Обвалы это кратко. Обвалы и оползни: виды, причины, характеристика, защита от обвалов и оползней.

Происхождение обвалов и оползней

Цели урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о геологических опасных явлениях;
  • изучить классификацию геологических опасных явлений.

Развивающие:

  • развивать навыки по определению потенциально опасных мест при возникновении данных чрезвычайных ситуаций.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
  • воспитывать умение работать в команде для достижения поставленной цели.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, географическая карта, таблицы, схемы, плакаты, презентация к уроку.

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня нас ждёт очень интересный и увлекательный урок. На этом уроке мы будем работать в группах. Каждая группа должна выбрать командира, который будет не только руководить учебным процессом, но и будет оценивать работу каждого участника группы. Группе будет дано задание, над которым она будет работать в течение 15 минут, затем пойдёт защита и представление результатов работы.

2. Изучение новой темы. Проблемное начало урока. Актуализация.

Итак, мы начинаем. Наш урок я хочу начать со стихотворения А.С.Пушкина “Обвал”

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега…
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Правильно про обвалы и оползни.

К какой группе опасных природных явлений относятся эти стихийные бедствия?

Обвалы и оползни относятся к геологическим опасным явлениям. По данным МЧС ежегодно обвалы и оползни угрожают 725 российским городам и наша область не исключение.

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Итак, что мы должны сделать на уроке?

  1. Изучить основные понятия, параметры и причины возникновения обвалов и оползней.
  2. Сформировать знания о способах защиты и самоспасения при обвалах и оползнях.

Давайте дадим определение данным терминам. Дома вы должны были поработать с толковыми словарями и записать эти определения себе в тетрадь. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Обвал – отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие, главным образом, за счет ослабления связанности горных пород под влиянием процессов выветривания, воздействия.

Оползень – это смещение масс горных пород вниз по склону под воздействием собственного веса.

Сегодня мы должны выяснить, в нашей области возможны эти стихийные бедствия или нет. Если возможны, то почему и в каких районах.

III. Работа в группах. Итак, каждая группа получает своё задание.

Читайте также:  Как понять где юг на карте. Север-Юг-Запад-Восток. Расположение на карте, как определить направления

1-я группа. Ваша задача изучить блок-схему по обвалам и дать им характеристику. Выступить с подробным сообщением об этом стихийном бедствии.

2-я группа. Ваша задача изучить блок-схему по оползням и дать им характеристику.

3-я группа. Вы должны изучить географическую карту и выяснить районы возможного возникновения обвалов и оползней на территории России. Обратить внимание на нашу область. Доказать почему эти стихийные бедствия встречаются у нас и определить места их возникновения?

4-я группа. Вам предлагается кейс. Текст с примера описания обвалов и оползней. Ваша задача выписать основные последствия этих стихийных бедствий и доказать чем они опасны для людей.

Начинаем работу. Время на выполнение работы 10–15 минут.

1-я группа. Ваша задача изучить блок-схему и дать характеристику обвалам.

Происхождение обвалов

  • трещины
  • разломы горных пород, их слоистый характер, когда между более твёрдыми и тяжёлыми породами имеются глина, песок, рыхлости и пустоты;
  • попадание воды, снега в слабые связующие слои ведёт к их ослаблению;

Обвалы характеризуются:

  • мощностью обвального процесса (которая определяется объёмом обвалившихся пород);
  • масштабом проявления – площадью обвала;

Обвалы происходят в результате:

2-я группа. Ваша задача изучить блок-схему и дать характеристику оползням.

Происхождение оползней

  • Крутизна склона, превышающая угол естественного откоса;
  • Землетрясение;
  • Переувлажнение склонов осадками;
  • Увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;
  • Ослабление прочности твёрдых пород при выветривании, вымывании;
  • Пересечение пород трещинами.

Оползни характеризуются:

  • мощностью оползневого процесса (которая определяется объёмом обвалившихся пород);
  • масштабом проявления – площадью обвала;
  • скоростью движения.

Признаки начинающегося оползня:

4-я группа. Вам предлагается кейс. Текст с примера описания обвалов и оползней. Ваша задача выписать как проявляют себя эти стихийные бедствия и каковы их последствия.

Самым крупным оползнем исторического времени считается событие, происшедшее восемнадцатого февраля 1911 года на Памире. Оползень вызвало сильное землетрясение, после которого со склонов Музкольского хребта, с высоты пять тысяч метров над уровнем моря, сползло фантастическое количество рыхлого материала – 2,2 миллиарда кубометров. Завален был кишлак Усой со всеми его жителями, их имуществом и домашним скотом. Скальные породы перегородили долину реки Муграб. На четыре года прекратил течение реки огромный вал-запруда с поперечником в четыре-пять километров и высотой более семисот метров. Возникло новое озеро Памира – Сарезское, которое стало быстро расти, и в свою очередь затопило кишлаки Сарез, Нисор-Дашт и Ирхт.

Сила удара обрушившейся с большой высоты массы земли и камней была так велика, что породила мощную сейсмическую волну и привело к образованию землетрясения.

А самым трагичным по числу жертв, стал оползень, случившийся в китайской провинции Ганьсу в 1920 году. Наступившая темнота и холод заставили почти все население укрыться в жилищах. В 7.30 вечера с севера послышался глухой шум, “словно тяжело груженные огромные машины с бешеной скоростью мчались по скверной мостовой”.

