Добровольное автономное существование это. Автономного существования

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

Урок № 1

Автономное пребывание человека в природе

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Автономное существование человека в природной среде.
  2. Добровольное и вынужденное автономное существование.
  3. Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
  4. Определение сторон горизонта.

Глоссарий по теме:

Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.

Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:

  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться. Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны. Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность. Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь. А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

Варианты ответа:

А) звуковым

Б) невербальным

В) визуальным

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: 1 – А; 2 — В

Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Б – не подходит ни для одного

Читайте также:  Действия если вас взяли в заложники. Что делать, если террористы захватили вас в заложники

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:

  1. Есть нерастопленный снег
  2. Употреблять в пищу корень одуванчика
  3. Употреблять соленую морскую воду
  4. Разводить костер на торфяниках
  5. Пить воду, содержащуюся в рыбе

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: 1,3,4

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

2,5

Автономного существования

Выживание — это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Автономное существование – это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Оно может быть связано с характером профессии, которая предполагает работу в природных условиях, например геологов, геофизиков, нефтяников, гидрологов и т.п. В настоящее время эти специалисты работают вахтовым методом, т.е. по сменам в 15–30 дней. Вахтовый метод применяют для экономии финансовых средств – при этом не надо строить дорогостоящих поселков со всей инфраструктурой. Автономное существование людей вышеуказанных профессий добровольное, и к нему они готовятся заранее. Очень сложным и весьма трудным бывает вынужденное автономное существование, когда один на один с природой оказываются случайно, обычно при авариях транспортных средств, люди, не подготовленные к таким моментам жизни.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:

• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

• защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

• обеспечение водой и пищей;

• определение собственного местоположения;

• установление связи и подготовка средств сигнализации.

Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости че­ловека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение и подручные средства.

Действия в экстремальной ситуации.Практически все аварийные памятки рекомен­дуют потерпевшим оставаться на месте аварии или в непосредственной близости от него, если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия. Оставаясь на месте, следует организовать лагерь, выстроить надежное укрытие. Это поможет защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы, что особенно важно при наличии в группе травмированных. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную лов­лю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. Такая тактика выживания, как правило, облегчает действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о совершившейся аварии в конкретном районе. Логика движения пешеходов трудно поддается прогнозированию, и найти группу потерпевших аварию и ушедших с места аварии бывает подчас очень трудно.

Крупномасштабные мероприятия по поиску и спасению попавших в беду людей орга­низуются не так часто. В большинстве случаев люди, недооценивая опасности, ожидающие их на маршруте, по собственной беспечности попадают в аварийную ситуацию и вынужде­ны достаточно длительное время самостоятельно заботиться о сохранении своей жизни.

Читайте также:  Видео удаления клеща у человека. Как вытащить клеща в домашних условиях

В соответствии с двумя типами поведенческих реакций человека в экстремальной ситуации (пассивной и реактивной) можно выделить две различные тактики автономного выживания — пассивную и активную.

В тактике активного выживанияособое значение приобретает умение быстро и с наи­меньшими потерями ориентироваться на местности, например, находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к людям. Успех самостоятельного выхода к населенным пунк­там в аварийной ситуации во многом зависит от умения человека:

• определять стороны света и ориентироваться на местности;

• определять районы, где встреча с людьми наиболее вероятна;

• правильно организовывать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвен­ных признаков присутствия людей;

• владеть навыками следопытства, т. е. расшифровывать обнаруженные следы и метки.

Приемы активного выживанияпри отсутствии у потерпевших компаса, карты, незна­чительном запасе продуктов и невозможности определить местонахождение, могут быть следующие. Самое глав­ное — идти до первой встретившейся на пути реки или ручья. Даже совсем маленький руче­ек, если следовать вдоль него вниз по течению, приведет к другому, более крупному ручью, который, в свою очередь, приведет к небольшой речке, а та — к более полноводной. Чем больше река, тем вероятнее встретить возле нее людей. Населенные пункты, про­мышленные предприятия, лесные кордоны, лесосплавные участки, звероводческие хозяйст­ва, как правило, расположены близко к воде. Возле водоема легче встретить дорогу или тро­пинку, ведущую к населенному пункту.

По крупным рекам и озерам осуществляется судоходство, значит, есть возможность подать костровой или любой другой сигнал бедствия проходящему судну. Мелководные реки используются местным населением для перевозки грузов на мелкосидящих катерах и лодках. Охотничьи избушки и заимки также чаще всего строятся на берегах рек и озер. По­этому путь вниз по реке практически всегда приведет к людям. Вблизи реки намного легче обеспечить себя продуктами питания. Возле водоемов растут съедобные растения, в воде водится рыба, в прибрежных зарослях — водоплавающая птица, к реке на водопой постоянно выходят животные.

Вниз по реке со спокойным течением можно сплавляться на связанном из сухих бре­вен плоту. Правда, делать это надо, соблюдая все меры предосторожности, ведь даже на ти­хой реке могут встретиться опасные пороги, водопады и другие препятствия.

Сплавляясь по реке, равно как и двигаясь вдоль нее по земле, внимательно осматри­вайте берега: причалы, пристани, водозаборные трубы, буи и бакены, створные знаки, мос­тики, спускающиеся к воде тропинки, стожки сена, сушащиеся на шестах сети, перевер­нутые на песке лодки, домашняя водоплавающая птица — это все знаки присутствия людей.

