Какой предмет может помешать компасу. Как ориентироваться по компасу?

Тест «Ориентирование на местности»
тест по окружающему миру (2 класс) по теме

Окружающий мир

                       Тест «Ориентирование на местности»

                                               Ф.И.уч.______________________________________

1. Найди группу, в которой правильно названы основные стороны горизонта.

             Север, запад, юго-восток

        Северо-запад, северо-восток, юго-запад

        Юг, запад, восток

2. Для чего нужен компас?

        Для того, чтобы находить дорогу

        Для того, чтобы определять стороны горизонта

        Для того, чтобы не заблудиться

3. С какой стороны чаще растут мхи и лишайники?

        На севере

        На северо-западе

        На востоке

4. В какой стране изобрели компас?

        В Индии

        В Америке

        В Китае

5. Предметы из какого материала влияют на точность показаний компаса?

        Из дерева

Из металла

Из камня

6. Человеку какой профессии необходим компас?

        Лётчику

        Инженеру

        Агроному

7. На какой стороне склона снег весной тает быстрее?

         На севере

        На юге

        На западе

8. Вспомни, с какой стороны кора берёзы белее и чище.

        На севере

        На востоке

        На юге

9. Представь, что тебе надо сориентироваться по карте. Ты должен положить   компас на ровную горизонтальную поверхность и повернуть его так, чтобы он совпал с определённой буквой. С какой стороны буквой должен совпадать синий конец стрелки?

        С                          Ю                                В

10. Ребята собрались за грибами. Чтобы попасть в лес, они должны идти на запад. Дети стали спорить, в каком направлении они должны будут возвращаться.

Максим сказа, что на север.

        Семён сказал, что на юг.

        Даша сказала, что на восток.

Кто из детей хорошо ориентируется на местности?

 Ответы:

№ вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ отв.

3

2

1

3

2

1

2

3

1

3

Никитченко А.Л.

Дорогие друзья, мы рады представить вам Плотницкую Галину Алексеевну, педагога дополнительного образования МАУДО «ЦДТ» г. Пыть-Ях ХМАО-Югра. Сегодня Галина Алексеевна предлагает вашему вниманию методическую разработку занятия «Компас. Работа с компасом». Данный материал будет интересен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Галины Алексеевны:

«Цель занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний о компасе и работе с ним.

Полезного чтения…

Компас. Работа с компасом

Цель занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний о компасе и работе с ним.

Задачи, реализуемые на занятии:

—      познакомить учащихся с прибором для ориентирования в пространстве, его типами, устройством, правилами обращения;

—      научить выполнять основные действия с компасом;

—      охарактеризовать способы и определить основной порядок ориентирования на местности с помощью компаса;

—      стимулирование интереса к получению новых знаний, а также анализ того, как полученные знания можно применить на практике;

—      установление воспитанниками внутрипредметных и межпредметных связей;

—      закрепить умения воспитанников работать самостоятельно, в группе и оценивать работу других в этих видах деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: традиционная (комбинированная).

Дидактические материалы и оборудование: карточки-задания для индивидуальной работы №1 и №2, листки в клетку, компасы, транспортиры, карты для задания № 2.

Ход занятия (по этапам).

Читайте также:  Узлы для связывания веревок. 12 надёжных узлов для выживания.

1. Организация начала занятия.

Приветствие воспитанников и организация внимания: Здравствуйте, я рада видеть вас всех, и вы, надеюсь, рады видеть друг друга. Многое из темы сегодняшнего урока вы уже знаете, поэтому особых затруднений, надеюсь, у вас не возникнет.

Раскрытие общей цели занятия и плана его проведения: Итак, тема занятия: «Компас. Работа с компасом».

  • Какова основная задача предстоящей работы?
  •  Какова практическая значимость темы?

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Работа со словарём (1 чел): Пока мы с вами беседуем, один из вас найдет в словаре определение слова «компас» (работает самостоятельно).

Актуализация опыта: С компасом вы знакомились ещё в начальной школе на уроках окружающего мира. У кого дома есть компас? А знаете ли вы, в какую сторону горизонта обращено окно вашей комнаты? А в каком направлении надо ехать, чтобы попасть в Нефтеюганск?

