Из чего сделать ствол. Ружейные стволы. Технология изготовления

Как делают стволы для оружия

Ствол любого огнестрельного оружия, будь то ручное или артиллерия — один из важнейших и самых дорогих компонентов. В некоторых моделях, стоимость одного только ствола может доходить до половины от цены всего оружия. Ниже мы рассмотрим процесс изготовления стволов от заготовки, до готового изделия.

Сталь для стволов поступает в виде трубок и первым шагом является ее нарезка на заготовки необходимой длины.

После чего в заготовке высверливается отверстие, которое в будущем станет каналом ствола. На специальном станке заготовка вращается со скоростью порядка 500 оборотов в минуту, а скорость вращения сверла (в противоположную заготовке сторону) достигает 2000-3000 тысяч оборотов.

Следующий этап разглаживает отверстие от следов сверления, делая канал ствола идеально гладким.

В случае с гладкоствольным оружием на этом этап производства может быть завершен. Или же дополнительно производится хромирование для повышения износостойкости и прочности ствола.

Впрочем насчет необходимости хромирования стволов ходит немало споров, как в гражданской, так и военной среде, поэтому о преимуществах и недостатках оружия с хромированными стволами следует говорить отдельно.

В случае же с нарезным оружием, на этом этапе только начинается самое интересное: нанесение нарезов. Для этого могут использоваться разные технологии:

Ротационная ковка. В канал ствола вставляется шаблон с обратным профилем нарезов, после чего происходит обжимка ствола. В итоге нарезы буквально отпечатываются в канале. Кроме этого, производители, пользующиеся таким методом, утверждают, что при ротационной ковке сталь сжимается, от чего повышается ее плотность. Сам по себе способ считается самым быстрым и дешевым.

Протяжка. При этом методе специальный профиль с нарезами протягивают через канал ствола, в котором вырезаются нарезы. Чаще всего этот метод применяется для изготовления стволов для пистолетов или крупнокалиберного оружия.

Электрохимическое травление — наиболее распространенный в России способ. В канал ствола вставляется заготовка с профилем нарезов, после чего на нее подается напряжение. В итоге, в месте соприкосновения профиля, сталь ствола вытравливается, оставляя нарезы. Способ этот дорогой, но очень точный и достаточно быстрый.

Литье. Это эксперементальный, но перспективный метод, который пока не удалось освоить, чтобы получать стволы, обладающие необходимыми параметрами. Тем не менее, работы в этом направлении ведутся и, возможно, уже в ближайшем будущем готовые стволы для любого оружия будут попросту отливаться, что позволит существенно снизить их стоимость.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Кроме этого, ваши подписки очень помогают в развитии канала. Заранее спасибо.

DIM
На строительном рынке видел латунные трубки с внутренним диаметром около 4 мм. Появилась мысль: а нельзя ли сделать лейнер? К трубке припаять два наконечника (один из них с наружной резьбой), вставить все это в трубку большего диаметра и растянуть лейнер при помощи резьбы (для выравнивания) затем откалибровать и нарезать.
ЗЫ. Шаг нарезов можно изменять поворотом одного из наконечников.
mi
Ну я пробовал делать. Лет 20 назад. По нынешним временам проше всеже купить. Особенно под пневматику.
DIM
Купить всегда проще если есть где.
А особенно за что. Мне интересно, есть ли положительные результаты?
artemium
Дело в том что есть достаточно много способов сделать нарезы,но при латунном лейнере обычно они делаються протяжкой.А протяжка с жесткими допусками стоит столько что можно на эти деньги купить десяток винтовок и снять с них требуемые детали.

Короче говоря овчинка выделки не стоит.
Конечно если работаешь на оружейном заводе большим начальником то может и стоит.

Leftenent
30-9-2004 00:50 Leftenent

quote:

Originally posted by DIM:
На строительном рынке видел латунные трубки с внутренним диаметром около 4 мм. Появилась мысль: а нельзя ли сделать лейнер? К трубке припаять два наконечника (один из них с наружной резьбой), вставить все это в трубку большего диаметра и растянуть лейнер при помощи резьбы (для выравнивания) затем откалибровать и нарезать.
ЗЫ. Шаг нарезов можно изменять поворотом одного из наконечников.
[URL=https://forum.guns.ru/forums/icons/attachments/51874.jpg][/URL]

Видел я пост тро то, как нарезать ствол, по моему на Демьяновском сайте, причем там было и о том, как сделать протяжку. Но все это не для домашних условий.

