Ориентирование на местности для детей. Конспект открытого занятия «Ориентирование на местности»

13 способов ориентирования на местности

Тема: 13 Способы ориентирование на местности

Предмет: География

Выполнил: Онуфриев Александр, ученик 6 «А» класса средней школы №41. г. Владимира

1. Ориентирование по компасу

Ориентирование по компасу возможно как с помощью карты так и без него.Но чаще всего карты под рукой нет.

Азимут – это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном на север (совмещенным с нулевым делением шкалы) и направлением на удаленный предмет. Рис.1

Выбираем протяженный объект, например дорога. От дороги уходим в лес по приблизительно перпендикулярной линии. Пройдя вперед, но оставляя дорогу в зоне видимости, поворачиваемся к ней лицом. Поворачиваем компас до тех пор, пока указатель стрелки не совпадет с нулевой шкалой. Далее по центру компаса проводим воображаемую линию к дороге. Фиксируем азимут нашего возвращения. Противоположная сторона линии (указатель мушки) показывает нам направление движения в лес. При движении вглубь леса надо периодически проверять, не слишком ли мы отклонились от заданного направления.

2. Ориентирование по тени

Возьмем палку и вертикально воткнем в землю. Отмечаем на земле окончание тени (кладём камушек) это первая точка, которая будет указывать на запад. Через некоторое время (примерно 15 — 20 мин.), опять отмечаем окончание тени, получая вторую точку, указывающую на восток. Чертим между двумя точками линию, после чего встаем спиной к палке, левой ногой к началу отрезка (западу), а правой — к концу (к востоку). В таком положении ваш взгляд будет устремлён на север, сзади будет юг, слева запад, справа восток.

3. Ориентирование по сооружениям

Часовни христианских, лютеранских храмов смотрят на восток, колокольни на запад.

По нижней, наклонной перекладине креста тоже можно определить направление. Её нижний (опущенный) край указывает на юг, верхний(приподнятый) на север.

В православных церквях алтарь находиться на востоке, у католических костёлов его ставят на западе.

Вход в мечеть или синагогу направлен к северу, а в православных храмах на западе.

4. Ориентирование по полярной звезде

Ночь должна быть ясной, а небо безоблачным. Повернитесь к ней лицом и расставьте руки в стороны, тогда перед вами будет север, сзади юг, слева запад и справа восток.

5. Ориентирование по часам

Схема определения направления на юг для северного полушария:

  • Ориентируем часовую стрелку в направлении на солнце, для этого удобно использовать тень, например от спички.

  • Далее находим биссектрису угла (биссектриса — это луч в начале угла, делящий угол на два равных угла). Между часовой стрелкой и направлением на истинный солнечный полдень (у нас это направление на 13 часов). Это и будет направление на юг. (рис.2).

6. Ориентирование по положению солнца

  1. Определяется угол («азимут») направления движения относительно положения Солнца в данный момент. Рис.2

  2. Находится ориентир (например, куст, камень или дерево), лежащий в направлении движения и находящийся как можно дальше от человека.

  3. Переместившись к этому ориентиру, по Солнцу и определенному ранее углу уточняется направление дальнейшего движения, на котором находится следующий ориентир.

  4. Таким образом, происходит передвижение от ориентира к ориентиру. При этом время от времени вносятся корректировки в «азимут» с учетом скорости и направления движения Солнца.

Если Солнце при этом находится перед лицом человеком, слева или справа от него, то угол удобно измерять относительно проекции Солнца на горизонт.

7. Ориентирование по луне

Делим лунный диск на отрезок с шестью секциями, затем посчитать количество освещенных участков. Далее направить часы отметкой 12 на спутник. Прибавить к отметке результат подсчета подсвеченных участков, если светило стареющее, и отнять, если растущее. Пример – освещено три из шести секторов Рис.3


отрезка, вы прибавить к 12 еще 3, и получится 15. В этом направлении и будет находиться солнце, то есть юг (рис. 3).

8. Ориентирование по растениям

На северной стороне заросль мха будет плотнее и более влажной. Особенно это заметно если исследовать низ растения. Кора растущих деревьев, с южной стороны светлее, суше и теплее. На этой стороне находится смола деревьев. Где кора березы светлее там южная сторона. Где у сосны образовался слой темной растрескивающейся коры, находится север. По расстоянию между кольцами спиленного пня можно определить, где находится юг (расстояние больше), а где север (меньше).