Вообще во время перехода больше внимания обращайте на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, так называемые деревья-маяки (деревья с одной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты), укажут на тропу, дорогу или охот­ничью избушку. В некоторых районах страны у высокого дерева, стоящего возле охотничьей заимки, стесывают вершину, а вокруг, по периметру большого, иногда свыше километра в диаметре, круга, делают на стволах глубокие затесы. Для облегчения ориентирования перед выходом на маршрут поинтересуйтесь формой и принципом расположения меток, принятых в данной местности. При выборе маршрута следует учитывать местную сезонную миграцию населения, ха­рактерную для многих регионов страны.

В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к солнцу (в полдень – солнце в зените). Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа – восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5–1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли.

Направление на юг можно определить по большому скоплению (наплыву) смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает на южных склонах быстрее. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает больше на северной стороне дерева. Определить юг и север можно также по муравейникам, пологая сторона которых обращена на юг. После ориентирования на местности и определения своего местонахождения следует избрать маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали. Ночью можно ориентироваться по звездам, для этого надо определить положение крупных звезд (Полярной звезды, Большой Медведицы и т.д.). Если предстоит идти несколько дней, то на месте аварии надо предварительно сориентироваться по солнцу, мхам, муравейникам и переночевать на месте, а двигаться начать по всем определенным признакам рано утром, с рассветом.

Читайте также:  Как люди ориентируются на местности. Ориентирование по местным признакам

Тактика пассивного выживания.Приняв решение оставаться на месте, обязательно составьте подробный план дальнейших действий, предусматривающий:

• организацию временного лагеря;

• распределение обязанностей между членами группы;

• проведение разведки на местности для определения своего местоположения;

• обеспечение сигнализации и связи.

Первое действие – это сооружение укрытия. Временным укрытием могут служить тент, плащ‑палатка, снежные ямы и пещеры, шалаш из веток и других вспомогательных средств. Рядом с укрытием для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды разводится костер.

Типы костров: нодья, звезда, шалаш, колодец и др. Лучше всего разгораются сухие ветки, сложенные в кучу в виде шалаша. Огонь можно добыть с помощью луба, корней сухих деревьев и палочки или бечевы, но лучше всего дают искру удары камня о камень (камень должен быть осколком гранита, так как камни меловых отложений – мягкие, искру не дают). Искру можно получить ударами стали о сталь или твердого камня о сталь.

При разведении костра надо принять меры по недопущению пожара, для этого его надо разводить на подготовленной, очищенной площадке, вдали от деревьев (особенно сухих) и желательно на возвышенном, открытом месте. При таких условиях костер легче обнаружить с летающих самолетов, вертолетов и даже со спутников специального назначения (входящих в международную систему спасения при авариях на воде и суше).

Чтобы костер был обнаружен с воздуха, надо устроить дымление костра путем подбрасывания в разгоревшийся костер сырых веток с листьями (или хвоей) или зеленой травы. Также надо учесть, что в хорошую, ясную и безветренную погоду дым от костра поднимается столбом и при наличии ветра на высоте (даже слабого) дым «ложится». Учитывая это, костер нужно разжигать на возвышенном месте или на склоне, тогда дым от костра будет не «кружиться» вокруг него, создавая вам неудобства в пасмурную тихую погоду, а опускаться вниз по склону.

Для обеспечения пищей, подавления голода можно в качестве еды использовать молодые ветки и листья деревьев (липы, орешника и т.д.), кустарников, а также растения (только неядовитые). К ядовитым растениям относятся белена, цикута, волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз и др. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами, как и растения, необходимо только знать, какие именно.

Для утоления жажды (питья воды) также можно использовать неядовитые растения с сочными листьями и ягоды, а также молодые ветки деревьев. Это в случае отсутствия запасов и природных источников воды – родников, ключей, рек, озер, прудов, а также атмосферных осадков (дождя, снега, росы, инея, льда). Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров, серебра, таблеток пантоцида (1–2 таблетки на 1 л воды, выдержать 30 мин), йода (8–10 капель на 1 л), путем кипячения.

Если в месте аварии имеются водоемы (река, озеро), то можно организовать рыбную ловлю с помощью веток – удилище из древесного лыка, а в качестве блесны использовать пуговицу, булавку, любой блестящий мелкий предмет. Для охоты на птиц можно изготовить из веток или лыка ловушку – клетку с захлопывающейся «дверцей».

Природным перевязочным материалом (при получении травм в случае аварии транспортного средства) являются мох, сухая трава, мелко надранное тонкое лыко липы, березы, ивы, вербы и т.д.

Если до ближайших населенных пунктов, дорог и рек далеко, то обосноваться надо основательно, при этом сразу после разведения костра или нескольких костров выложить ветками деревьев знак SOS, а если имеется снег, то вытоптать знак SOS и обозначить ветками. Ночью применяются несколько костров (бездымных и огневых), также расположенных в виде знака SOS. При наличии сигнальных патронов днем применяются патроны с ярко‑оранжевым дымом, а ночью – с ярко‑малиновым огнем. Если нет поляны, то вырубается (выламывается) кустарник в виде знака SOS.

Главное – в любой, самой сложной ситуации не терять самообладания, веры в свои силы, свой разум и свою удачу.


Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 2910;


ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here