Определение географических координат объекта. Определение координат точек местности (объектов)

Алгоритм определения географических координат

На уроке, предшествующем теме «Географические координаты» — «Свойства линий градусной сетки», мы подробно изучаем по ниже представленному плану свойства параллелей и меридианов с их подробным разбором.

Таблица «Свойства линий градусной сетки»*

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

В какие стороны горизонта направлены?

На север и на юг

На запад и на восток

Какова длина в градусах?

180

360

Какова длина в километрах?

20 000

От 40 000 и менее

Какова длина 1є в километрах?

111

От 111 на экваторе и менее

Какую форму имеют на глобусе?

Дуга

Окружность

Какую форму имеют на карте полушарий?

Крайние – дуги, средний – прямая, остальные – кривые линии

Средняя – прямая, остальные — кривые

* — таблица взята из учебника «География: физическая география» под редакцией Т.П. Герасимовой, М. Просвещение, 1990

Полагаю, что вступительное слово о значении координат каждый педагог в состоянии сформулировать сам, а свою задачу вижу в знакомстве с технологией подачи материала – перехожу к теме «Географическая широта».

Для того чтобы каждый присутствующий ребенок понимал о чем пойдет речь, необходимо вспомнить (познакомить) некоторые математические понятия:

  • Окружность
  • Дуга
  • Величина окружности в градусах.

На доске рисуется окружность (рис. 1)

Сперва выясняем: какие линии градусной сетки ребята видят на рисунке? (ответы: экватор – горизонтальная прямая, меридианы)

Далее рассказ учителя: величину меридиана можно измерить в километрах и градусах. Широта измеряется в градусах. Началом отсчета широты является экватор, полюс – точка окончания измерения географической широты.

Вопрос детям

: чему равно максимальное значение широты? (как правило находятся такие, которые дают ответ — 90°).

Затем на меридиане, в разных полушариях, на одинаковом расстоянии от экватора и полюса ставлю точки (их можно обозначить «А» и «Б»). Теперь задаю

вопрос

: чему равна широта этих точек. Более сообразительные отвечают сразу: примерно 45 градусов. Для того чтобы ввести понятие «северная» и «южная» широта, задаю

вопрос

: как такое возможно, что широта одинаковая, а точки находятся в разных местах? (ответ: точки находятся в разных полушариях).

Таким образом, уточняем, что точка «А» имеет 45° с.ш., а точка «Б» — 45° ю.ш.

Теперь можно перейти к определению понятия. Отрезок меридиана от экватора до любой из стоящих на нем точек (на рисунке на доске) называется дугой. Дуга измеряется в градусах. Таким образом: географическая широта – это величина дуги меридиана (все перечисляемые объекты показываю на рисунке), далее прошу детей ответить на вопрос: что является началом отсчета широты? (экватор) продолжаю – от экватора до заданной точки (в нашем случае – «А» или «Б»).

Теперь можно разобрать простые примеры, которые приведены в учебнике («Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.) на стр. 30, рис. 18. Сперва демонстрирую алгоритм: город Лондон находится между параллелями 50° и 60° северного полушария, ближе к 50° — следовательно, примерно 53°с.ш. Следующие примеры выполняют учащиеся. Когда все примеры разобраны, переходим к атласу. В тетрадях ребята рисуют таблицу «Столицы мира и их географические координаты»

Столица (государство) Географическая широта Географическая долгота
     

Предлагаю на «Политической карте мира» выбрать не менее 10-ти любых столиц мира и определить географическую широту. Колонку «Долгота» будем заполнять на следующем уроке. Тему «Географическая долгота» также начинаю объяснять с рисунка (рис. 2). Выясняем, какие линии градусной сетки изображены в этот раз (в этом случае у детей возникают, как правило, некоторые затруднения – тогда можно взять глобус и показать эти линии на нем). Схема та же, что и прежде: начало отсчета долготы, место окончания ее отсчета, максимальное ее значение, приблизительная долгота точек «А» и «Б», понятие «западная» и «восточная» долгота и так далее.

Затем тренировка по учебнику (стр. 33, рис. 20) и работа с атласом. Всегда в классе находятся несколько ребят, которые успевают определить координаты более чем 10-ти городов. А если при проверке предупредить ребят, что названные города повторять будет нельзя, то пока спрашиваю менее сильных ребят остальные, по мере того, как количество названных городов увеличивается, а оставшихся сокращается, успевают определить координаты других, еще не названных, городов.

Надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь, в объяснении темы «Географические координаты» в 6-м классе.

«Система географических координат» Практическая работа №1. «Определение координат географических объектов по карте»

География, 6 класс

УМК, автор программы

География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово» – учебник, 2014. – 224 с.: ил. – (Инновационная школа)

Учитель

Лабко Марина Александровна, учитель географии МБОУ «МБОУ Гамалеевская СОШ №2» Сорочинского г/о Оренбургской области

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

2: «Система географических координат» Практическая работа №1. «Определение координат географических объектов по карте»

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о географических координатах

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

формировать знания о географических координатах; отрабатывать умения определения географических координат

развивать навыки определения географических координат объектов по карте и глобусу; умение работать над учебным групповым заданием

прививать навыки коммуникативного общения.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; показывать на карте экватор, параллели, меридианы, 0º и 180º меридианы; определять географические широту и долготу, объекты по их географическим координатам и географические координаты объектов по глобусу и карте; объяснять назначение градусной сетки, информации о географических координатах.

Личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; понимать значимость умения определения географических координат для определения положения объектов; осознавать свои эмоции и адекватно выражать их и контролировать.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, определять понятия, анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: определять цель и проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выбирать средства для достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументировать его; понимать позицию другого; сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника.

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии смешанного обучения (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются возможности интернет-ресурсов – обучающие ролики ЮТУБ. Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется модель «Перевёрнутый класс» для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению учебного материала. Для модели характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения вне школы: учитель предоставляет доступ к интернет-ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. В школе организуется практическая деятельность.

Данная модель целесообразна к применению при изучении многих тем на уроках географии. Она является новой, и, несомненно, заслуживает пристального внимания, изучения и апробации.

Заранее, до урока, учитель с помощью социальных сетей, электронной почты, QR-кода, раздачи бумажных карточек с написанными на них адресами (и т.п. способами) обеспечивает учащихся ссылками на интернет-ресурсы с тем, чтобы учащийся самостоятельно дома прошел по ссылкам, просмотрел, изучил теоретический материал, выполнил задания.

Технология BYOD (Bring Your Own Device – «принеси свое собственное устройство») помогает формировать учебно-познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник – §2, с. 12

Рабочая тетрадь –§2, задания

ресурсы сети Интернет – обучающие ролики ЮТУБ, формы Google

компьютер, мультимедийный проектор (программные средства), мультимедийная доска, WiFi, высокоскоростной Интернет, планшеты, смартфоны с выходом в Интернет

Деятельность учителя и учащихся до урока:

Учитель заранее готовит для учеников учебный материал.

Изучить теоретический материал: записать определение терминов в тетрадь

Учебник для 6 класса, §2, с. 12

Географические координаты

Как определить географическое координатыили

Часть видеофрагмента «Географические карты» сайта БИБИГОН

  1. Самоподготовка, выполнить задание:

Форма Google для визуализации абстрактного материала

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание проблемной ситуации

Работа с текстом учебника, с 12-13. Как помочь капитану корабля, терпящего бедствие?

Организует беседу. Вводное слово учителя: Ребята, а вы любите играть в «Морской бой»? В этой игре мы используем адрес «клеточки» из двух частей. А любая точка на земном шаре тоже имеет свой «географический адрес». Две части географического адреса – это…(географическая широта и долгота)

Прочитывают текст. Включаются в беседу, отвечают на вопросы учителя.

2. Формулирование проблемы

Постановка учебной задачи: Как же помочь?

Постановка учебной цели урока: Что значит определить географическую широту и долготу?

Организует беседу по обсуждению версий помощи терпящим бедствие.

Обсуждают в парах, предлагают версии решения проблемы

3.  Выдвижение версии решения проблемы

Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты

Сформулируем определение этих понятий, работа с таблицей. (Приложение 1. Определение понятий)

Работают по вариантам: первый вариант – географическая широта, второй вариант – географическая долгота. Проверяют определения терминов, которые они записали в тетрадь дома, устраняют ошибки при необходимости

4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.

Проверка усвоения теоретического материала

Учитель организует входной контроль с помощью географического диктанта по вариантам. (Приложение 2. Географический диктант).

