Ориентирование на местности 4 класс. Презентация по окружающему миру на тему «Ориентирование» (4 класс)

Урок окружающего мира по теме: "Как ориентироваться на местности"

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

познакомить учащихся с понятием “ориентиры” и разновидностями ориентиров; совершенствовать навык работы с текстом учебника; развивать речь, мышление учащихся, способствовать развитию их творческих способностей; расширять кругозор учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса.

  • Часть 1.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004;

  • О.Т.Поглазова. Рабочая тетрадь №1.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, карточки для кластера, жетоны, клубок ниток, опорная таблица “Инсерт”, карточки для блиц-опроса

ХОД УРОКА:

I.Фаза вызова

1. Учитель начинает урок с рассказывания древнегреческого мифа.

Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

— Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. (ПОКАЗ КЛУБКА) Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.

2.Формулирование темы урока и постановка задач детьми. ПриложениеСЛАЙД 1.

Анализ мифа. ПриложениеСЛАЙД 2.

 3. Работа с “Толковым словарем русского языка”

Поиск ответа на вопрос: “Что такое ориентиры?”. Приложение СЛАЙД 2.

II. Фаза осмысления

1. Ответ: “ОРИЕНТИРЫ – это …”. Поиск ориентиров на предлагаемых иллюстрациях. ПриложениеСЛАЙД 3.

2. Работа с текстом. Используется прием чтения с пометками — инсерт.

3. Обсуждение прочитанного с помощью таблицы “Инсерт”.

Читайте также:  Рана признаки. Раны: что о них нужно знать?

4.Составление на доске “Кластера” (с учетом прочитанного, с опорой на жизненный опыт детей).

 5. – Насколько важно уметь ориентироваться?А что значит “уметь ориентироваться”? ПриложениеСЛАЙД 4.

6.Работа в парах. Задание: “Узнать из учебника и рассказать друг другу о том, что такое горизонт и линия горизонта”. Проверка -ПриложениеСЛАЙД 5.

7. Наблюдение о местоположении классной доски, шкафов относительно двух ребят (один сидит за партой, другой – отвечает у доски).

ВЫВОД: ученики дали разные ответы, а местоположение предметов не поменялось.

8. Так возникла необходимость введения для всех одинаковых направлений ориентирования. Выделили 4 основные стороны горизонта = сторон света. Приложение СЛАЙД 6.

Выполнение задания №7 в рабочей тетради.

III. Рефлексия

Блиц – опрос (в таблице на карточке у каждого ученика)

1.

Ориентиры – это любые предметы, в т.ч. и движущиеся. (-)

2.

Путешественники называют ориентиры “путеводной нитью Ариадны” (+)

3.

Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя (+)

4.

Для ориентирования используются 5 основных сторон горизонта (-)

5.

Уметь ориентироваться — значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта (+)

1

2

3

4

5

         

Домашнее задание: стр.26-31, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн “Ориентиры” и составить карту с пояснениями. Узнать, как определяют стороны горизонта.

Презентация

4 класс. ОБЖ. Ориентирование на местности.

Комментарии преподавателя

Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «oriens», что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые       алтари православных церквей.

Способы ориентирования на местности.

Можно ориентироваться:

  • По компасу

  • По Солнце

  • По Луне

  • По звездам

  • По местным признакам

Ориентирование по компасу

  • Магнитный компас изобрели около трех тысяч лет назад китайцы.

  • В Европе компас появился значительно позже — примерно 600 лет назад.
Читайте также:  Лягушка рецепт приготовления. Лягушки: ловля, разделка и приготовление

Проверка исправности компаса.

Для этого отпусти у компаса тормоз и положи его на ровную поверхность. Затем, поднося к стрелке любой железный или стальной ирод мет, выведи ее из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдет или если стрелка долго не успокаивается — использовать компас нельзя.

Знаешь ли ты, что пользоваться компасом можно не везде.

Вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районах магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на местности приходится другими способами.

Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам

Шаг за шагом люди познавали Землю — свой дом. Уже в далеком прошлом они пускались в дальние плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надежными путеводителями людям служили солнце, луна и звезды. По ним смелые мореходы вели свои корабли в нужном направлении.

Ориентирование по Солнцу

Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. В другое время юг можно определить с помощью часов.

Определение сторон света с помощью часов

Положи часы со стрелками на горизонтальную поверхность и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время), раздели пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг—север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой «12», а не «1».

Определение местного времени без часов

Местный полдень узнается при помощи примитивного устройства, известного с глубокой древности, вертикального шеста — гномона. В ясный солнечный день в землю втыкается строго вертикально 1—1,5-метровый шест. По мере приближения Солнца к зениту тень, которую отбрасывает шест, укорачивается. Конец ее постоянно отмечается колышками или камешками. Момент, когда тень окажется совсем короткой, и будет местным полднем — 12 часов, то есть временем, когда Солнце прошло через местный меридиан.

Читайте также:  Уложить рюкзак для похода. Правила укладки рюкзака для похода

Ориентирование по звездам

В ночное время определить направление на север при звездном небе еще проще, чем днем. Для этого необходимо отыскать яркие звезды, как бы образующие ковш с ручкой  — это созвездие Большой Медведицы. С его помощью не трудно отыскать и Полярную звезду — последнюю в хвосте Малой Медведицы. Ее находят, продолжив линию, соединяющую две крайние звезды (А и Б) ковша Большой Медведицы, и отложив на ней расстояние,  в пять раз большее,  чем отрезок между этими  звездами.  Направление на Полярную звезду совпадает с истинным меридианом, и, если от нее опустить   к   земной   поверхности перпендикуляр, он укажет направление на север.

Ориентирование по Луне

  • Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.

  • Растущая Луна (острые концы направлены влево, как у буквы Р) находится на западе.

  • Убывающая Луна (острые кон­цы направлены вправо, как у буквы С) — на востоке.

Ориентирование по местным признакам

Некоторые местные признаки могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника.

По коре и лишайникам, растущим на стволах деревьев.

  • Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне, а кора березы светлее и эластичнее с южной стороны. Кора многих деревьев грубее с северной стороны. Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне раньше и поднимается до более высокого уровня, что особенно хорошо видно после дождей, когда она набухает и чернеет.

  • В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.

Муравейники

почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а северная — крутая.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=dyjKrJfF44E

http://www.youtube.com/watch?v=nkXqy9LhhdE

http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/orientirovanie-na-mestnosti0.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/29/orientirovanieorientirovanie-na-mestnosti-4-klass

http://fevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/orientirovanie_powerpoint/92-1-0-578

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here