Что такое компас 2 класс окружающий мир. «Компас». Презентация к уроку по окружающему миру 2 класс — презентация

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Компас" 2 класс система Занкова

Цель:  Формировать первоначальные представления о  компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.

Задачи:

образовательные:    повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться.

развивающие:           развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.

 

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного

Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас.

— Пусть этот урок станет уроком новых открытий  для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения.

-Сегодня на уроке ОМ мы продолжаем открывать тайны природы.

-А где их лучше всего открывать? (на природе)

— Для этого мы отправимся в поход.

-Кто ходил в поход? Молодцы.

-Как называют людей, идущих в поход? (туристы)

-Мы оправимся в воображаемый поход в лес.

-Что нужно взять в поход?

 

-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)

-Идем, идем,  подошли  к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»? ( земная поверхность,  которую мы видим вокруг себя)

-А что такое линия горизонта?( это за линия, где небо как бы сходится с землей)? —Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?  ( нет, линия  горизонта всегда отдаляется).

-Почему? –(потому что  Земля круглая)


-Молодцы.

-Посмотрите, на доске буквы: С Ю З В Выберите каждый букву, которая вам нравится . Выйдите к доске и объединитесь в группы, заняв новые места.

-Сегодня мы работаем в группе. Давайте вспомним правила работы в

группе:

Правила работы в группе

 

  • уметь  слушать другого
  • высказывать свое мнение
  • уважать мнение других

 

 

-Не случайно  мы вспомнили эти буквы .

-Кто догадался, что они обозначают?( стороны горизонта)

( 1 ученик прикрепляет на розу ветров основные стороны горизонта)

 

-Первая группа С- хором- (север), вторая-Ю- юг, третья- З- запад, четвертая В- восток (Командир группы ставит букву  на розу ветров на доске)

-Мы назвали основные стороны горизонта. Вспомните  и допишите промежуточные названия  сторон горизонта в группе. Лист № 1

 

 (работа детей)

-Проверим работу групп.

-1 представитель от группы прикрепит промежуточную сторону горизонта на доску Все внимательно слушают ответы и показывают знаки «+»,»-«

 

Итог: Назовите основные стороны горизонта.  Промежуточные.

-Для чего нужно их знать.

-А кто уверен, что очень хорошо запомнил стороны горизонта, поднимите руки?

— А теперь проверим, как хорошо каждый из вас может ориентироваться по сторонам горизонта. Будем писать графический диктант, но непростой, а по сторонам горизонта

 

-Чтобы не допустить ошибки, потренируемся и сделаем вместе.

-Показываем направление  рукой.

-Север- вверх, юг- вниз, запад -влево, восток- вправо.

 

-А теперь каждый сам проверит свои знания сторон горизонта.

-Перед вам маршрутный лист. Найдите поле в клеточку о поставьте карандаш в точку

Начинаем: 1 шаг = 1 клеточке.

 

           (4 клетки) на Юг

  • 4 клетки на В
  • 4 шага на С
  • 4 шага на З

 

— Какая фигура у вас получилась? (квадрат)                  

-Встаньте все у кого получился квадрат. Молодцы

— Так какие основные стороны горизонта? А промежуточные?

 

 

Целепологание.

-И вот мы пришли  в лес. (видеофрагмент- релакс)

Сколько всего интересного вокруг.

-А что можно делать в лесу? ( слушать пение птиц, любоваться природой…)

-А что нельзя?

-Гуляли мы в лесу и заблудились. Что делать?

-Что должен иметь настоящий турист, чтобы не заблудиться в лесу?

– А мы продолжаем разгадывать загадки природы, будущие туристы, отгадайте загадку.

Читайте также:  Охота на уток осенью в россии свежее видео. Охота На Утку Осенью

 

По стране в поход идём,

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный  друг

Путь на север и на юг.    (компас)

-Как догадались, подтвердите свое мнение строчками загадки.

—  На маршрутном листе давайте напишем на нем тему урока.

-(Компас)

-Давайте еще раз проговорим четко это слово вместе. Мы называем это слово компас, а моряки говорят компаас.

 (Учитель вывешивает на доску название темы урока «Компас»

-А что бы вы хотели узнать о компасе?

Дети отвечают на вопрос- учитель вывешивает на доску план урока:

1.Что такое компас?

2.Устройство.

3.Порядок работы.

 

 

-Что такое компас?  Как вы думаете, ребята?

-Задание 1. Из слов соберите определение компаса и наклейте полоски в нужном порядке. Помогут в работе ваши умения составлять предложения.

Учитель в это время раздает компасы.

(Компас- это прибор для определения сторон горизонта.)

-Проверим свое определение с определением, данным в учебнике на с. 75 (знаки)

-Так что же такое Компас? Проверка (диск)

— А зачем знать стороны света? ( Чтобы не заблудиться)

-Продолжаем наш виртуальный поход, ребята.

-Перед вами компасы.

