Метод движения по азимуту. Порядок движения по азимутам

Движение по азимуту. Основные методы движения по азимуту

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.

Основной — возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

Второй фактор — сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.

Третий — передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).

Метод засечек

Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 — 50 метров.

Движение в мешок

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.

Движение с упреждением

Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.

Движение по цепочке привязок

Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 — 20 секунд).

Метод «большого пальца»

Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 — 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.

На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.

Планирование маршрута

Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.Цели могут быть различными:

  • Выбор кратчайшего пути
  • Выбор быстрейшего пути
  • Выбор легчайшего пути
  • Выбор незаметного пути и т.д.

Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:

Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло — зеленый цвет) в 2 — 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый — темно зеленый) в 3 — 5 раз.

Читайте также:  Как можно обеззараживать воду предназначенную для питья ответ. Обеззараживание питьевой воды – своевременная забота о собственном здоровье

По энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и 6 раз.

Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:

  • Без подлеска 5.00 — 6.15 мин
  • Средний подлесок 6.15 — 8.20 мин
  • Плотный подлесок 8.20-25 мин
  • Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.

Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.

Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.

При планировании маршрута желательно «набирать» возможно меньший перепад высот — это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.

Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.

Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:


Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный , поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой — красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка :

Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.

Разберем «красный» вариант

Исходная точка — кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.

Ориентир перед сходом — пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить — это минус данного варианта (запасной вариант — уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу. По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо. Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.

Рассмотрим «пурпурный» вариант

Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток. На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка. Далее действуем аналогично красному варианту.

Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп. От 17 кп используя «движение в мешок» выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп. Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.

Определение расстояния при передвижении

Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа. Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым — научиться определять пройденное расстояние. Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги — подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой (то есть один отсчет на два шага). Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 — 70 пар шагов).

Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет — вы её пропустили. Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 — 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории. По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 — 1,5 при движении по азимуту.

Читайте также:  Как сплести рукоять для ножа из веревки. Плетение темляка своими руками: способы плетения с фото и видео

Написать комментарий

Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы (рис. 24) или выписывают в таблицу. Порядок подготовки данных для движения по азимутам изложен в разд. 5.3.

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту, приведенному на рис. 24.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на

точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 25, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее (см. разд. 2.6) методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180(. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Читайте также:  Что называется ориентированием на местности. Ориентирование на местности

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л (рис. 25,6) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные" и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное — это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 — 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу — 6 — 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.

Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ± 1 — 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля — измерителя и линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.

Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.

Таблица 1. Данные необходимые для движения по азимутам

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9 13) или таблицу 1.

Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.

Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе — магнитный азимут, в знаменателе — расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого наносят на схему стрелку север — юг…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here