Определение магнитных азимутов. Азимут — что это такое и как его определить

Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение по азимутам. Обход препятствий

 

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0 до 360°.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. Магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. Обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы или выписывают в таблицу. 

Схема движения по азимуту

Таблица данных для движения по азимутам (пример)

Номер и наименование ориентира

Магнитный азимут, град.

Расстояние

м.

Пары шагов

1. — сарай

20

1230

820

2. — курган

330

1250

835

3. — дом лесника

25

350

235

4. — перекресток дороги и просеки

335

850

565

5. — мост

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Читайте также:  Первая помощь при переломах костей конечностей. Первая помощь при переломах

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например, в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 13, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Обход препятствий противоположная сторона препятствия видна

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

Обход препятствий противоположная сторона препятствия не видна

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Подготовка данных для движения по маршруту (по  азимутам)

 

Практическая  организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.

На крупномасштабной топографической карте (1:25 000, 1:50 000) определяем маршрут движения. Определяем 3-5 точек корректировки маршрута.

Составляем схему маршрута как показано на рисунке.

Схема движения по азимуту

Составляем таблицу данных для движения по азимутам.

Таблица данных для движения по азимутам (пример)

Номер и наименование ориентира

Магнитный азимут, град.

Расстояние

м.

Пары шагов

1. — перекресток

83

1899

1266

2. — геодезический пункт

73

2040

1360

3. — брод через ручей

105

2248

1499

4. — сарай

67

1470

980

5. — камень

Читайте также:  Лучшие ножи для метания. Лучшие метательные ножи: выбор качественного оружия

После подготовки данных, студенты выходят на исходную точку и отправляются на маршруты во главе с командирами отделений.

Тестовое задание

Определение магнитных азимутов

Выбор маршрута и ориентиров.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода. Целесообразно знать, есть ли на данной местности районы магнитных аномалий, которые показываются на картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 с указанием значений амплитуды колебания магнитного склонения. Следует избегать на маршрутах таких участков.

Начертание маршрута зависит, прежде всего, от характера местности и имеющихся на ней ориентиров и условий движения. Маршрут должен обеспечивать быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Чтобы обеспечить скрытый выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности, лесным просекам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по топографическим гребням возвышенностей и открытым участкам. Маршрут выбирают с минимальным количеством поворотов. Точки поворотов на маршруте намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, геодезические пункты и т.д.).

Расстояния между ориентирами при движении днем в пешем порядке не должны превышать 1-2 км, при движении на машине с гирополукомпасом – до 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечают чаще. На карте выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями, обязательно учитывая положение главных точек условных топографических знаков.

Магнитный азимут (Ам) направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту направления, а также с помощью компаса (рис. 8.10).

При измерении магнитного азимута отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки будет соответствовать значению определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. На рисунке 8.10 магнитный азимут на отдельное дерево равен 30°.

Рис. 8.10. Определение направления на предмет с помощью компаса

Дирекционный угол (α) — угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки карты и направлением на ориентир. Дирекционные углы направлений измеряют транспортиром или артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°.

Дирекционный угол транспортиром измеряют в такой последовательности:

— соединяют прямой линией точку стояния и ориентир так, чтобы эта линия была больше размеров транспортира и пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки карты;

— центр транспортира совмещают с точкой пересечения и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

Если измеряемый угол будет больше 180°, транспортир разворачивают влево и 0 вниз, измеренный угол будет состоять из суммы полученного отсчета и развернутого угла 180° (рис.8.11).

Если транспортира нет или он сломан, можно измерять дирекционные углы с помощью линейки. Сущность способа заключается в следующем. Длина окружности с радиусом 6 см (60 мм) составит L = 2ПR = 6,28 • 60 мм = 376,8 мм, эта длина соответствует 360°. Следовательно, составив соотношение, получим 376,8 / 360 = 1,0466 1,05, т.е. 1° окружности соответствует длине дуги в 1,05 мм. Опытным путем установлено, что для углов до 70° достаточно измерять длину хорды, ошибка измерений не превышает 1 мм, а для измеряемых углов не более 1°.

