Морские веревки. Тросы, фалы, шкоты

Бегучий такелаж: какие верёвки бывают на яхте

«Руки хочут шкотов» (орфография автора сохранена)

Дорогой друг, если ты заинтересовался тем, какие верёвки бывают на яхте и для чего они нужны, то ты оказался в нужном месте. Следи за мыслью, будет много терминов и объяснений.

Для начала определимся, чем отличаются рангоут, стоячий и бегучий такелаж. Рангоут — это основные элементы конструкции, которые несут паруса. То есть у обычной парусной яхты это мачта, гик и краспицы, также может присутствовать спинакер-гик и бушприт. Стоячий такелаж — это стальные тросы, которые служат для закрепления рангоута. Тросы крепятся к топу (верхушке) мачты и крайним точкам корпуса: ванты по бортам,  форштаг на носу, ахтерштаг на корме. Они устанавливаются один раз вместе с мачтой и настраиваются на круизных яхтах крайне редко. На гоночных яхтах используются для искривления мачты в какую-либо сторону, чтобы придать парусу необходимую форму в зависимости от ситуации. Этот такелаж и называется стоячий, потому что большую часть времени он стоит и лучше его не трогать. Бегучий такелаж — это совокупность всех верёвок, предназначенных для постановки и управления парусами и рангоутом. Вот что это за зверь и куда он бежит мы сейчас и разберём.

Весь бегучий такелаж можно разделить на шкоты и фалы. Шкоты — это верёвки, которые производят действие в горизонтальной плоскости. Фалы, соответственно, в вертикальной, то есть подъём и спуск. Чтобы не запутаться в многообразии верёвок, давайте разделим их по парусам.

Начнём с переднего паруса — генуи (стакселя).

Стаксель-фал поднимает и опускает что? Правильно, стаксель. В случае, если установлена фурлинг-система для закрутки паруса вокруг штага, стаксель поднимают фалом и фиксируют надолго, снимают его только для замены и ремонта.

Всё управление и постановка паруса осуществляется шкотами. Правильнее, конечно, будет стаксель-шкот, но так уж повелось, что если вы услышите просто слово «шкот», то наверняка речь идет о стакселе. К «заднему» нижнему углу стакселя (это, как ни странно, шкотовый угол) крепятся одновременно два шкота, один на левый борт и один на правый. Далее каждый шкот по своему борту проводится через каретку на погоне и через блоки выводится в кокпит на лебёдку. В зависимости от направления ветра, стаксель ставится на один из бортов. Например, если на левый борт, то нужно левым шкотом вытянуть парус из закрутки, аналогично — правым для правого борта. После установки рабочий шкот используется для настройки паруса. Вкратце, если ветер сбоку или сзади, то шкоты ослабляют (травят) и дают парусу наполниться ветром, а если спереди, то натягивают (набивают) и делают парус более плоским. Когда яхта меняет галс и ветер переходит с одного борта на другой, то и стаксель нужно перенести на другой борт. С переносом вполне справится ветер, но для этого нужно вовремя ослабить шкот, который был рабочим, и вовремя натянуть и зафиксировать противоположный, а потом еще и настроить этим шкотом парус под новый курс к ветру. Обычно в команде этим занимаются два шкотовых матроса, от слаженной и умелой работы которых в итоге зависит скорость яхты.

Читайте также:  Где находится долгота и широта на карте. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

У стакселей с закруткой есть еще одна примечательная верёвка — шнур фурлинга, его часто называют просто «фурлинг», хотя это название системы целиком. В то время как стаксель раскручивается при постановке, шнур фурлинга накручивается на барабан под стакселем. А когда требуется свернуть парус, нужно вытянуть шнур обратно, тем самым закручивая барабан и стаксель вместе с ним. Шнур фурлинга проходит через стопор, с помощью которого можно его зафиксировать и предотвратить дальнейшее раскрытие стакселя. Этим пользуются, когда нужно уменьшить площадь паруса и раскрыть его не полностью.