-Что такое компас? (Прибор)

-Чтобы научиться пользоваться этим прибором, что нужно узнать?(Как он устроен)

— Рассмотрим, как устроен  компас.

— На что похож компас? (на часы)

-Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

 

-Предлагаю  внимательно рассмотреть компас вдвоем. Осудить в паре из чего состоит.

— Если сомневаетесь- обратитесь к учебнику.

-в рабочем листе найдите задание 2 и сами допишите составные части компаса.

 

-Из какие частей состоит компас? Все внимательно слушают и дополняют пару.

— -Проверка- доска. Еще раз проверим себя и записи в маршрутных листах.

-На какой вопрос урока мы нашли ответ? (Устройство компаса)

-Я внимательно слушала ваши ответы. Вы говорили МАГНИТНАЯ стрелка

-А что это значит? Кто ее намагнитил? Ответы детей…

Внимание на экран.

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/puteshestviya/dlya-chego-nuzhen-kompas

-Что мы уже знаем о компасе?

-Кто готов работать с компасом? Выйди к доске. Получилось?

-Что нужно узнать еще? (правила работы)

 

  1. Правила работы с компасом.

 

— Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

 

     Положите компас на ровную поверхность.

Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

Поверните корпус компаса так, чтобы буква «C» совпала с синим концом стрелки.

     Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

Проверка по группам. (интерактивная доска) Поставьте предложения в нужной последовательности. 1 группа

Группа С -1. Группа Ю-2. Группа З-3. Группа В-4.

Так что же такое компас?

Из чего он состоит?

Как пользоваться?

-Возьмите компас в руки. Обратите пристальное внимание на компас. Что заметили?(буквы не русские)

Стороны горизонта на компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы англ. языка.

Где будет север? Как называется север?

 Cевер-Норд –буква –энN( прикрепить на доску)

Противоположная сторона- югзюйт— буква S— зэ

Запад —вэст— буква дабл ю- W

— Восток- ист— буква Е

-Кто самый внимательный? Как на компасеузнать где север, если забыл латинские буквы??? 0!!!!!!градусов

Практическое применение компаса

-Давайте попробуем вместе с помощью компаса определить стороны горизонта.

Пользуемся планом.

  1. Прочитай 1 пункт плана……2,  3, 4.

— А теперь определите в каком направлении расположена доска-с, дверь- св, окно-юг

 

 

Закрепление полученных знаний. Практическая работа.

-В лесу много прекрасного. И в нашем классе тоже спрятались объекты природы.

-Каждой группе нужно будет определить с помощью компаса сторону горизонта своего объекта.( снегирь, синичка, снеговик, заяц)

— Выполните действия в соответствии с планом работы с компасом.

-Проверяем работу групп.

-А сейчас вопрос для самых смекалистых. Когда нужно использовать компас? Когда вы уже заблудились? (Нет. При входе в лес, чтобы выйти в обратном направлении)

Читайте также:  Пмп при отравлении угарным газом алгоритм. Первая помощь при отравлении окисью углерода

Допишите последнее задание в маршрутном листе.

Проверка (доска)21

5. Совет начинающему туристу.

Итог.

-Пора возвращаться домой, ребята.

-На все вопросы урока ответили?

-Кто помнит, что было главным на уроке?  Почему тема так важна?

-Что у нас получилось. Давайте озвучим их. 1 гр.

 

Рефлексия.

-Вернемся к фигуре, которая у нас получилась в начале урока. Нашли?

 

— Превратим его в компас, дорисуйте стороны горизонта.

— Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то нарисуйте стрелку на север.

-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте стрелку на юг.

 

-Если остались какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте стрелку запад.

Дома вы сможете более подробно изучить эту интересную тему.

-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте стрелку на восток.

-Встаньте дети у кого все получилось- похлопаем им

-Кого что-то огорчило?

-Это очень сложная тема, мы продолжим ее изучение и обязательно выйдем на улицу и будем ориентироваться по компасу.

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? (летчики, военные, моряки)

-Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.

 

-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, тур. слеты)

— А маршрутный лист поможет вам в подготовке домашнее задания.

-Спасибо за активную работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: «Компас» 2 класс система Занкова »

прил. компасный, -ая, -ое (у моряков компасный, -ая, -ое). далее

Слайд 5

В Большом энциклопедическом словаре : -(нем. Kompass) — прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. В словаре Даля: Компас -м . немецк., беломорское, магнитная стрелка на шпильке, с бумажною картушкою, на коей означены страны света. далее

Слайд 6

В толковом словаре Ефремовой: Компас – м.р. 1) Прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана. 2) перен. разг. Тот, кто определяет направление чьей-л. жизни, деятельности и т.п. В Википедии : Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности. Слово «компас» происходит от старинного английского слова compass, означавшего в 13-14 веках «круг». В словаре синонимов я нашёл: радиокомпас, гирокомпас, астрокомпас, каламита и другие. Морфология термина «компас» Это существительное мужского рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное. назад