Читайте также:  Спортивное ориентирование значение. Спортивное ориентирование — что это за вид спорта: виды, правила, экипировка, история

Один миссионер, чудом оставшийся в живых, рассказывал потом:

“Услышав шум, я подумал, что это землетрясение, и выбежал на улицу. Но едва я очутился на улице, как почувствовал, будто что-то со страшной силой ударило меня в спину.

Широко расставив ноги, как пьяница, пытающийся удержаться на ногах, я ощутил под собой сильное вращательное движение земли… Этот первый и самый длительный толчок длился две минуты. За ним последовало еще пять или шесть других, и так быстро, что их почти невозможно было отделить один от другого…

Толчки следовали один за другим с интервалом в несколько секунд и сливались с оглушительным ревом рушившихся домов, криками людей и ревом животных, которые доносились из-под обломков зданий”.

Возникшие оползни достигали грандиозных размеров. Семь самых гигантских из них срезали склоны гор, и тысячи кубических метров лёсса завалили долины, засыпали города и селения. Один из домов, захваченных лёссом, был перенесен на движущейся массе пород и просто чудом остался на поверхности. В этом доме находились мужчина и ребенок, но в кромешной темноте и оглушительном грохоте они даже не поняли толком, что же случилось. Утром перед ними открылась поистине апокалиптическая картина – “сдвинулись горы”, и они даже не узнали свои родные места.

Двигавшийся вместе с их домом участок дороги (длиной примерно четыреста метров) переместился вниз на полтора километра. Остановившись, он впоследствии почти сохранил свой прежний вид, и высокие тополя по обеим сторонам дороги продолжали, как и прежде, раскачивать своими ветками. Дом проделал путь длиной почти в один километр, а потом два других оползня заставили лавину изменить направление.

Это место тоже называют “Долиной смерти”, потому что здесь были погребены 200000 человек.

В истории известны обвалы, приводившие к большим человеческим жертвам. Так, в 1608 г. в Альпах обвалилась часть горы Монте-Конто, и в мгновение ока более 2 тыс. жителей деревни Плюр оказались погребёнными в своих домах под массой камней и грунта. Точно так же на Апеннинском полуострове под каменной лавиной исчез в VI в. городок Велейя со всеми его жителями, когда обвал произошёл на склонах горы Ровинаццо. И таких примеров можно привести много. Обвалы в горах – это хоть и обычное явление, но всегда грозное, нередко приводящие к катастрофам.

IV. Закрепление материала.

А) Защита результатов работы. Каждый командир группы оценивает работу каждого участника.

Б) Контроль результата первичного запоминания материала. Работа выполняется учащимися письменно на листочках или в тетради.

Итак, ребята! Сегодня мы изучили новую тему, для того чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам написать письменную работу. Сейчас я буду задавать вам вопрос, а вы на листочках записываете правильный ответ.

  1. Быстрое отделение и падение масс горных пород на крутом склоне – это… (Обвал)
  2. Как называется обвал с объёмом обвалившихся горных пород менее 5 кубических метров? (Малый)
  3. Назовите характеристику оползня, в большей мере определяющую его опасность? (Мощность)
  4. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону – это… (Оползень)
  5. Одна из природных причин развития оползня – это …… в породе. (Трещина)
  6. Перечислите районы наиболее частого возникновения оползней и обвалов. (Северный Кавказ, Урал, Восточная Сибирь, Сахалин, Курильские острова, Кольский полуостров).
Читайте также:  Как плетут сети вручную. Плетение рыболовных сетей своими руками

V. Рефлексия. Подведём итог работы.

  • Полезным ли сегодня был наш урок?
  • Что нового вы узнали?
  • Чему научились?
  • Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок.

VI. Домашнее задание. Прочитать параграф 6.1., выучить термины, подготовиться к опросу по изученной теме. Творческое задание. Приготовить сообщение по изученным стихийным бедствиям.

Обвал

Обвал на горе Эйгер, Швейцария

Последствия обвала в Австрии в 2005 г.

Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести.

Там, где есть крутые склоны, ослабленные действием водной или воздушной эрозии, они, рано или поздно, подвержены обвалам. Процесс может быть ускорен естественными факторами — резкими перепадами температуры или увлажнённости, подмывом водой речных берегов или морской абразией. Они провоцируются штормами и циклонами, землетрясениями, техногенной деятельностью и даже гравитационным воздействием Луны. Сообщения о землетрясениях почти всегда сопровождаются описаниями обвалов. В горной местности они становятся одной из основной причиной гибели людей и повреждения инженерных сооружений. Даже относительно слабые сейсмические толчки способны привести к значительным обрушениям неустойчивых массивов горных пород, льда и снега. Особенно, в тех случаях, если они уже оказались ослаблены действием эрозии, подточены морским прибоем или русловыми потоками[1].

Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей.

Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами, что может повлечь за собой много человеческих жертв, разрушение городов и изменение ландшафта.

Оно вызывается:

  • Увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
  • Ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
  • Воздействием сейсмических толчков;
  • Строительной и хозяйственной деятельностью.

Изредка, в природных условиях наблюдаются гигантские обвалы, в результате которых обрушиваются миллионы метров кубических пород. Так крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовалась естественная плотина высотой 567 м и Сарезское озеро.

27 сентября1995 года в Сунженском районеИнгушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130 — 150 метров, шириной 6 — 10 метров и глубиной 40 — 50 метров. В результате чего погибло 16 человек, в том числе ребёнок.

См. также

Примечания

Ссылки

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here