Метатели ножей. Как новичкам правильно выбрать технику метания ножей

О метании ножей.

Одним из популярных сейчас видов спорта, является – «Метание ножа». Однако кроме спортивно развлекательного аспекта упоминается и прикладное, боевое метание. На сколько метание ножа может быть эффективным в нынешних условиях? Какова его прикладная ценность? Любители метания ножей утверждают, что нож – это самое древнее метательное оружие. Давай те рассмотрим, хотя бы в общих чертах эти вопросы. 

Действительно, с самых древних времен человек стремился поразить добычу или себе подобного, не находясь в непосредственной близости. И самым древним, а также самым доступным инструментом для такого действия всегда был камень.

С камнем все просто – поднял и кинул, при удачном попадании можно вырубить противника. Для увеличения силы броска и дальности полета камня придумали пращу, и парни, ловко владевшие этим инструментом на долго заняли свое место в боевом строю.

Да и сейчас в силу простоты и доступности материала – камень остается эффективным средством воздействия на оппонента на расстоянии. 

Следующим инструментом для поражения противника на расстоянии используя только мускульное усилие скорее всего является метательное копье.

Оно уже требует затрат времени на изготовление, подготовку материала для него, но становится более эффективным нежели камень обладая пробивной силой. 

Все бое столкновения начинаются с дальней дистанции, что в древние времена, что сейчас. Каждый стремится поразить противника до того, как сблизится с ним и в древние времена основу воздействия на врага с дальней дистанции были праща и дротик.

Сегодня мы умышленно не будет затрагивать своим вниманием механизмы предназначенные для метания предметов основанные на одном из величайших изобретений человека – луке, а так же не будем рассматривать и другие приспособления типа духовых трубок и любых других, только те, где используется мышечное усилие рук, да и то вскользь ибо нас интересуют метательные ножи.

И так, мы уже выяснили, что основным орудием для метания в древности были камень и дротик. Оставим в стороне большие и тяжелые пилумы и другие метательные копья и будем искать нечто более близкое к метательному ножу. Весьма сомнительно, что римляне метали ножи в боевых условиях, особенно если учесть, что у них для этих целей имелось предостаточно средств и ближайшим из них можно назвать короткий дротик – Плюмбата.

Плюмба́та (лат. (hasta) plumbata от plumbum — свинец) — позднеантичное и раннесредневековое метательное оружие: короткий дротик, утяжелённый свинцовым грузилом. Упоминается в трудах Вегеция, Маврикия и анонимном трактате «О военных делах» («De rebus bellicis»). В настоящее время известно не менее пяти десятков археологических находок, датируемых III—VI веками.

Вегеций использует в качестве синонима плюмбаты название mattiobarbula, происходящее от искажённого martiobarbula — «марсова колючка/бородка» — предположительно солдатского прозвища этого оружия. Он сообщает о существовании в Иллирике в правление императоров Диоклетиана и Максисмиана (285—305) двух легионов, «которые назывались маттиобарбулами, так как искусно и с большой силой пользовались этим метательным оружием… Если эти воины вовремя бросали их, то можно было сказать, что щитоносцы выполняли обязанность стрелков: они ранили врагов и их коней, прежде чем дело доходило до рукопашного боя, и даже прежде, чем они подойдут на расстояние полёта дротика или стрелы.».

В процессе тренировок римские инструкторы добивались скорости и силы броска. В начале сражения на противника обрушивался целый град метательных снарядов. Бросив одну за одной пять плюмбат легионеры брались за копье или меч. 

В «Стратегиконе» Маврикия, написанном по-гречески, это орудие именуется «мардзобарбулон» (греч. μαρτζοβάρβουλον).

В более поздние века личным оружием для метания стали Хёрбат и метательный крест.

Хёрбат — небольшой (45 – 50 сантиметров), европейский цельнометаллический, зачастую грубо сделанный топорик. Не имел топорища в общепринятом значении, так как топорище было железным и единым целым с самим топором. Хёбарт отковывался или вырубался из листа железа в «готовой» форме.