RAT
В глубоком детстве работая на заводе делал ствол под мелкашку 5,6 , самая большая сложность не в технологии протяжки ее можно сделать на любом токарном станке с достаточно длинной рамой , самая сложность с изготовлением самой протяжки под такой калибр , сделать 6-12 нарезов на диаметре 5,5 или 4,5 а если еще полигональные захочешь , нужен классный расточник с фрезми 0,5 0,3 мм , и позищионером по углам , потому что нарезы должны идти под углом причем расчитанным пртяжка сама закручиваеться под расчитанным углом на мелкашечных стволах шаг 380-420мм , так что не имея хорошей станочной базы для изготовления протяжки , об изготовлении можно не думать иначе получиться такая коряга , если есть нормальная протяжка то ствол можно протянуть дома с помощью нехитрых приспособлений .
mi

quote:

Originally posted by RAT:
В глубоком детстве работая на заводе делал ствол под мелкашку 5,6 , самая большая сложность не в технологии протяжки ее можно сделать на любом токарном станке с достаточно длинной рамой , самая сложность с изготовлением самой протяжки под такой калибр , сделать 6-12 нарезов на диаметре 5,5 или 4,5 а если еще полигональные захочешь , нужен классный расточник с фрезми 0,5 0,3 мм , и позищионером по углам , потому что нарезы должны идти под углом причем расчитанным пртяжка сама закручиваеться под расчитанным углом на мелкашечных стволах шаг 380-420мм , так что не имея хорошей станочной базы для изготовления протяжки , об изготовлении можно не думать иначе получиться такая коряга , если есть нормальная протяжка то ствол можно протянуть дома с помощью нехитрых приспособлений .

Во…Во.. А теперь добавим разверточки калиброванные после протяжки пройти, ну и доступ к старой советской гальванике хром положить, да и термист хороший лишним никогда не был….

RAT
термист не нужен это не огнестрел , стволы бронза латунь самое то и режеться легче гораздо , дефицит , расточник и инструмент , в слесарной мастерской короче не сделаешь надо производство профильное , большой завод , станок шлифовальный который диаметр протяжки под 4,5 подгонит , резцом не та классность получаеться
DIM
30-9-2004 19:35 DIM
А если закрученную на нужный угол трубку протянуть по прямой (инструмент во время протяжки не поворачивается) а потом предварительную закрутку убрать???
В «The airgun from trigger to target» был описан вариант изготовления нарезов при помощи наждачного порошка
Leftenent
30-9-2004 19:37 Leftenent

quote:

Originally posted by DIM:
На строительном рынке видел латунные трубки с внутренним диаметром около 4 мм. Появилась мысль: а нельзя ли сделать лейнер? К трубке припаять два наконечника (один из них с наружной резьбой), вставить все это в трубку большего диаметра и растянуть лейнер при помощи резьбы (для выравнивания) затем откалибровать и нарезать.
ЗЫ. Шаг нарезов можно изменять поворотом одного из наконечников.
[URL=https://forum.guns.ru/forums/icons/attachments/51874.jpg][/URL]

Есть у меня инфа, о том как нарезать ствол, но , как не хочу не могу поставить ее в форум.
может кто нибудь подскажет?

DIM
Щелкни над своим сообщением иконку с листом бумаги и карандашом (Edit/Delete message) потом внизу вставь название файла
Leftenent
30-9-2004 21:38 Leftenent
Вот: нашел, но статья не моя, за перепечатку очень прошу извинить меня.

А теперь о том как надо делать на коленке.
Стволы больших длин как правило не делают кустрным способом, поэтому тонкости их домашнего приготовления опустим за ненадобностью (в принципе процесс отличается лишь большим количеством протяжек и большей требовательностью к равномерости вращения протяжки или заготовки вокруг своей оси).

50см ствол без особых проблем можно сделать нижеописанным методом.

Для ствола вкладыша в охотничье ружье достаточно использовать кругляк меди или бронзы, хотя лучше постараться найти латунь.
Для свинцовой пули типа 5.6мм прочности такого стволика хватит за глаза. Если Вы используете сталь то тоже не проблема, но надо знать, заготовка не должна быть закалена более 50hrc (легко берется напильником). Иначе может лопнуть стержень протяжки.

Калибр готового ствола зависит от того каким диаметром Вы его просверлите.
ПРотягиваются конечно легче более крупные колибры. Поэтому скажу сразу — пневматику не тянули.

После чистового сверления он должен быть меньше калира пули на 0,1 мм, а для свиновой пули (типа мелкашки) можно меньше даже на 0,4 мм тоесть дырка 5,2мм.