Рис.8.11. Измерение угла на карте транспортиром:

а — угол равен 275°, б — угол равен 65°

Порядок измерения дирекционного угла направления с помощью линейки:

1) соединяют прямой линией точку стояния и ориентир;

2) из точки стояния циркулем проводят окружность радиусом 6 см (60 мм) и прямую линию, параллельную вертикальной линии координатной сетки карты и пересекающую окружность, а для углов, находящихся во второй и четвертой четверти — горизонтальную;

3) устанавливают линейку нулевым делением на точку, находящуюся на вертикальной (горизонтальной) линии и измеряют расстояние в миллиметрах до точки, лежащей на окружности в направлении на ориентир (рис. 8.12).

Читайте также:  Котловина или впадина изображается горизонталями с бергштрихами направленными. База знаний

Рис. 8.12 Измерение дирекционных углов на карте с помощью линейки

Для направлений, находящихся в 2, 3, 4 четвертях, к измеренному значению прибавляют соответственно 90°, 180°, 270°.

Следует иметь в виду, что если измеряемый угол больше 70°, чтобы избежать большой ошибки, измерять нужно от направлений 90°, 180°, 270°, а полученный результат вычитать от ближайшего из указанных направлений.

Пример. На первый ориентир с точки стояния измеренное расстояние составляет 39 мм, следовательно, дирекционный угол будет 39°.

Направление на второй ориентир лежит во второй четверти, измеренное расстояние составляет 32 мм, дирекционный угол направления будет 90° + 32° = 122°.

По аналогии дирекционный угол на третий ориентир будет 180° + 58° = 238° (третья четверть), на четвертый – 270° + 36° = 306° (четвертая четверть).

При переводе дирекционного угла в магнитный азимут учитывается поправка направления (ПН) для данного листа карты, переход выполняется по формуле:

Ам = α — ( + ПН).

Магнитный азимут м) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° от северного направления магнитного меридиана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса) и направления на местный предмет.

Истинный азимут (А) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного меридиана (внутренней боковой стороной рамки карты) и направлением на объект (ориентир).

Истинные азимуты на карте измеряют так же, как и дирекционные углы, только от истинных меридианов (западной и восточной внутренних сторон рамки карты).

При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное: Ам = А + (+ δ).

Магнитное склонение (δ) — угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад — отрицательным (рис.8.13).

Магнитное склонение является величиной непостоянной и изменяет свое значение даже в течение суток и с переменой места.

Сближение меридианов ( γ ) — угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. Для точек, расположенных восточнее истинного меридиана, значение сближения положительное, а для точек, расположенных западнее, – отрицательное. На топографических картах России значение сближения меридианов ±3°.

Поправка направления (ПН) — угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (± δ ) — (± γ )

Рис.8.13. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления

Поправку направления и составляющие ее магнитное склонение и его годовое изменение и сближение меридианов печатают в легенде на каждом листе карты под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом. Поправку направления необходимо определять на настоящее время.

Пример. В легенде карты приведены следующие данные:

Склонение на 1975 г, западное 5° 12′. Среднее сближение меридианов восточное 2° 13′. При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки западное 7°25′. Годовое изменение склонения восточное 0°05′.

Исходные данные приведены на 1975 год, следовательно:

ПН75 = (+δ) — (+γ) = -5° 12′ — (+2° 13′) = -7°25′

Так как эта величина уже приведена в легенде, нет необходимости впредь ее рассчитывать.

Новая поправка направления (на 2003 год)

ПНоз = ПН75 + (±?δ • (2003 — 1975)) = -7°25′ + (+0°05′ • 28) = -7°25′ + 2°20′ = -5°05′-5°.

Поправку направления следует округлять до целого значения в градусах:

— если получилось 30′ и более – в большую сторону;

— меньше 30′ – в меньшую.

Расстояния между ориентирами на маршруте измеряют по прямым линиям с помощью линейки с миллиметровыми делениями или циркуля-измерителя и поперечного масштаба с точностью до 0,5 мм. Пользоваться линейным масштабом карты нужно как можно реже, чтобы увеличить срок ее службы. Измеренное расстояние не учитывает рельеф местности, в действительности расстояния будут больше, поэтому необходимо учитывать коэффициент увеличения пути (табл.8.1.).

Для определения более точного расстояния между пунктами измеренное на карте расстояние умножают на взятый в таблице коэффициент.



ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here