У него имелась небольшая рубящая кромка, два острых шипа на обухе и заостренным концом древка, все это затачивалось. Хёбарт можно было использовать в рукопашной схватке, нанося удары любым его участком, но чаще всего его использовали именно для метания. Им забрасывали строй противника и достаточно эффективно, учитывая, что конструкция позволяла поражать врага не зависимо от того какой частью он попадет. Хёбарт был популярен с XV по середину XVII веков.

Читайте также:  Признаки ориентирования на местности по природным признакам. Ориентирование по местным и природным признакам

Не менее эффективным являлся и метательный крест. 

Он был известен не только на западе, но и на востоке и назывался сюри-кен (не путать с маленьким звездочками из фильмов про ниндзя). 

Сюри-кен изготавливался из дерева или металла. Большой размер и заточенные концы делали его опасным орудием, не требующим особых навыков. Благодаря массе и длине он всегда поражает цель каким-либо острием. Чего не скажешь о столь разрекламированных кинофильмами маленьких звездочках – ся-кен. 

Которые из-за небольшой массы и малых размеров колющих элементов малоэффективны, ну разве что для отвлечения внимания.

Еще одной разновидностью сурикенов являлся – бо или дзё-сюрикен, представляющий из себя тяжелый, заточенный штырь длинной от 12 до 21 сантиметра. Формы его были совершенно разные, в зависимости от мастера изготовителя. 

Так же использовались и заточенные, тяжелые пластины именуемые – Цубутэ или «метательные камни».


Подобные устройства, типа метательного креста или ся-кена иногда попадаются на различных фото из зон военных конфликтов и сейчас. 

Все это вспомогательные виды оружия, являющиеся прекрасным дополнением к основному. Нож так же относится к вспомогательному оружию или как его еще обозначают – оружию последнего шанса. 

Есть много упоминаний метания ножа в качестве развлечения, в боевой ситуации — это вполне может быть жестом отчаяния, но вот метание ножа, как основной прикладной дисциплины не упоминается ни где, ну разве что в художественных рассказах и кинематографе. В войсках такой дисциплины не может быть вообще (ну может кроме показательных выступлений), потому что не практично тратить время и неимоверные усилия, в том числе материальные, на обучение солдат метанию ножа в то время, когда существует и существовало множество приспособлений гарантированного уничтожения противника на дистанции.

Одним из важным аспектом любого оружия является его останавливающая сила. То есть его способность остановить агрессора и причинить ему серьезный вред. Брошенный нож не отвечает подобным требованиям в связи с отсутствием как минимум трех важных элементов: массы, скорости и точности. 

Нож не обладает большой массой и для того чтобы причинить сколько –ни будь серьезное повреждение противнику, необходимо создать неимоверное физической усилие, явно несравнимое с устройствами, специально предназначенными для метания небольших предметов, начиная от лука и заканчивая пистолетом. 

На протяжении столетий все метательные снаряды создавались и совершенствовались с учетом их аэродинамических свойств, т.е. что бы воздух создавал минимальное препятствие в процессе движения снаряда к цели. Нож явно не является предметом с прекрасной аэродинамикой, а его парусность при вращении, только еще больше тормозит его в процессе доставки к цели. 

И разумеется очень сложно добиться точности попадания в цель, особенно если она движется и не очень желает, чтобы в нее попали. Не говоря уже про общее состояние организма в стрессовой ситуации, когда большая часть действий человека становится попросту невозможными. 

Как развлечение и вид спорта метание ножей стало популярным начиная с 1800-х годов. Уже тогда проводились соревнования по метанию ножей, как возможность продемонстрировать друг другу свои навыки в этом развлечении. 

Во многих цирках стали появляться номера с демонстрацией различных видов метания. Тогда же и стали появляться ножи, предназначенные для подобных мероприятий. И чем выше уровень профессионализма в данной области, тем более специализированными становятся инструменты их использования. Каждый подбирает под себя метательные ножи с учетом их геометрии, массы и балансировки. Опять же чем выше качество подобных ножей, тем выше их стоимость.

Метание ножей может быть прекрасным хобби и прекрасным методическим дополнением в ходе основных тренировок, но никак не боевой дисциплиной. Никто не будет выбрасывать оружие последнего шанса. Таскать на себе лишний вес в боевой ситуации с целью потом кинуть его в кого-то так же бессмысленно.