Установление связи с пройденным материалом: На уроках географии в школе вы изучали тему «Ориентирование на местности и по плану». Что значит «ориентироваться на местности»? Назовите способы ориентирования на местности? Приходилось ли вам ориентироваться по сторонам горизонта? Какой способ вы применяли? Наиболее надёжный из всех способов – ориентирование по компасу. Что такое компас? (сами, из словаря) Где и когда он впервые появился? (вспомните историю, 5класс)

3. Объяснение нового материала.

Компас. Типы компасов.

КОМПАС (нем. Kompass) – прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта.

Изобретен компас в Китае. Местные мореплаватели умели применять простейший магнитный компас, используя магнитный железняк.

В 12 веке в Европе появляются свои образцы магнитного компаса: магнитную стрелку помещают на пробку, которая плавает в сосуде с водой. В дальнейшем, к 14 веку, компас был усовершенствован: магнитную стрелку поместили на острие, которое находилось в центре бумажного круга с делениями.

Различают: магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк) и др. Используется в навигации, геодезии, военном деле и др. (У моряков произносится компа´с.) Современные компасы весьма разнообразны. (Объяснение сопровождается демонстрацией изображений.)

Устройство компаса Адрианова.

Компас – один из наиболее часто используемых в походах при­боров. Существует много различных мо­дификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен ком­пас системы Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только ко­мандному составу. 14].

(Объяснение сопровождается демонстрацией изображений.)

Спортивный жидкостный компас.

Компасы бывают разных конструкций и модификаций, но принцип их работы один и тот же. Самым удобным для полевых работ и ориентирования на местности можно считать так называемый спортивный компас, или компас для спортивного ориентирования. Удобство пользования жидкостными компасами заключается в том, что стрелка в них плавает в нитроглицерине и очень быстро останавливается. Кроме того на прозрачном корпусе компаса есть обычная линейка для измерения расстояний на карте, две масштабные линейки, лупа и прорези для выделения ориентиров.

Технические характеристики:

  • Время успокоения магнитной стрелки не более 7 секунд.
  •  Рабочий диапазон температур от -30ºС до +50ºС.
  • Цена деления круговой шкалы 2 — 5º.

4. Усвоение новых знаний и способов действия.

Правила обращения с компасом.

Как вы думаете, существуют ли правила обращения с компасом? Какие?

Читайте также:  Перелом ребра признаки и первая помощь. Сломанные рёбра: симптомы, первая помощь и лечение

Компас и карта в походе должны быть всегда под рукой. Компас несут на шнурке в нагрудном кармане. При эксплуатации компас следует предохранять от ударов. Хранить компас необходимо вдали от действия сильных магнитных полей. Не допускается промывка и чистка компаса химическими растворителями. (Дети показывают правильные и неправильные действия с компасом.)

Перед использованием компасу нужно придать горизонтальное положение и дождаться, пока стрелка успокоится. Заостренный конец компаса показывает на север. (Демонстрация действий.)

По периметру корпуса компаса нанесены деления, обозначающие градусы. Они отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360º. Нулевое деление находится у буквы «N»(север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник (выключаем свет, проверяем в темноте).

5. Первичная проверка понимания изученного.

А сейчас давайте проверим, кто и как усвоил новый материал (задаю вопросы):

—   Что такое компас?

—   Каково строение компаса?

—   Какие типы компасов существуют?

—   Как следует обращаться с компасами?

6. Закрепление новых знаний и способов действий.

Четыре действия с компасом.

С помощью компаса можно:

1) определить на местности направление сторон горизонта;

2) ориентировать карту;

3)определить азимут на предмет (обратная засечка);

4)определить направление по заданному азимуту (прямая засечка).

  • Определение сторон горизонта.

Определить своё положение по отношению к сторонам горизонта, найти север проще всего по компасу. (Индивидуальная работа с компасом.) Найдя север, легко найти другие стороны горизонта: юг – ЗЮЙД, запад – ВЕСТ, восток – ОСТ. (Каждый на своём листке рисует «розу ветров»). Север на любых картах расположен вверху.

Кроме основных четырёх сторон горизонта есть «промежуточные» стороны. Например, между севером и западом находится северо-запад, или сокращенно СЗ, между югом и востоком – юго-восток (ЮВ). Теперь можно нарисовать новую «компасную розу» и надписать все восемь сторон горизонта. Если нужное направление не совпадает ни с основной, ни с промежуточной стороной горизонта, то его обозначают тремя буквами: ССВ, ЗЮЗ. (Показать «розу» с 16 направлениями и дать задание для самостоятельной работы [1, с.24]).

