Как показать сос фонариком. Азбука Морзе СОС

Как правильно подавать сигналы SOS

Мы много рассказывали о том, как выжить в чрезвычайных ситуациях. Заблудившись в лесу, оказавшись в неизведанной местности при крушении самолета или поезда, посреди моря при кораблекрушении – навыки выживания, безусловно, нужны всегда. Но иногда бывает и так, что своих сил не хватает, или ситуация настолько безысходная, что без посторонней помощи не обойтись. Поэтому, помимо знаний о том, как себя вести в такой ситуации, необходимо также и знать, как правильно звать на помощь.

Беспроигрышный вариант – огонь

В любых диких условиях самым верным способом подать сигнал бедствия является сигнал с помощью огня. Если у вас получится добыть огонь, то вы уже можете воспользоваться несколькими способами для подачи сигнала SOS:

  • Можно воспользоваться международным сигналом бедствия – три костра в форме равностороннего треугольника. Но учтите, что расстояние между кострами должно быть не менее трех десятков метров, чтобы с высоты они не слились в одну точку. Конечно, и один большой костер также можно использовать в качестве сигнала, но он не выглядит так подозрительно, как три, которые передают слово “SOS” наверняка. Разжигать костер нужно на открытой местности и в идеале на каком-нибудь холме.
  • Если вы застряли, например в хвойном лесу и не получается развести ярко-горящий костер, то в этом случае вам поможет дымовой костер. Набросайте много веток, шишек, мха, травы – и большой поток белого дыма будет хорошо выделяться на фоне темной листвы.
  • Вы можете выложить слово SOS из сухих веток и также их поджечь. Это лучше делать на открытой местности, и так же желательно на холме. Для каждой буквы выройте канавки, длиной около трех метров, иначе с высоты их будет трудно заметить. В канавки набросайте сухие ветки и подожгите. Этот способ хорош особенно в зимнее время года, так как на белом снегу всегда останутся контрастные следы от горящих веток.
Читайте также:  Гладкоствольного ружья иж 58. Ружье ИЖ 58

Есть фонарик или зеркальце? Отлично!

Световые сигналы тоже действенный вариант. Если у вас с собой оказался фонарик – это очень хорошо. Свет от фонаря видно на достаточно большом расстоянии. Как только вы услышите шум самолета или вертолета, начинайте «отсвечивать» сигнал спасения, ритмично закрывая фонарик рукой – три коротких сигнала, три длинных и опять три коротких. После небольшого перерыва повторите сигнал SOS опять. Понапрасну батарейки лучше не сажать – используйте фонарь только тогда, когда уверены, что над вами есть потенциальный объект спасения.

Также, световой сигнал спасения можно подать и с помощью солнечного зайчика. Но для этого вам понадобится не только зеркальце или его подобие, но и, конечно же, солнце. В безоблачный солнечный день отражение солнечного зайчика вполне реально увидеть с самолета. Но здесь главное четко отработать три точки — три тире — три точки, чтобы пилоты явно поняли, что это не обычная игра света. В качестве зеркала можно использовать и фольгу, и широкое лезвие ножа, или что-то наподобие, способное ловить и отражать солнечный свет.

Если ничего с собой нет – поиграйте с тенью

Часто бывает так, что собой нет ни спичек, ни зажигалки, ни фонарика. В этом случае сигналы SOS нужно конструировать из подручных средств, обеспечив, в том числе с помощью отбрасываемой тени, максимальный контраст между самими буквами и местом, на котором они находятся.

Летом можно найти открытую поляну и выложить на ней буквы из веток, при этом так же надо вырыть канавки и обсыпать буквы по контуру – от сооруженных горок на траве появится тень, которая увеличит контраст букв. Кроме того, хорошую тень отдают и бревна, крупные ветки и т.д. – чем выше буквы, тем больше тень.

Читайте также:  Как разжечь костер на природе. Пошаговая инструкция: как правильно разжечь костер

Если в местности вашего бедствия есть камни – они также отлично подойдут для спасательной надписи.