Учитель организует взаимопроверку диктанта обучающимися. В зависимости от результатов дифференцирует учащихся на три группы: «эксперты» (изучившие материал и разобравшиеся в нем), «специалисты» (учащиеся, что-то знающие, у которых отчасти, что-то получилось), «практиканты» (истыпывающие затруднения»

Учитель организует работу учащихся в группах, общий смысл которой на конкретных примерах разобрать изученный теоретический материал.

Пишут географический диктант, осуществляют взаимопроверку, делятся на группы.

Группа 1.«Эксперты»

Группа 2.«Специалисты»

Группа 3.«Практиканты»

5. Поиск решения (открытие нового знания)

Выполнение практических заданий по теме урока

Организует выполнение обучающимисяпрактических заданий по теме урока согласно делению на группы.

В ходе общей работы группы 3 учитель работает индивидуально с учащимися: проводит консультации, корректирует получаемые знания и вырабатывающиеся умения.

Группа 1. Группа 2. Тесты «Географические координаты»

Online Test Pad. Тест состоит из 4 вопросов по теме «Географические

Инструкция к тесту

Ответьте на вопросы теста. Перед выполнением задания повторите пройденный материал. Получают оценку и сообщают учителю.

Группа 3. После консультации учителя выполняют тесты в тетради (Приложение 3.) Обсуждают полученные результаты.

6. Выражение решения.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Организует в группах заключительное обсуждение по поводу помощи терпящему бедствие кораблю.

Каждая группа выдвигает одного человека, который дает заключительный ответ по вопросу.

7. Применение нового знания

Создание условий для применения полученных знаний – выполнение практической работы по определение географических координат на карте и глобусе.

Организация выполнения практической работы №1. «Определение координат географических объектов по карте»

  1. Определить географические координаты объектов: влк. Килиманджаро, г. Аконкагуа, влк Эльбрус, г. Джомолунгма, г. Народная.

  2. По координатам определить географические объекты: 29º с.ш. и 87º в.д.; 43º с.ш. и 79º з.д.; 3º ю.ш. и 37º в.д.; 32º ю.ш. и 70º з.д.; 7˚с.ш. 81˚в.д.

Выполняют работу в тетрадях для практических работ индивидуально

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Предлагает учащимся устно определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

  • Я уверен в своих знаниях…

  • Мне комфортно…

  • Я испытываю проблемы…

Высказывают своё мнение об уроке.

Разделяются на группы по признаку отношения к уроку.

Самооценка эмоциональных и функциональных состояний

9. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

Для всех: §2, повторить

Выполните задание на выбор:

  • Составить кроссворд по городам, используя координаты.

  • Создать плейкаст по 2-3 объектам, предложенным в приложении 5.

Записывают информацию о домашнем задании

Приложение 1. Определение понятий.

показывает расстояние от экватора до заданной точки,

измеряется в градусах,

измеряется от 0º до 90º,

бывает северная и южная

Географическая долгота

=

Координата объекта

+

  • показывает расстояние от Гринвичского (нулевого) меридиана до заданной точки,

  • выражается в градусах,

  • измеряется от 0º до 180º,

  • бывает западная и восточная

Приложение 2.

Географический диктант. Вариант 1

Определите, о каком термине или географическом объекте идёт речь

  1. Расстояние от экватора до объекта, выраженное в градусах.

  2. Материк, который почти посередине пересекает экватор.

  3. Дуги на карте или глобусе величиной 180, соединяющие полюса.

  4. Точки на земной поверхности, через которые проходит ось Земли.

  5. Самое важное направление для ориентирования в северном полушарии.

  6. Широта и долгота точки земной поверхности.

  7. Параллель на глобусе, одинаково удаленная от обоих полюсов.

Географический диктант. Вариант 2

Определите, о каком термине или географическом объекте идёт речь

  1. Расстояние, до какой либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выражается в градусах.

  2. Модель Земного шара.

  3. Окружности, условно проводимые на поверхности Земли, параллельные экватору.

  4. Уменьшенное и обобщенное изображение всей поверхности Земли или её участка, географические объекты которого переданные условными знаками.

  5. Океан, омывающий Северную Америку с запада.

  6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

  7. Параллель, длина которой – 40 тысяч километров.

(http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/05/16/geograficheskiy-diktant-gradusnaya-set-i-geograficheskie)

Приложение 3. Выполните тесты, используя карты атласа и глобус, где это разрешено.

