Компас что это такое для детей. Для чего нужен компас

Чем занять ребенка на природе: как пользоваться компасом

Не думайте, что это сложно — пользоваться компасом очень просто и это можно объяснить даже 6-7 летнему ребенку. К тому же, это станет еще одним бонусом в копилку к развитию у ребенка аналитического мышления.

Самое главное

Что такое компас?

️ Это прибор с намагниченной стрелкой, позволяющий ориентироваться в пространстве

Как он работает?

️ Он работает за счёт магнитных полюсов Земли: свободно вращающаяся намагниченная стрелка замрёт вдоль силовых линий и будет всегда указывать на север

Для чего он нужен?

️ Компас издавна используют путешественники и моряки для определения сторон света. При помощи компаса можно правильно сориентировать карту: верх карты как и стрелка компаса — указывает на север. Если карта отсутствует, то компас все рано помогает сориентироваться в пространстве

Что такое "Роза ветров"?

️ Это схема для обозначения основных и промежуточных сторон света: север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, северо-северо-запад, западо-северо-запад и т.д.

Что такое азимут?

️ Это угол между направлением на север и объектом. Например, объект находится на северо-востоке. Следовательно, угол между севером и объектом будет составлять 45°.

Как пользоваться компасом?

Положите компас так, чтобы он находился в горизонтальном положении

Подождите, пока стрелка замрёт

Вращайте азимутальное кольцо, пока Nort (север на кольце) не совпадет с красной стрелкой (чаще всего именно красная часть стрелки указывает на север)

Как определить азимут?

Выберите любой объект на местности

Проведите мысленную линию от объекта до компаса (или воспользуйтесь палочкой)

Взгляните, под каким углом мысленная линия пересекает азимутальное кольцо

Задания для закрепления

️ Попросите ребенка показать, где находится север

️ Спросите, где какие стороны света. Где находится северо-восток? А где находится юго-запад?

️ Попросите найти азимут для объектов на местности. Для начала можно просто попросить назвать, где находятся те или иные объекты. Например: ель находится на северо-востоке, дом соседей на юге, а мамин любимый цветок на юго-западе

️ Попросите найти точный азимут объектов (можно воспользоваться палочкой)

️ Определите сами азимуты объектов, запишите на листочке и отдайте ребенку. Пусть ребенок попробует сам найти, какие объекты вы загадали


️ Походите по азимуту: проделайте ещё раз предыдущее задание, только каждая следующая точка должна будет находиться от предыдущей. Т.е. на листочке, который Вы отдадите ребенку, будет написан азимут и количество шагов, которое он должен будет сделать. Как только он доходит до найденной точки, он ищет следующую. В качестве поощрения — можно положить конфетки в каждую точку, которую ребенок должен будет найти

Читайте также:  Узнать свою широту и долготу. Как определить координаты своего местонахождения с помощью смартфона

Надеюсь, было интересно и полезно!

Конспект занятия "Компас, четыре части света"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 «Компас, четыре части света»

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать  словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта, глобус.

Ход занятия:

  1. Мотивация, проблемная ситуация.Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.  (Показ слайдов)

Послушайте стихотворение

"Стороны света"(М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их — вся планета.

Север — белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространствен-

ное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

положение юга.

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад — брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения). Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

 Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Читаю детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды  и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало- испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой . Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа  достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней  и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Читайте также:  Вязка сетей своими руками видео. Пошаговая инструкция о том, как вязать рыболовные сети своими руками и с помощью станка

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая , я бы от радости выше деревьев прыгал.

-.Расскажи про эту волшебную коробочку- попросил я папу.

-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным — давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять  направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды  в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров — солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа.- Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную ,в той стороне , где находится Полярная звезда  и находится север.

-Все ясно,- сказал я , Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде  север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку  поместили на острие, расположенное в середине  картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Читайте также:  Рогатки охотничьи. Топ 5: лучшие рогатки для выживания

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Задаю вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:

  • Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
  • Для чего используется компас?
  • Куда показывает стрелка?
  • Какие четыре стороны света вы знаете?
  • Где по отношению к северу находится запад и восток?

Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева — запад, справа — восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания. Нужно пойти на север, на юг (на восток, на запад). Теперь выполним  более сложные задания. Заранее положить несколько  предметов  в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание  найти игрушку, сопровождая командами :  игрушка находится  в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Занятие с компасом продолжается на прогулке. Игра с компасом «Найди клад».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here