Зимой сигнал SOS точно так же выкладывается на снегу, производя обводку букв снегом, вырытым из канавок. Чем выше вы делаете бортики, тем больше тень.

Обратите внимание, что буквы лучше делать, используя преимущественно прямые лини и углы, так как такие сочетания редко встретишь в естественных природных условиях и они точно покажутся подозрительными. Кроме того, так как подобные сигналы не так бросаются в глаза как свет от костра или от фонаря, то лучше постарайтесь сделать несколько теневых сигналов.

Можно придумать еще множество способов, как подать сигнал спасения, но на всякий случай никогда не забывайте, что сигнал SOS – это «три точки — три тире — три точки» и старайтесь отработать это послание любым доступным в вашей ситуации способом.

______________________________________________________________________________________

А Вы попадали в ситуации, когда давали сигналы о помощи? Что это была за ситуация? И каким способом Вы сигнализировали об этом?

______________________________________________________________________________________

Распространенные заблуждения о сигнале SOS

"РГ" собрала несколько фактов, опровергающих расхожие заблуждения об использовании этого сигнала.

Вопреки распространенному мнению, "три точки — три тире — три точки" представляют собой не набор букв S, O и S. Сигнал "…—…" появился несколько раньше, чем его общеизвестное обозначение и является, по сути, отдельной "буквой", самостоятельным знаком в азбуке Морзе. При наборе собственно букв между группами точек и тире должны делаться паузы, сигнал SOS же набирается без пауз.

Такая последовательность была удобна для запоминания и распознавания, так как является самым длинным отдельным знаком "морзянки" и имеет симметричную структуру. Именно поэтому в 1906 году она была выбрана в качестве универсального сигнала бедствия. А его название SOS возникло лишь как инструмент для запоминания и обозначения. В азбуке Морзе "…—…" образуют сразу несколько сочетаний букв: VTB, SMB, IJS, VGI, SOS, IATNI, IAGI, EEETTTEEE. Очевидно, что SOS является самым простым и запоминающимся из них, поэтому именно ему было отдано предпочтение.

Читайте также:  Крючок для лески. Как привязать крючок к леске

История затонувшего корабля "Титаник" обросла множеством красивых легенд, одной из которых было то, что именно с терпящего бедствие гиганта был впервые в истории подан сигнал SOS. Однако это не соответствует действительности. Между принятием сигнала в качестве международного стандарта и трагедией в Атлантическом океане прошло почти шесть лет, кроме того, еще до момента вступления в силу решения Международной радиотелеграфной конференции сигналом SOS пользовались некоторые немецкие корабли. Первое же использование сигнала на международном уровне, о котором известно достоверно, приходится на август 1909 года, когда задрейфовал американский пароход "Арапаоэ".

Универсальный сигнал о помощи

Сложилось мнение, что сигнал SOS является неким универсальным сигналом о необходимости помощи. Разумеется, за более чем вековую его историю это заблуждение стало не слишком далеким от истины: услышав крики "SOS!" или увидев такую надпись любой поймет, что у кого-то что-то неладно. Однако официально этот сигнал относится лишь к радиотелеграфной связи. По сути, сигналом о помощи является лишь соответствующее сочетание точек и тире. Даже с терпящих бедствие кораблей и самолетов по голосовой связи в качестве сигнала бедствия используется фраза "Mayday! Mayday!", что дословно означает "Майский день!". Эта фраза была выбрана как созвучная французскому m'aidez — "помогите мне".

Существует ошибочное мнение, что SOS — это некое сокращение осмысленного призыва к помощи, состоящего из трех слов. Например, эту "аббревиатуру" расшифровывают как Save Our Ship ("спасите наш корабль"), Stop Other Signals ("прекратите иные сигналы") Save Our Souls ("спасите наши души"), Swim Or Sink ("плыть или тонуть") и даже русскоязычное "спасите от смерти". В действительности, как было сказано выше, SOS — это произвольный, не имеющий смысла набор букв. Так же как и он, все его расшифровки были придуманы моряками как мнемонический инструмент.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here