второго способа такой.

  1. Выбираем направление движения и находящийся на нём хорошо видимый ориентир (дерево, холм, перекрёсток дорог и т.п.).
  2. Становимся лицом по направлению ориентира, держа перед собой карту и компас. При этом следует позаботиться о том, чтобы вблизи не было крупных железных предметов (например, опор линий ЛЭП).
  3. Отпускаем тормоз компаса, чтобы его стрелка смогла самостоятельно найти северный полюс.
  4. Кладём компас на карту и совмещаем отметки севера.
  5. С помощью линейки прочерчиваем направление на ориентир.
  6. Угол между направлением стрелки компаса и прочерченной линией и будет магнитным азимутом. При необходимости конвертируем его в географический (истинный).

Определение азимута на местности

На местности азимут определяется по выбранному направлению или на намеченный ориентир с помощью компаса. Возможен и обратный вариант: по уже известному азимуту найти направление на местности.

Желательно иметь компас с визиром (например, компас Андрианова), тогда можно выставить направление более точно.

Рассмотрим оба случая:

  1. Найдем азимут на нужное направление.Отпускаем фиксатор – стрелка компаса начинает колебаться, а через некоторый промежуток времени остановится, показывая на север. Поворачивая корпус компаса, совмещаем стрелку с буквой N (или С) на шкале. Положение мушки визира укажет на градуированной шкале (лимбе) магнитный азимут на выбранный ориентир.
  2. Найдем направление, зная азимут. Поворачиваем компас до тех пор, пока указатель не встанет на цифру, которая соответствует значению магнитного азимута. Как и в предыдущем случае, добиваемся совпадения северной стороны стрелки с символом севера на лимбе. После этого можно считать, что искомое направление найдено.

Заключение

Кстати, моряки и авиаторы предпочитают использовать термин «пеленг». Фактически это тот же азимут, только он всегда отсчитывается от северного направления и всегда по часовой стрелке. К тому же моряки часто измеряют пеленг не в градусах, а в румбах (1/32 часть окружности).

Похоже, что рука статуи Ильича тоже показывает какой-то азимут (или пеленг), вот только направление было выбрано, как выясняется, неверно. Пришлось его скорректировать, вот только времени на это ушло, к сожалению, очень много.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка


Урок географии на тему "Ориентирование. Азимут"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

1.  Беседа:

В своей  книге «Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой пишет о военном летчике Мересьеве, который был сбит фашистами и упал на оккупированную врагом территорию, в 5 км от линии фронта. Планшет  с картой он потерял при падении, спасло его умение  сосредотачиваться и ориентироваться.

Читайте также:  Чем намазать после укуса насекомых. Укус насекомого: какие средства помогут снять покраснение и опухоль?

— Ребята, а как вы думаете, что такое  ориентирование и уметь ориентирование? («Зарница», Турслет)

— Ориентирование – это умение находить стороны горизонта.

 ( Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта).

— Какие стороны горизонта вы знаете?

Учитель предлагает начертить  схему сторон горизонта и вызывает  одного к доске.

                                     С

                        З                              В  

                                    Ю        

Покажите :

ПОКАЖИТЕ:

  • ЮГО – ВОСТОК
  • СЕВЕРО – ЗАПАД
  • ЮГО – ЗАПАД
  • СЕВЕРО – ВОСТОК
  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

   2. Ориентироваться  по звездам, по Солнцу, с помощью компаса, по окружающим  предметам, местным признакам. При использовании всех этих способов определяют направление на север. Если стать лицом на север, то сзади – окажется  юг, слева – запад, справа – восток.

        А теперь давайте проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.

        Каждая группа должна приготовиться рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта.

        А) муравейник ( чаще всего строятся муравьями с южной стороны дерева, южный склон более пологий, чем северный)

        Б) по Полярной звезде. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.

        В) По ветвям одиноко стоящего дерева

        Г) по годичным кольцам пней

        Д) по таянию снега на крышах, склонах холмов.

  1. Задача.

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу.

           Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал ее рукой.

      Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге.

        Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь, должен быть,  по – моему, к западу отсюда». И он  сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, т.к. решил, что западное направление именно это.

— Правильно ли  определил направление турист?

( Ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра – на восток, потом  повернул налево и пошел на север. Сделав  еще  поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного на восток  вместо нужного  ему западного  направления.

Читайте также:  Чем открывают банки. Как открыть банку?

Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.

 Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

— Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление  на станцию и направление на север.

— но ведь северо – востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам пойти?

— Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу.

 ( Азимут – угол между направлением на север,  и направлением на какой – то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке)

— Покажите на схеме, где азимут.

— Определите значение азимута.

— Определите, чему равен азимут всех сторон горизонта. (Слайд 4)

На планах определить азимут  поможет транспортир, а на местности – компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на  местности идти в этом направлении с помощью компаса.

Работа в парах с компасом

Нахождение азимута при помощи компаса:

  1. Определить направление на  север.
  2. От точки стояния условно провести  линию, совпадающую с направлением на север.
  3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка (показ слайда 5)

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Чертят и показывают у доски.

Смотрят.

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

Проговаривают хором

 Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания.

Работа в группах.

Выполняют практические задание.   

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос: (Турист ошибся)

Отвечают на вопрос

(На северо – восток)

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Выполняют практическую работу

Самостоятельное получение новых знаний.

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.

Развитие умения выделять главное.

 Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта.

Развитие навыков самоконтроля.

Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения;

Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово;

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.

Развитие коммуникативных отношений.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here