  • Определение азимута.

Обратимся к градусной шкале компаса, так как на лимбе всякого компаса нанесены деления в градусах, необходимые для определения на местности углов. Таким образом, двигаясь, например, строго на восток, мы будем идти по азимуту 90°. (Подписываем на «розе».)

(Далее показываю и рассказываю.Затем, не сбивая ориентировки, поднимают компас до уровня глаз и с помощью прорези и мушки компаса визируют на местный предмет, угол которого определяется. Определение азимута с помощью таких компасов является приблизительным, так как ошибка в градусах достаточна велика. Такая ошибка только на 1° при движении на 10 км дает отклонение около 200 м![3, с. 230]

Определение азимута на компасе, предназначенном для спортивного ориентирования, несколько иное и значительно точнее.

Задание №2. Упражнения на засечки выполняют в парах: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). (Карты МСДЦ «Жемчужина», компасы, транспортиры для проверки).

7. Применение знаний и способов действия.

  • Ориентирование карты.

Карту можно сориентировать по компасу, линии местности или направлению на ориентир.

По линии местности.

По направлению на ориентир. В этом случае должна быть известна точка стояния и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния — ориентир на карте — совпало с соответствующим направлением на местности.

Читайте также:  Как подается сигнал пожарной тревоги на железнодорожном транспорте. Инструкция по сигнализации на ЖД транспорте РФ

Задание №3 (по группам): ориентирование карты МСДЦ «Жемчужина» и г. Пыть-Ях по линиям местности и по направлению на ориентир.

По компасу. Прием применяется на местности, трудной для ори­ентирования. В лесу, например, компасом определяют направле­ние на север, а затем карту поворачивают линией магнитного ме­ридиана, заранее нарисованного на карте, на север. Труднее всего ориентироваться в степях, тундре и т.п., где местность очень однообразная и глазу, как говорят, не за что зацепиться. Там без компаса просто не обойтись…

Задание группам: проверить правильность выполнения ориентировки карт другой группы с помощью компаса.

При передвижениях на местности с картой и компасом нужно постоянно сверять ориентировку карты, чтобы северный край карты «смотрел» на север. Это проверяется с помощью компаса. Только при сориентированной карте ориентиры местности (тропы, доро­ги, просеки и т. п.) будут по направлению совпадать с тропами, дорогами и просеками, нарисованными на карте.

8. Обобщение и систематизация знаний.

А сейчас давайте выстроим полученные знания и умения в определённую систему, составим порядок работы при определении азимута (делаем вместе).

При определении азимута на предмет необходимо:

  1. компас установить горизонтально;
  2. поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);
  3. вращая крышку компаса, линию прорезь — мушка установить (прицелиться) на предмет;
  4. с круговой шкалы «снять» значение азимута.

При определении направления по данному азимуту необходимо:

  1. установить мушку, вращая крышку компаса, на данный ази­мут (например, 90 градусов);
  2. установить компас горизонтально;
  3. поворачивая корпус компаса, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);
  4. линия прорезь — мушка покажет направление предмета, ази­мут которого 90 градусов.

9. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

Сейчас мы вместе с вами узнаем, достигли ли мы цели, выполнили задачи, которые обговорили в начале занятия. (Дети отвечают на вопросы)

—   Какая задача перед нами стояла? Выполнили мы её?

—   Что нового вы сегодня узнали?

—   Какие действия вы выполнили?

—   Какими способами вы пользовались?

А сейчас каждый из вас письменно (+ или -) ответит на 5 вопросов:

—   Знаете ли вы что такое компас, и как он устроен?

—   Можете ли назвать четыре действия с компасом?

—   Сможете ли сами нарисовать все стороны света?

—   Сумеете ли сориентировать карту?

—   Определите ли азимут на предмет?

Какая отметка за наше занятие у вас получилась?

10. Подведение итогов занятия.

Сегодня все молодцы, поработали очень хорошо. На следующем занятии мы с вами узнаем об ориентирах. Дома можете самостоятельно почитать о самодельных компасах и попробовать их изготовить.

И последнее задание на сегодня: определите азимут на дверь кабинета и двигайтесь в данном направлении! До свидания! Спасибо за урок!

Список литературы

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  2. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 124 с.
  3. Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here