Задание 1.

1. Для географической карты по сравнению с планом местности характерно:

1) Наличие градусной сети

2) Изображение меньшей по площади территории

3) Использование более крупного масштаба

4) Более подробное изображение территории

2. Экватор пересекает материк:

1) Южная Америка

2) Австралия

3) Северная Америка

4) Антарктида

3. На каком материке находится полюс?

4. На Северном полюсе любое направление является:

1) северным; 2) южным; 3) восточным; 4) западным

5. Для градусной сети не характерно:

1) любая параллель короче экватора

2) все меридианы имеют одинаковую длину

3) длина дуги параллели увеличивается при движении от экватора к полюсам

4) по меридианам определяется направление «север-юг»

6. Где находится точка пересечения экватора и нулевого меридиана?

7. Берлин расположен к … от Рима

1) северу; 2) югу; 3) востоку; 4) западу

8. Горы Гималаи находятся к … от устья реки Нил

1) северу; 2) югу; 3) востоку; 4) западу

9. Ближе всего к экватору находится точка, имеющая координаты:

1) 53˚с.ш.; 2) 8˚ю.ш.; 3) 87˚с.ш.; 4) 13˚ю.ш.

10. Ближе всего к нулевому меридиану находится:

1) город Рио-де-Жанейро

2) устье реки Енисей

3) гора Мак-Кинли

4) Филиппинские острова

11. Не глядя на карту, расположите острова Океании от наиболее близкого к экватору до самого удаленного от него:

1) Гавайи (20˚ю.ш., 155˚з.д.)

2) Норфолк (29˚ю.ш., 168˚в.д.)

3) Рождества (3˚ю.ш., 157˚з.д.)

4) Флинт (12˚ю.ш., 152˚з.д.)

12. Не глядя на карту, укажите научные станции в Антарктиде с севера на юг:

1) «Восток» (79˚ю.ш., 105˚в.д.)

2) «Мак-Мердо» (78˚ю.ш., 166˚в.д.)

3) «Мирный» (66˚ю.ш., 95˚в.д.)

Тесты https://infourok.ru/test-po-teme-geograficheskie-koordinati-2504879.html

Приложение 4. Определить координаты городов и составить кроссворд

Как составить кроссворд? Три подготовительных этапа

Составление кроссворда онлайн или на бумаге обычно сводится к выполнению следующих этапов:

придумывание набора слов, из которых будет состоять кроссворд;

формулирование заданий-вопросов, по которым данное слово будет угадываться;

составление самого кроссворда, расположение клеточек-букв на листе.

Как составить кроссворд онлайн из набора слов и скачать в Word?

Если у вас есть готовый набор слов, которые должны быть в кроссворде, воспользуйтесь сервисом составления кроссворда онлайн из слов – CROSS Ссылка: http://cross.highcat.org/ru_RU/

Здесь можно прочитать, как составить кроссворд: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4139

Приложение 5.

Пока человек в силах,

он должен открывать для себя мир!

Задание №1. Определите географические объекты по их координатам.

1 Стоунхендж – самый загадочный исторический памятник. Возможно, что это древняя обсерватория, VI — II тысячелетия до н. э. В наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку для своих земных экспедиций. Координаты этого объекта 51° с.ш. и 2° з.д. На каком острове расположен этот объект мирового наследия, и каким океаном омывается остров?

2. Боробудур (“Много Будд”) – самое большое буддийское святилище в виде символа, объединяющего Небо и Землю. Объект имеет координаты 8° ю.ш. и 109°в.д. На каком острове расположен этот объект мирового наследия, и каким океаном омывается остров?

3. Мавзолей, построенный Султаном Шах-Джаханом в память любимой жены. Есть сведения, что Султан два года носил по ней траур и дал клятву построить памятник, достойный памяти жены, совершенно необычный, с которым ничто в мире не может сравниться, и ему это удалось. Город, где находится этот мавзолей, имеет координаты 27°с.ш. и 78° в.д. В какой стране находится объект, каким заливом омывается это государство?

4. 3наменитая “падающая” башня – это колокольня собора, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Начало её строительства относится к 1173 г. Координаты объекта 44°с.ш. и 11° в.д. На каком полуострове находится этот исторический памятник, и каким морем омывается этот полуостров?

5.

Читайте также:  Схема плетения браслета из паракорда кобра. Плетение Кобра

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here