Затем берется стержень серебрянки (углеродистая сталь по свойства похожая на очень качественную пружинную) если внутренний калибр будет 5,6мм то стержень 5мм в диаметре.
Самый кончик стержня нагревают до градусов 800 (до явишнево красного цвета) с торца и осаживают.
Работа примитивная — нагрел горелкой кончик прутка и быстро постучал торцом прутка по наковаленке или рельсине. Конец должен оадиться и раздастся до размера около 5,6мм.
Ели раздасться чуть эксцентриком иили немного ен по оси — не страшно.
Его нужно будет полирнуть и после этого останется как раз 5,55мм.
Да, длина стержня должна быть хотя бы сантиметров на 10 больше длины заготовки стовла.

Затем простым надфилем делаем с небольшим углом к оси прутка нарезы на раздавшейся части. Кто видел как выглядит пуля после ствола ещё легче понимает о каком угле идет речь.

Приятель мой извращался по разному, добил он меня тем, когда селал трехгранным надфилем нарезку на стержне протяжки из 16 полей.
Ствол смотрелся изнутри так, как буд то был предназнечен для стрльбы шестеренками . А пуля вытащенная из блока ДВП был больше похожа не на пулю а на часть часового механизма.
Но ничего — работало, правда как он его чистил свой агрегат, это отдельная песьня.
Вам для экспериметов 4 нареза хватит за глаза. Незабудьте важную вещь — нарезку пропиливать на этой осаженой части прутка надо именно под углом, что бы потом пролезая через ствол она сама себя закручивала. Так что прикиньте заранее какой шаг хотите получить.
И еще один вжный момент — что бы легче было работать потом постарайтесь сделать нарезы на прутке шире чем поля.
Именно поля будут проминать внутреннюю поверхность трубки, так что тащить легче будет, да и пруток не лопнет в стволе тоже.

После того как все по размерам готово (нарезы могут быть и глубже впилены в пруток чем внутренний диметр трубки — это совершенно не важно) надо закалить пруток.
Сие можо сдлеать и горелкой, но лучше отнести термисту, что бы мудрое око термиста не лезло в суть покройте весь пруток слоем меловой зубной пасты или токим слоем глины и дайте высохнуть. Заодно это предохранит вашу работу от корозии во врмя нагрева под закалку.
Термисту скажете что ломался специальный длинный клапан из западной машины (или что такое). Закалии и теперь нужно будет отпустить до 53 hrc. На практике сделать это точно трудновато, потому отпускайте до начала появления коричневатого цвета, но не допускайте появления синевы на осаженом концике — он должен бть сравнительно твердым. А вот тело прутка надо кк раз отпустить до красивого василькового вета — на пружинные свойства.
Отпускать лучше в печи, в том числе в духовке на максимуме минут 15. Затем просто спокойно дать остыть с печью. Псоле чего снова чуть полирнуть нарезаннй торчик прутка и весь пруток слегка тоже.

Ну и теперь самое приятно и страшное — протяжка.

В заготоку просовывают неосаженным концом вперед подготовленный Вами стержень на торце котоорого негативная копия Вашей будущей нарезки.

Теперь надо решить чем будете тянуть стержень по стволу — лучше всего для этого подходит токарный станок. В патрон трубку со стержнем а конец стержня в супорт зажимаем. Включаем ход суппорта к задней бабке и просто руками помогаем задать тот шаг что выбрали при изготовлении стержня-протяжки и немного можно корректировать в ту сторону что хотим.
Обязательно хорошенько потренируйтесь заранее подкручивать патрон с нужной скоростью и очень плавно , что бы во время процеса руки не подвели.
Если нет токарного станка, то наверное можно тянуть стержень тросом через блоки. Приятель однажды тянул камазом (инструментальный цех в воскресенье был закрыт, а народ приехал посмотреть на обещанный процесс, так что пришлось выкручиваться).
Он тогда приварил крюк на казенную часть будущего ствола , зацепил заготовку этим крюком за подвеску бронемашины (тяжелая зараза во дворе стоит) и зацепив тросом за скрученный в кольцо конец стержня потянул Камазом задним ходом.

Народ ржал и подвывал, а он тянут, ио все получилось.
За счет длинного троса и косой нарезки на конце протяжечного стержня нарезы получились очень ровные.

Да! Забыл!
Для того что бы легче пошла протяжка надо трубку внутри хорошенько омазать графитовой смазкой, чистый порошок графита тожеможно использовать, но не оставляйте его насыпанным свободно в канале заготовки — может заклинить стержень.

И последний тонкий нюанс (для маньяков).

Только на высококлассных стволах встречается прогрессивная нарезка и чек.
Прогрессивную приятель научился делать сам и Вы можете тоже сделать на токарном, если чуть быстрее будете крутить патрон руками к концу протяжки.

