Кружок ориентирование на местности. Кружок «Спортивное ориентирование»

План – конспект тренировочного занятия кружка «Спортивный туризм» на тему: « Способы ориентирования на местности»

План – конспект тренировочного занятия кружка «Спортивный туризм» на тему: « Способы ориентирования на местности»

Раздел программы дополнительного образования. Топография и ориентирование

Руководитель занятия . Педагог дополнительного образования Бондаренко А.А.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма занятия: теоритическая и практическая

Продолжительность занятия: 1час 30 минут.

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Дата.

Цель: Формирование знаний по топографии и умений у занимающихся в определении сторон горизонта разными способами.

Задачи:

Образовательные:

изучить туристскую топографию, способы выбора ориентирования на местности ;

формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным и местным признакам;

Развивающие:

развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности;

развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий.

Воспитательные:

воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать уважение к товарищам в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений общения.

Учебные задачи достижения предметных результатов обучения:

формирование умений давать характеристику способам ориентирования; овладение навыками пользования компасом.

Учебные задачи достижения метапредметных результатов обучения:

развивать умения общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.


Учебные задачи достижения личностных результатов обучения:

развитие навыков коммуникативной компетентности; умения ориентироваться на местности в автономной среде обитания.

Методы и приемы:

словесный метод обучения (беседа, рассказ); наглядный метод обучения ( иллюстрация, демонстрация);

Используемые педагогические технологии:

Групповые педагогические технологии.

Технология индивидуализации обучения. Технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: карточки с заданиями, часы, компасы, топографическая карта

Ход занятия

I.Вводная часть.

1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)

1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).

1.3.Повторение и закрепление пройденного материала

Актуализация знаний

Что такое компас и для чего он нужен? (Компас – это прибор, указывающий направление географического меридиана и позволяющий ориентироваться относительно сторон, нужен для движения по азимуту.

Первичное усвоение новых знаний.

Ориентирование по местным предметам и определения азимута движения. Практическое определение с помощью компаса в каком месте находится заданный предмет,определить направления на предмет и правильно выйти к намеченному пункту.

II. Основная часть

1. Разминочный бег 2. ОРУ

3 .Сущность ориентирования на местности состоит из;

1)определения сторон горизонта;

2)определения своего местоположения относительно окружающих местных предметов при выживании во многих экстремальных ситуациях;

отыскание нужного направления движения на заданный предмет и выдержать выбранное направление в пути.

3)ориентироваться на местности с помощью топографической карты и без нее

4. ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА.

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

по магнитному компасу;

по небесным светилам;

по признакам некоторых местных предметов.

Определение сторон горизонта по компасу-прибор указывающий направление географического или магнитного меридиана. Изобретен в Китае 2000 лет назад. Лучшими картографами были голландцы, поэтому румбы называют: север-норд, юг-зюйд, восток- ост, запад- вест.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Читайте также:  Пиратский узел как вязать. Пиратский узел

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно обращены на север, юг, восток, и запад.

Определение азимута по компасу.

АЗИМУТ-это угол образованный между направлением на север (стрелка компаса) и направлением на цель ориентира

Вопрос детям:Как определить азимут при помощи ученического компаса?

По Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру «1» разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

По Полярной звезде. При безоблачном небе стороны горизонта ночью можно определить по Полярной звезде, которая всегда находится на севере. Если встать к Полярной звезде лицом, то впереди будет север. Положение Полярной звезды можно найти по созвездию Большой Медведицы, которая имеет вид ковша и состоит из семи ярких звезд. Если провести мысленно прямую линию через две крайние звезды Большой Медведицы, отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами, то в конце пятого отрезка будет находится Полярная звезда.

По признакам местных предметов.

При отработке этого учебного вопроса учащимся раздаю карточки-задания с рисунками местных предметов. Учащиеся определяют признаки местных предметов, при помощи которых можно определить направления на стороны горизонта. Из постоянных наблюдений установлено, что:

кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная; хвойные деревья накапливают с южной стороны липкую смолу;

ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии

север-юг, запад-восток;

на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;

алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;

на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

5. Заключительная часть.

5.1. Подведение итогов занятия

Мы на сегодняшнем занятии научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости вы сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых экстремальных ситуациях. Приобретенные знания пригодятся и на спортивных соревнованиях по ориентированию: ориентирование в заданном направлении, ориентировании на маркированной трассе, ориентировании по выбору. А также, участие в соревнованиях по подземному ориентировании в каменоломнях в заданном квадрате, условно разделенном на 3 части.

Читайте также:  Щепочница для котелка. Печка щепочница: что это такое, как сделать своими руками

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ориентирование на местности» для кадетских групп общеобразовательных школ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Дорогино

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

________ Ф.Х.Килдегушев

от «__»___________2017г.

СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по ВР

__________Г.А.Писаренко

от «__»___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ д.Дорогино

______Т.С. Темлянцева

Приказ №____________

от«__»___________2017г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Ориентирование на местности»

на начальный уровень общего образования

Срок реализации программы: 5 лет

Программа разработана на основе

Составитель: учитель Килдегушев Фаниль Халилович

2017г.

 

 

Цель программы:

— пропаганда и популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;

— ознакомление обучающихся с простейшими способами ориентирования на местности.

Задачи программы:

Обучающие:

— научить простейшим навыкам ориентирования в незнакомой местности;

— осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;

— овладению умений по оказанию самопомощи;

— научить преодолению простейших препятствий.

Развивающие:

— развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

— развивать память и внимание;

— развивать деловую и познавательную активность;

— развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

— воспитывать патриотизм;

— воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

— воспитывать чувство коллективизма.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 1-4 классе (личностные, предметные, метапредметные):

Личностные – индивидуальные качественные свойства обучающихся, приобретенные в результате освоения данного курса:

Популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;

Ознакомление обучающихся с простейшими переправами через естественные препятствия;

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей;

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и интересы.

Предметные – приобретение школьниками знаний о основах туристско-краеведческой работы и основных умений:

Требования техники безопасности в походе;

Общие подходы к организации и проведению походов;

Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

О правилах ведения здорового образа жизни;

О правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах;

Об основных нормах гигиены;

Применять указанные знания на практике;

Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

Выполнять общие обязанности участника похода.

Метапредметные – характеризуют уровень сформированности УУД:

Овладение логическими действиями сравнения, сравнения, анализа, обобщения;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе познавательной и игровой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-2 классы

Тема 1. Введение

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности

История изобретения компаса. Упражнения и движение на местности с компасом и без него. Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Решение географических задач на определение координат.

Тема 3. Жизнь земной коры

Современные гипотезы о происхождении гор на земле. Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности.

Тема 4. Голубая планета

Современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Читайте также:  Родник на топографической карте. Топографические знаки

Тема5. Воздушное покрывало

Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.

Тема 6. Зеленая планета

Удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Крупные заповедники и охраняемые природные территории. Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.

 

3-4 классы

Вводное занятие . Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.

Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу.

Безопасность юного туриста. 

 Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте.Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами.

Ориентирование на местности . Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

Природоохранные акции. п.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

№ п/п

Разделы программы

Кол – во часов

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Теоретическая подготовка

14

12

10

8

2

Практические

занятия

16

18

18

20

3

Соревновательная деятельность

4

4

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here