Слайд 7

Сфера употребления термина : Используется в географии, окружающем мире, геологии, навигации, геодезии, военном и морском деле и др. Моряки ставят ударение на –а : компАс Компас – одно из величайших изобретений человечества. назад

Слайд 8

Для чего же нужен компас? Компас – это прибор, с помощью которого Вы можете быстро и легко сориентироваться на местности. На компасе есть отметки , которые помогут Вам разобраться, где и какая находится сторона света. Север (С – по-русски, N – по-английски), Юг (Ю – по-русски, S – по-английски), Запад (З – по-русски, W – по-английски), Восток (В – по-русски, E – по-английски). назад

Слайд 9

Строение компаса: Корпус Магнитная стрелка Предохранитель Компас Андрианова состоит из 5 частей : корпус компаса; визирное кольцо; магнитная стрелка; лимб (циферблат); зажим; назад

Слайд 10

Из истории возникновения : С давних времён люди научились определять стороны горизонта по местным природным признакам: по солнцу, деревьям, муравейникам. А компас был изобретён в Китае при династии Сун более 2 тысяч лет назад и использовался он для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к 12-13 векам. Выглядел он так — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале 14 века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку. Компас — это прибор, который столетиями помогал ориентироваться мореплавателям, первооткрывателям, летчикам, то есть всем тем, кто передвигался по планете. далее

Читайте также:  Пневматическое ружье с убойной силой как мелкашка. Самые мощные пневматические винтовки без лицензии

Слайд 11

Из истории возникновения компаса: «Синан» первый компас назад

Слайд 12

Какие же бывают компасы? Радиокомпас обеспечивает корректировку направления приема радиоволн. Механический компас Магнитный компас Спортивный жидкостный компас для туристов и альпинистов Гирокомпас для ориентации в Мировом океане. Астрокомпас указывает направление относительно положения Солнца или звезд Горный компас необходим для маршрутов геологов и географов. Электронный компас назад

Слайд 13

Правила пользования компасом. Положите компас на ладонь или на ровную горизонтальную поверхность. Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка успокоится. далее

Слайд 14

Правила пользования компасом. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С (север), а красный – с буквой Ю (юг); тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. назад

Слайд 15

Почему стрелка компаса всё время показывает на север? Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется потому, что сама Земля является огромным магнитом. Возьмите два магнита и вы увидите, как они притягиваются друг к другу. Свободно вращающаяся стрелка компаса показывает одним из своих ярко — окрашенных концов на Северный полюс Земли. назад

Слайд 16

Литературная страничка: Загадки Качается стрелка туда и сюда, Укажет нам север и юг без труда. (Компас). Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад, на восток. ( Компас ) По стране в поход идем — Друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. ( Компас ) Поговорки «Компас сломался» — так шутливо говорят о человеке, который не знает, куда идти дальше. «Хильнуть по компасу» — значит уйти откуда-либо (о человеке, которого выгнали) КОМПАС На любом корабле, что не чтит берегов И плывет посреди океана, Меж коробок и бочек, мешков и тюков, Есть и я, как душа капитана. Может шторм налететь, и тогда океан Крутанет, как волчок, наш корабль; Право-лево, верх-низ – все проглотит туман, И забудет, где север, где юг, капитан, И где запад, восток – не поймет капитан В этой пляске бушующих сабель. Только голову мне не удастся вскружить Даже самой пленительной буре. Я в любой круговерти нащупаю нить, Чтобы штурман увидел, куда ему плыть, На моей разлинованной шкуре. Я не только моряк. В рюкзаке за спиной По горам, по тайге – километры. Я всегда поклонялся богине одной. Отклонить мою стрелку от оси земной Не смогли ни вулканы, ни ветры. Соблазняли и запад меня, и восток, Только им никогда я не верил. Я прошел и проплыл сотни миль и дорог, Но душа вечно рвется на север. Это верно, что свой есть у каждого путь, Да не часто он прост и привычен, И пройти по нему – не плутать, не свернуть – Сможет тот, кто как я – намагничен. Павел Великжанов назад

Слайд 17

Заключение: Итак, теперь я знаю значение этого удивительного термина «компас». 2. Я понял для чего нужен компас и как им пользоваться. 3. Я выяснил из чего состоит компас и какими они бывают. Теперь, когда я куда-нибудь отправлюсь (ну, скажем в лес за грибами), я несомненно возьму этот чудо-прибор с собой. назад

Слайд 18

Источники информации: 1. http://images.yandex.ru 2. http://mirslovarei.com 3. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир, 2 класс. Часть 1. Самара: 2012. 4.«Я познаю мир». Детская энциклопедия. Автор-составитель: В.А.Маркин 5. «Хочу всё знать!» М.: Эксмо, 2011 6. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского О. Живаго. 7. Большая энциклопедия знаний. Перевод с немецкого Л.С. Беловой. М.: Эксмо, 2011. 8. http://enc-dic.com/Kompas 9. viki.rdf.ru 10. http://poxod.com.ua 11. http://abc-24.info 12. http://www.clubochek.ru назад

Слайд 19

Спасибо за внимание!