Читайте также:  Как добыть огонь без спичек и зажигалки в лесу из камней. Способы добычи огня: как разжечь костер без спичек и зажигалки в лесу

Метание ножей в кино и в реальности

Все рассуждения об ограниченных возможностях метательного ножа, которые опираются на исторический опыт и здравый смысл, с грохотом разбиваются о его образ, созданный в массовой культуре. Первым источником рассказов о высокой точности и опасности броска ножа, еще до появления телевизоров, был цирк. Трюки, которые выполняются цирковыми артистами высокого уровня, действительно выглядят очень впечатляюще. Броски на разных уровнях, в движении, из неудобных положений, в движущиеся цели в сочетании с другими цирковыми элементами, производят на публику неизгладимое впечатление. Особенно когда нож впивается в доски в миллиметрах головы от милой девушки.

Ребенок, который восхищенными глазами смотрит на творящееся перед ним цирковое волшебство, не хочет и не должен знать, сколько пота и крови стоит за эффектными фокусами и меткими бросками. Он запомнил грозного метателя ножей и пронесет это знание с собой через всю жизнь. Но за пределами подготовленной площадки возможности даже отличного циркового метателя ограничены. Он не может взять любой нож и с произвольного расстояния под дождем и ветром точно поразить цель. По воспоминаниям Мухтарбека Кантемирова, метатель ножей, трюки которого он наблюдал в цирке до войны, проводил в тренировках ежедневно по 8 часов. Каждый день по многу часов он отрабатывал свое выступление на невидимой для зрителей разметке арены, строго подобранными под себя ножами, чтобы создать впечатление экспромта. И все же цирковые метатели – реальные мастера метания ножа: вживую, на публике, без дублей и монтажа.

Следующим пластом формирования массового восприятия метания ножа являются рассказы о военных разведчиках, бойцах подразделений специального назначения, ветеранах ВОВ, которые меткими бросками снимают вражеских часовых. В этих же легендах всплывают ртутные ножи, броски на дистанции 20+ метров и другие подвиги, достоверность которых вызывает сомнение. Несомненно, кому-то из миллионов людей, которые прошли войну, приходилось успешно метать нож в боевой обстановке. И в моей семье есть такая легенда. Но сейчас реально найти этих людей и попросить повторить бросок не удается. Всё заканчивается на уровне: «Я могу показать место, на котором стоял человек, который рассказывал, что видел того, кто броском ножа убил человека в бою». В действующих спецподразделениях есть немало людей, увлекающихся метанием ножа. Но даже они крайне редко могут припомнить реальные случаи, когда дело доходило до броска ножом. Несмотря на распространенное мнение, применение ножа с целью метания не является отрабатываемым приемом в подготовке спецназа.

И, наконец, самый главный, самый массовый источник знания населения о метании ножа – это кинематограф. Многие сотни страниц займет перечисление фильмов, в которых есть сцены с метанием ножа. По мере исчерпания фантазии постановщиков кинотрюков, они обращаются к цирковому опыту. А затем круг замыкается, когда люди начинают метать ножи, подражая увиденному в кино. Но если в цирке мы жестко связаны физикой пространства и навыками самого метателя, то для кинематографа этих ограничений не существует.

Профессионального жонглера пригласили сняться в рекламе производителя каких-то известных бензопил; дали сценарий и сказали, что у него есть ровно неделя, чтобы научиться жонглировать 3 бензопилами.

Далее от его имени:

Ну вот, значит, прихожу я на съёмочную площадку. Всё подготовили, навели камеры. Я беру бензопилы и начинаю их заводить… Тут все как тараканы разбегаются по углам и откуда-то голос режиссёра:

«Вы что, с ума сошли??! Мы думали звук потом наложить!»

anekdot.ru (c)

Отсутствие ограничений в кино по физическим свойствам броска сразу же позволило нарастить дальность. Легкий бросок, после которого нож живого метателя упадет на землю через 3 метра, киногерою позволяет попадать в противника с любой дистанции. А если он замахнется, то сможет свободно забрасывать клинок на десятки метров снизу вверх под углом. Ведь киномонтаж дает 100% гарантию втыкания ножа, он всегда приходит в цель острием. То же самое произошло с точностью броска, не предусмотренных сценарием промахов в кино не бывает.