Переварили? Продолжим. Второй парус называется грот и названия, конечно же, с этим связаны. Большинство верёвок грота выведены в кокпит и проведены через блоки стопоров, получивших название «пианино» из-за схожести с клавишами музыкального инструмента. Ну и фалового матроса, работающего с этим верёвками, называют не иначе как «пианист». Если команда большая, то часто там занято два человека.

Грота-фал — поднимает и опускает парус за верхний (фаловый) угол. В системах с закруткой грота в мачту фал используется, как и в случае со стакселем — только при установке или замене паруса, в остальное время он находится в натянутом положении и прочно зафиксирован. В классической системе с латным парусом, а также при закрутке в гик, фал используется для штатной постановки и снятия, а также при уменьшении площади грота.

Грота-шкот — растягивает грот вдоль гика. В классической системе обычно зафиксирован, но им можно регулировать натяжение. Бывают ситуации, когда для настройки паруса необходимо ослабить натяжение по его нижней стороне. В системе с закруткой в мачту грота-шкот вытягивает парус из мачты и, естественно, регулирует натяжение по нижней стороне.

Гика-шкот (грота-гика-шкот) — верёвка или система верёвок, определяющая, насколько гик может отклониться от своего центрального положения по горизонтали, то есть от центра вбок. Центральное положение гика соответствует диаметральной плоскости яхты (это если провести воображаемую линию от носа к корме ровно посередине). Гик вместе с парусом представляет собой флюгер и стремится встать по направлению ветра, уйти с диаметральной плоскости, но тогда парус перестанет работать и превратится в огромный флаг, реющий на ветру. Гика-шкот противодействует давлению ветра и притягивает гик ближе к центру, позволяя тем самым парусу наполниться и корректно работать. Важно понимать: если притянуть гик сильнее, чем требуется, то ветер будет стремиться наклонить яхту, а не способствовать ее продвижению вперёд.

Оттяжка гика — регулирует положение гика в вертикальной плоскости, на круизных яхтах часто верёвка дополняется гидравлической системой. Влияет на форму паруса и его правильную работу, в зависимости от силы и направления ветра.

Риф — верёвка, протянутая через отверстия в гроте, расположенные по линии, параллельной гику. Риф позволяет притянуть грот к гику в местах крепления, сократив тем самым площадь парусности при сильных ветрах. Процесс уменьшения парусности называется рифлением, также говорят «взять рифы». Применяются в классической системе постановки грота. На один парус обычно устанавливают 2 или 3 рифа.

Ну и бонусом верёвки, которые вам точно встретятся на парусной яхте, хоть они и не относятся к бегучему такелажу.

Топенант — верёвка, которая идет от топа мачты к свободному концу гика. Служит исключительно для того, чтобы гик не упал под своим весом, если грот убран. При постановке парусов топенант немного ослабляют, чтобы он никак не влиял на работу грота. Часто топенант используется для крепления флагов на регатах и мероприятиях.

Читайте также:  Первая помощь утопленнику на берегу. Действия при спасении утопающего

Швартовы — верёвки, которыми привязывают яхты к берегу, пирсу, другим яхтам.

Шпринг — швартов, заложенный перекрёстно, например на нос яхты и на берег в районе кормы.

Вот тот парень на борту уже все запомнил. А ты? =)

Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью. Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки. Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

· «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;

· «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;

· «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;

· «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;

· «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;

· «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

· Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;

· Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;

· Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Практиковаться лучше на булине

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

Читайте также:  Как выжить на острове в реальной жизни. Как выжить на необитаемом острове: можно ли остаться в живых?

Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:

· Формируем петлю сверху вниз;

· Пропускаем ходовой конец в петлю;

· Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.

Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке».

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень. Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

· Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;

· Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;

· Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!

Спасибо, что вы с нами!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here