Дым какого цвета является сигналом бедствия на море. Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы

3 ноября. SOS . Интересные факты

3 ноября 1906года в Берлине страны-участницы Международной Радиотелеграфной Конвенции утвердили единый сигнал бедствия для радиосвязи на море.
Вестником морской катастрофы был установлен сигнал SOS (… — — — …). По азбуке Морзе на всех языках такой сигнал выглядел одинаково – три точки — три тире — три точки. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.

Еще до изобретенияв начале 1890-х годов радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Первый сигнал о бедствии на море был передан 17 марта 1899 годаодним из плавучих маяков, располагавшихся в районе Гудвин Сэндс, обширной отмели в проливе Ла-Манш, когда неподалеку от него на мель село торговое судно "Elbe".
6 февраля 1900 года состоялась первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море… Еще в мае 1895 года российский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал прибор, названный им "грозоотметчик", который был предназначен для регистрации электромагнитных волн. Этот прибор считается первым в мире аппаратом беспроводной телеграфии, радиоприемником. Изобретением сразу же заинтересовались на флоте. В 1897 году при помощи аппаратов беспроводной телеграфии Попов впервые осуществил прием и передачу сообщений между берегом и военным судном…
Однако практический дебют системы Попова состоялся позже – в ноябре 1899 года российский броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" напоролся в Финском заливе на подводную скалу возле острова Гогланд. Для ускорения спасательной операции требовалась бесперебойная связь с командованием в Петербурге. Было решено использовать беспроводной телеграф системы Попова. Необходимое оборудование на Гогланд завез ледокол "Ермак".

Система заработала не сразу, но к 6 февраля 1900 года удалось установить надежную связь. И именно в этот же день около другого финского острова – Лавансари – оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Попов принял сообщение и передал его капитану ледокола “Ермак”, участвовавшему в снятии "Апраксина" с камней: "Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море". Ледокол немедленно вышел в море и успешно спас 27 рыбаков. Это сообщение стало первой официальной русской радиограммой. К апрелю 1900 года броненосец "Апраксин" был успешно снят со скалы.
Радио, называвшееся тогда "беспроводным телеграфом", использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на море. Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше. Только летом 1901 года радист парохода "Лэйк Чэмплейн", ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода "Лукания"…
На судах стали появляться радиостанции и появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.
В 1903 году в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что "станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море", стандартный сигнал не был утвержден.
Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия.
Первоначально предложенный сигнал – CQD – был утвержден 7 января 1904 года "Циркуляром № 57" компании "Marconi International Marine Communication Company", и предназначался для судов, оборудованных ее радиоаппаратами. CQD – первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя – D – была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger – опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу "Come Quick, Danger", что означает "Идите быстрее, опасность".
В виде азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другие.
В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В работе берлинской конференции приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия.
Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О – тоже достаточно (— — —). Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S. Так был создан сигнал SOS.
После утверждения единого сигнала бедствия радиостанции всех этих стран должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
Надо заметить, что в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов, которую или передавал радист или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно.

Читайте также:  Выбленка узел. Морской Выбленочный узел

Интересные факты:

О бедствии могут гласить клубы оранжевого дыма, открытое пламя на судне. Используют пиротехнику: например, красные ракеты, выпускаемые через короткие промежутки времени, красный фальшфейер или красная парашютная ракета. Перевернутый государственный флаг также сигнализирует о беде. А если под рукой не оказалось ничего подходящего, можно послать сигнал медленно поднимая и опуская руки, вытянутые в стороны.

Дважды в час на море наступает радиомолчание. Любое сообщение обрывается на полуслове в назначенное время, и радисты вслушиваются в эфир на частоте 500 кГц – не посылает ли кто-нибудь сигналы о бедствии. Это время – с 15 по 18 минуту и с 45 по 48 минуту каждого часа – даже отмечено на часах радистов красными секторами.

Сигнал SOS вовсе не означал какую-либо сокращенную фразу, просто данная последовательность была удобна для запоминания. Уже позже моряки стали "расшифровывать" ее на все лады. Самыми распространенными фразами стали Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души) и Save Our Ship (спасите наш корабль). Или Swim Or Sink (плывите или утонем).

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. На "Титанике" погибло 1489 человек. 712 спасенных пассажиров были обязаны жизнью SOS, передаваемому по радио.

Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход "Славония", налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 года. Но тогдашние газеты сообщали, что со "Славонии" передавали CQD.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход "Арапаоэ" потерял ход и лег в дрейф по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

15 апреля 1972 года радист американского линкора "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS… с "Титаника", который утонул 60 лет назад! С берега радисту велели не реагировать и следовать прежним курсом. Потрясенный радист изучил военные архивы, и выяснил, что его коллеги каждые шесть лет принимали сигнал бедствия якобы с "Титаника" – причем именно 15 апреля, в день крушения легендарного парохода. Спустя шесть лет радист утверждал, что вновь получил таинственный сигнал, писали о нем и в газете 1996 года. Мистики этим феноменом заинтересовались: предполагали, что это либо фантом, либо "сигнал сквозь время". А кое-кто утверждает, что капитан "Титаника" незадолго до катастрофы сам получил свой же сигнал бедствия.

С 1 февраля 1999 года все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему – GMDSS. В связи с этим значение сигнала "SOS" уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

3 ноября — Календарь Истории.

Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы

Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок.

1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др.

Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в «Международных правилах предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

SOS — один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:
  • · радиотелеграф
  • · клотиковый фонарь;
  • · прожектор.

Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море — это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

  • · горящие красные фальшфейеры;
  • · красные ракеты с парашютом;
  • · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
  • · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).
Читайте также:  Состояние переправы. В Красноярском крае открылись первые пять ледовых переправ

В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

  • · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
  • · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
  • · оранжевые дымовые шашки.
В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:

  • · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
  • · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

Международные сигналы бедствия на море: правила применения

Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.


В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени.

Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы
Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

к содержанию ↑

Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) – может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк – передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция – в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы – факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения – дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты – помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули – при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер – тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

“Павлиньи Перья” – маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску – с одной стороны синюю, с другой – жёлтую.

Средства подачи световых сигналов – свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток – весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце – световой “зайчик” от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию.

Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым.

Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр “хатка”, который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас.

Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

к содержанию ↑

Огонь.

Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы
Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света.

Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами – они легко загораются.

Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева.

Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья – иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

к содержанию ↑

Читайте также:  Из чего делают лезвие ножа. Основные нюансы и этапы при ковке ножа

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни.

Световой “зайчик” при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния – на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Не направляйте световой “зайчик” от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более, чем на две-три секунды. Иначе Вы можете ослепить пилота.

к содержанию ↑

Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, – они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов – ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Смотрите пример некоторых международных сигналов бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение.

При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите.

Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы
После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы – иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

к содержанию ↑

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с “восьмёркой” на конце вправо, а тире – отмашкой с “восьмёркой” на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

к содержанию ↑

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

Звуковой сигнал – три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

Световой сигнал – как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

Звуковой сигнал – три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

Световой сигнал – три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами.

Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью.

Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

к содержанию ↑

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах,…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here