Натяжной узел. Как сделать самозатягивающуюся петлю для веревки

Самозатягивающийся узел  (рис. 1). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из‑под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Рис. 1. Самозатягивающийся узел

Коровий узел (рис.  2). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Глухая петля  (рис. 3). Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Рис. 3. Глухая петля

Выбленочный узел  (рис. 4). Свое название этот узел получил из‑за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки – поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса‑драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 4, а),  второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 4, б).

Читайте также:  Первая медицинская помощь при ушибе. Первая помощь при ушибах, порезах и ссадинах

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Рис. 4. Выбленочный узел: 
 – первый способ вязки; б – второй способ вязки

“Констриктор”  (рис. 5). “Боа констриктор” – это зоологическое название удава по‑латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Риc. 5. «Констриктор»

Питонов узел  (рис. 6). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 6, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Рис. 6. Питонов узел: а – первый способ вязки; б – второй способ вязки

Фаловый узел  (рис. 7). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса‑реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот‑марсель” на грот‑мачте или “фор‑марсель” на фок‑мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот‑марса‑фал и фор‑марса‑фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.

Рис. 7. Фаловый узел

Стопорный узел  (рис. 8). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один‑два шлага, и в двух‑трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.

Рис. 8. Стопорный узел

Удавка с полуштыками  (рис. 9). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.

Читайте также:  Самые популярные сайты выживальщиков. Свежие записи

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев – стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса‑шкотов, марса‑гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.

Удавка с полуштыками – надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемогопредмета.  Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3–4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие‑то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс.  9, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Рис. 9. Удавка: а – схема вязки; б – вязка удавки с полуштыками

8 крепких узлов для различных жизненных ситуаций: буксир, подъем, натяжение, разметка, страховка и т.д.

Приветствую Вас, дорогие и уважаемые гости!

Не буду много и долго описывать назначение веревки и где она себя находит, но основное нужно отметить!

Так как мой канал о строительстве, то в этой сфере — веревки используются повсеместно, начиная от разметки территории и подъема груза и заканчивая скреплением различных конструкций и проведения страховочных мероприятий, а в повседневной жизни — вы без правильного узла легко не развяжете трос после буксировки автомобиля, не сможете натянуть должным образом бельевую веревку, да и тарзанку для детворы вряд ли можно сделать быстро)))


Данная статья описывает основные веревочные узлы, зная которые, вы без проблем осуществите вышеназванное!

Читайте также:  Лучшие программы компас для андроид. Компас в смартфоне — как включить и пользоваться?

Итак, поехали…

1. Простой штык со шлагом

Очень надежный узел. Нестандартен тем и это основное преимущество, что может как завязываться, так и развязываться под нагрузкой. Является незатягивающимся узлом. Идеально подходит для буксировки любых транспортных средств. Количество оборотов подбирается на месте и зависит от качества веревки — чем больше оборотов, тем меньше вероятность перетереться при динамических нагрузках об обвязанный предмет.

2. Прямой узел

Служит для связки двух веревок с одинаковым диаметром. Вяжется очень легко, развязывается так же несложно. Довольно надежен, но минус в том, что "ползет" при намокании, поэтому в ответственных местах делается с контрольными узлами (как на фото №3). Запрещается использовать при применении веревок с разными диаметрами, высока вероятность развязывания.

3. Двойной выбленочный узел

Применяется для вязки на жестких элементах. Так же, отдельные части чего-либо можно увязывать между собой. Поскольку работает один конец, узел очень удобен для фиксации веревки на опорах. Широко применяется для изготовления гибких трапов (лестниц).С помощью такого узла вы сможете быстро огородить территорию между столбами, стойками, деревьями и пр.

4. Ткацкий узел

Ткацкий узел, как и прямой, предназначен для связывания двух веревок с одним и тем же диаметром. Выполняется с помощью двух обычных узлов, каждый из которых обвязывает соседнюю веревку. Легко связывается, но при использовании большой нагрузки — сильно затягивается, что в дальнейшем затрудняет развязку. Очень надежен.

5. Узел Маршара

Узел Маршара применяется в качестве страховки при подъемах, а также великолепно справляется в качестве натяжителя основной веревки, например бельевой. Очень простой узел, легко перемещается без нагрузки и тут же затягивается при её возникновении. Единственный недостаток такого узла в том, что он основан на силе трения, соответственно сильно не держит при использовании гладких поверхностей веревок, при рельефной структуре — справляется без нареканий.

6. Петля "Восьмерка"

Применяется для выполнения рабочей петли любого преназначения, будь-то организовать спуск, выполнить страховку, можно завязать её вокруг опоры и т.п. Сильно не затягивается. Несмотря на то, что очень просто вяжется — великолепно держит нагрузку хоть на конце, хоть в середине веревки. Не ползет и не смещается.

7. Скрепляющий узел

Служит для фиксации жестких конструкций. Подобным образом собирается основание для плота с целью передвижения по воде, а так же конструируются лестницы. При исполнении данного узла обеспечивается очень высокая степень надежности соединенных частей. Плюс в том, что узел даже при надежной фиксации — всегда очень просто развязывается. Количество оборотов веревки определяется по месту и зависит от её прочности.

8. Булинь

Булинь — король всех узлов. Этот беседочный узел знали за 3000 лет до н.э. "Беседочный" происходит от термина моряков "беседка" — доска для транспортировки человека за борт или для подъема на мачту.

Широко используется для фиксации горизонтальных конструкций как одним концом, так и между двумя концами веревок (по типу качели). Имеет незатягивающуюся петлю, поэтому очень легко развязывается после устранения нагрузки.

Практически всегда нужно исполнять с контрольным узлом, так как булинь склонен развязываться при переменных нагрузках (на фото №4 выполнен контроль одним узлом).

Булинь может похвастаться тем, что легко завязывается одной рукой, когда другая занята, что является очень актуальным среди моряков.

На этом всё, очень надеюсь, что статья вам стала полезной.

Спасибо за внимание!

Открыл для себя клей, который в разы дешевле и удобнее, чем супер клей (+ тест на прочность шва)

Знакомство с частным домом на вторичном рынке. Первые "звоночки", чтобы не терять время на осмотр

Как вести себя с агрессивной беспризорной собакой и как заставить ее отступить? (Поясняет кинолог)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here