Что такое компас для детей. Что такое компас и для чего он служит?

Конспект занятия » Компас четыре части света»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16

г.Новочеркасск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Компас, четыре части света»

Подготовила : воспитатель

Кубаткина Надежда Николаевна.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Компас, четыре части света»

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус.

Ход занятия:

1.Беседа о компасе

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие четыре стороны света существуют.

Сначала послушаемрассказ одного мальчика.

Воспитатель читает детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды, и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало — испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то: наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Перед обратной дорогой я предлагаю немного подкрепиться и передохнуть- сказала мама.

Мама достала из походной сумки салфетку, расстелила ее на зеленой траве, разложила бутерброды, достала термос с чаем, и мы стали подкрепляться.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он, наверное, про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал

— Расскажи про эту волшебную коробочку — попросил я папу.

-Историю про коробочку — компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

В древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце, и луна, и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами.

Да, я понял, говорю я папе, если, например, в двенадцать часов дня солнце находилось над нашим домом, то и сегодня в это же время оно будет над нашим домом.

Совершенно верно, соглашается папа и поднимает вверх указательный палец. Но при одном условии, что и вчера и сегодня ты наблюдаешь солнце с одного и того же места. И вот древние ученые решили, что им надо как- то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров — солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света. Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом на самую большую высоту. Точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

А ночью как по звездам ориентироваться, спросил я.

Очень просто, ответил папа. Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.

Все ясно, сказал я. Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Читайте также:  Если рано утром встать лицом к солнцу какая сторона горизонта будет справа. Определение сторон света. 7 способов

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель задает вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:

Что такое компас, как он выглядит, опишите его. Для чего используется компас, куда показывает стрелка, какие четыре стороны света вы знаете, где по отношению к северу находится запад и восток.

Теперь давайтерассмотрим наш компас.Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети вместе с воспитателем рассматривают компас, определяют части света.

Игра:

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться.

Сначала выполнить простые задания. Нужно пойти на север, на юг( на восток, на запад). Как мы определили, где запад, где восток, где юг?

Теперь выполним  более сложные задания.

Заранее положить несколько  предметов  в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание  найти игрушку, сопровождая командами :  игрушка находится  в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д.

После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Итоги занятия.

Детям можно предложить в свободное время в группе нарисовать компас или вместе с детьми сделать макет компаса. Предложить игру в мореплавателей, используя в игре компас.

Конспект занятия "Компас, четыре части света"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 «Компас, четыре части света»

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать  словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта, глобус.

Ход занятия:

  1. Мотивация, проблемная ситуация.Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.
Читайте также:  Мох на дереве указывает направление на. С какой стороны растет мох на дереве?

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.  (Показ слайдов)

Послушайте стихотворение

"Стороны света"(М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их — вся планета.

Север — белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространствен-

ное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

положение юга.

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад — брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения). Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

 Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Читаю детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды  и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало- испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой . Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа  достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней  и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая , я бы от радости выше деревьев прыгал.

-.Расскажи про эту волшебную коробочку- попросил я папу.

-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным — давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять  направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды  в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров — солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

Читайте также:  Аптечка обж. Домашняя аптечка: какие лекарства должны быть дома

-Очень просто,- ответил папа.- Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную ,в той стороне , где находится Полярная звезда  и находится север.

-Все ясно,- сказал я , Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде  север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку  поместили на острие, расположенное в середине  картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Задаю вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:

  • Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
  • Для чего используется компас?
  • Куда показывает стрелка?
  • Какие четыре стороны света вы знаете?
  • Где по отношению к северу находится запад и восток?

Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева — запад, справа — восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания. Нужно пойти на север, на юг (на восток, на запад). Теперь выполним  более сложные задания. Заранее положить несколько  предметов  в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание  найти игрушку, сопровождая командами :  игрушка находится  в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Занятие с компасом продолжается на прогулке. Игра с компасом «Найди клад».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here