А вот чек я придумал как делать — горелкой нагревается градусов до 350 (потемнеет сильно) последние 5 см заготовки ствола и быстро протягивается стержень с нарезкой.
Так как нагретый конец заготоки ствола расширен, то протяжка в нем сформирует равный по диаметру проход имеющий теперь уже нарезы, но после того как кончик ствола остунет у Вас будет нарезной ствол с одного конца имеющий димаетр канала ствола чуть меньше (чок). И если гдето по стволу Вы допстили неточное движение, то этот последний участок исправит движение пули — на выходе обожмет ее и задаст четкое направление вращения и полета.
Что на точность скажется только в лучшую сторону.

Надеюсь то что я хотел донести, объяснил понятно, а кому надо, тот сам ВСЕ понял.

pffafer
1-10-2004 00:06 pffafer
Н-да. Звучит заманчиво. даже не очень и верится.
Для винтовки в калибре 4.5 заморачиваться, как мне кажется, глупо. Действительно, пошёл в магазин и купил ствол неплохого качества вместе с винтовкой, ещё и детальки для СМ останутся.
А вот пистолетный ствол в калибре 5.5 (типа, как у прОста http://forums.nf.ru/read.php?f=13&i=17619&t=17618 ), если технология работает, можно сделать.
Протяжки вообще то имеют несколько (5-10-20) режущих радиусов, разных диаметров. Чище получается.

А с одним, получится грубо. Но, может, для охотничьего пистоля и пойдёт:
Если нет токарного станка с приводом задней бабки, то можно и стенд сделать, а вытягивать длинным винтом и т.д.

Если это не хохма, конечно. Танки грязи не боятся, но чтоб стволы ими тянуть:

Leftenent
1-10-2004 00:21 Leftenent
[QUOTE]Originally posted by pffafer:
[B]Н-да. Звучит заманчиво. даже не очень и верится.

И звучит заманчиво, и не верится (сам работал на заводе, где применялось глубокое сверление и протягивание (плунжерные пары для смазочных систем), видел и сверла для такого сверления и протяжки, причем на Американском оборудовании TRABON, но мой дружок, еще в школе делал пистольные стволы 5,6 из латуни, но только дорном.
Вот так.

RAT
Чего языками чесать надо пробовать делать , если есть у кого доступ к тяжелому станочному оборудованию для пробы протянуть 10см ствол с 4мя нарезами посмотреть чего получилось , а то так можно за жизнь трепаться долго , могу сказать точно , стволы 5,6 из бронзы 6 обычных нарезов тянулись достаточно хорошо длина ствола 300мм на все уходило 2 смены сначала сверловка и развертка , потом пртяжка и проход калибром и ершиком заусенцы сбить , по хорошему надо шлифануть с гоя хорошенько
SlepoySn
2pffafer
станков с приводом задней бабки не видел,
если могеш скинь фотку
________
с трубкой понятно, а как просверлить болванку 500мм под калибр 4,5 ????????
SwD
Хотелось бы посмотреть на человека, который изготовит ствол качественней муркиного.. Я уж не говорю про лейнированные псрм/иж-22..
KVK

quote:

Originally posted by SlepoySn:
с трубкой понятно, а как просверлить болванку 500мм под калибр 4,5 ????????

Сверло надо списияльное-одноперовое
Которое само центруется при сверлении.

RAT
@SwD
Этот пост как и многое на форумах вообще относиться к теме «а что если бы …» , врядли кто будет этим заморачиваться , хотя если у кого то есть достаточная база возможно изготовление недорогих стволов приемлимого качества калибра 5,5 мм , коих я чото так и не нашел , кроме обещаний притаранить с Украины в любом количестве , но чего то посто там мирно затих
pffafer

quote:

Originally posted by SlepoySn:
2pffafer
станков с приводом задней бабки не видел,
если могеш скинь фотку
________
с трубкой понятно, а как просверлить болванку 500мм под калибр 4,5 ????????

Живьём тоже не видел, только на картинке.
Что-то типа такого: «Вид привода пиноли задней бабки-гидравлический» http://www.asvtehno.ru/st9.htm
http://www.asw.ru/spec_modern.htm
тут эл.механический.
А стволы сверлят, используя уже названое KVK одноперовое сверло, при этом оно вращается
по часовой стрелке, а болванка-заготовка против часовой, и сверло не уводит.
Как просверлить не длинный стволик встречал где-то статью, (может на Airgunmod), типа сверлим в обычном токарном удлиннёённым самодельным сверлом, потом полученные отверстия используем как центра и обтачиваем болванку по внешнему радиусу.

Читайте также:  Следы лося и кабана. Следы животных с подписями

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here