Читайте также:  Деревянный шалаш. Как построить шалаш – в лесу для ночлега и дома для детских игр

А самое главное, теперь любая железка приобретает фантастическую убойность. Нож на 2 сантиметра вошел в живот неприятеля? С предсмертным стоном он валится там, где стоял и через секунду затихает. Брошенный клинок побольше прошивает разгрузку, бронежилет и отбрасывает пронзенного противника. После вхождения в моду фильмов про ниндзя вообще стало непонятно, зачем глупые японцы носят с собой мечи. Ведь можно с 10 метров попасть сякеном точно в висок бегущему самураю и пробить ему череп. Неважно, что киношным сякеном – метательной «звездочкой» диаметром 10 см и толщиной не более 2-3 мм в реальном мире даже при попадании в открытые части тела можно только рассечь кожу. В кино даже небольшой скальпель пробивает лобную кость. Вообще сценаристы и режиссеры с потрясающим упорством заставляют героя метать нож в лоб противнику. На уровне древнейших рефлексов закреплено инстинктивное движение, убирающее голову, особенно глаза, от летящего в лицо предмета, знаю по личному опыту. Но киношный нож никогда промахивается и не рикошетит.

До появления компьютерной графики зрелищность метания была ограничена. Герой махнул рукой с зажатым в ней ножом. Следующий кадр – нож уже торчит из неприятеля или из стены рядом с головой напарницы. Если нужно было более эффектно показать втыкание рядом с человеком, к уже торчащему в нужном месте ножу привязывали проволоку, а потом с силой выдергивали. В фильм эта сцена шла в обратной перемотке. Актеры метали в технике плашмя за клинок, как это делали бы живые люди, оказавшиеся в подобной ситуации.

С появлением компьютеров технические ограничения перестали сдерживать фантазию авторов. Стало возможно показывать полет ножа во всей его красоте. И ножи начали приобретать свойства управляемых реактивных снарядов. Летать по искривленным траекториям с огибанием препятствий, произвольно изменять вращение в полете, пробивать насквозь преграды. Апофеозом подобного подхода на сегодняшний день является «Дом летающих кинжалов».

К сожалению, мало кто критически относится к информации, которая исходит от телевизора (касается не только метания ножей). В результате опыт детского метания ножичков, на который проецируется знание о реальном метании в цирке, сверху обильно приправлен фантазией знакомого дембеля. Завершают этот винегрет многочисленные образы из фильмов. Получившаяся фантазия однозначно говорит о возможности применения метания ножа в боевых условиях, его эффективности в борьбе с экипированным противником, высоком поражающем факторе.

Большинство из людей, свято верящих в то, что демонстрируемые в кино приемы метания ножа отражают уровень подготовки спецназовца, сами метанием ножа не занимаются. Метательные тренировки не распространены широко, компании подходящей нет, требуются осознанные действия для организации процесса. Потом человек довольно быстро убеждается на практике, что сколько ни тренируйся, с 20 метров нож в яблочко стабильно не положишь. Это разрушает привычные стереотипы, заставляет думать, чего люди не любят в принципе.

Поэтому не пройдет вера настоящее метание ножа из тайного искусства ниндзя, которое позволяет издали наповал разить любого врага. Будут продолжаться экранизации многочисленных легенд, которые значительно шире распространены на Западе, нежели в самой Японии. Пока есть вера в идеальное метание, будут и люди, которые на этой вере будут зарабатывать деньги. Продавая фильмы, сувениры, символы приобщения к тайному знанию, право посидеть на месте знаменитого учителя и т.д. К реальному метанию ножа, его возможностям и сферам применения все это отношения практически не имеет. Если бы метаемое руками оружие было так эффективно, как о нем говорят, то ассортимент вооружения современного воина выглядел бы по-другому.

В архивах Новочеркасского музея хранится документ эпохи русско-японской войны — простой рапорт начальству:

«… мы сидели во второй линии охранения, жгли костёр (линия фронта была достаточно далеко), варили еду. Вдруг из кустов выскочил японец в чёрном, стал шипеть и странно размахивать руками. Есаулом Кривошлыковым был ударен в ухо, отчего вскоре и помер…» (c)

Источник

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here