9. Ориентирование по животным

По муравьям. Муравейники расположены к югу от ближайших деревьев. Южная сторона муравейника всегда пологая, а северная более крутая.

Читайте также:  Сколько по времени запаривать перловку для рыбалки. Практические советы по запариванию и хранению перловки для рыбалки

По пчелам. В степи дикие пчелы строят свои гнезда с южной стороны склона, камней, скал.

По гнездам птиц. Ласточки устраивают свои гнезда под карнизами домов обычно с северной стороны. Трехпалые чайки гнездятся в скалах на западных и северо-западных берегах островов. Дятлы, совы делают свои гнезда с южной стороны.

10. Ориентирование по просекам в лесу

Просеки прорубают по направлениям север-юг и восток-запад. Так делят лес на кварталы, которые нумеруются с запада на восток и с севера на юг: первый номер ставится в северо-западном углу, а последний – в юго-восточном. На пересечении просек устанавливают квартальные столбы, верхняя часть которых обтесывается в виде граней. На каждой грани подписывается номер противолежащего ей квартала. Ребро между двумя наименьшими цифрами указывает направление на север.

11. Ориентирование по звуку

Звук передают лучше твердые тела (земля, вода), но не воздух. По звуку воды можно определить свое местоположение и определить расстояние до этого источника.

В летнюю, бесшумную ночь хорошо слышны голоса на расстоянии до 500 м. А в холодную, зимнюю — звук слышен как будто возле тебя.

12. Ориентирование по радиосигналам

Надо зафиксировать на радиоприемнике сигналы наиболее мощных радиостанций с помощью азимута компаса. При этом лучше, чтобы направление сигнала совпадал с одной из сторон света.

13. Ориентирование с помощью навигационной аппаратуры

Навигация при помощи спутников.

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ориентирование на местности без карты

Цель урока:

Научить учащихся ориентироваться на местностибез карты, определяя стороны горизонта наиболеераспространенными способами, определить своеместоположение относительно сторон горизонта,определить расстояние на местности различнымиспособами, определять направления на предмет иправильно выйти к намеченному пункту.

Методика проведения занятия:

На первом уроке учебный материал довести доучащихся в виде теоретического изложения. Длявторого урока выбрать на местности район, гдебыли как можно больше местных предметов. Заранееподготовить схему маршрута движения по азимутам.

Материальное обеспечение:

компасы, ручные механические часы, плакаты,диафильм "Туризм", раздаточные материалы,учебники по НВП.

Ход урока.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

а) построение, рапорт дежурного, приветствие;

б) осмотр внешнего вида учащихся;

в) выполнение отдельных строевых упражнений.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ

.

Сущность ориентирования состоит из 4 основныхмоментов:

  • определение сторон горизонта;
  • определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов;
  • отыскание нужного направления движения;
  • выдержать выбранное направление в пути.
  • Ориентироваться на местности можно с помощьютопографической карты и без нее. Наличиетопокарты облегчает ориентирование и позволяетразобраться в обстановке на сравнительнобольшом участке местности. При отсутствии картыориентируются с помощью компаса, по небеснымсветилам и другими простейшими способами.

    Топографическое ориентирование проводится втакой последовательности:

    определяются направления на стороны горизонтаи на этих направлениях замеча
    ются хорошо видимые местные предметы (ориентиры).Местные предметы, формы
    и детали рельефа, относительно которыхопределяют свое местоположение, назы
    ваются ориентирами.

    определяются относительно сторон горизонтанаправления на несколько местных
    предметов, указываются названия этих предметов иопределяются расстояния до
    них.

    Выбранные ориентиры нумеруются справа налево-Каждому ориентиру для удобства запоминаниякроме номера дается условное название (ориентир1- нефтяная вышка, ориентир 2- зеленая роща).

    Для указания своего местоположения (точкистояния) относительно известных ориентиров надоназвать их и сообщить, в каком направлении от нихнаходится точка стояния. Например:" Нахожусьна высоте 450 м южнее от нефтяной вышки. Влево 500 м-" зеленая роща", вправо 300 м- овраг".

    2. ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯСТОРОН ГОРИЗОНТА.

    Стороны горизонта при ориентировании обычноопределяют:

  • по магнитному компасу;
  • по небесным светилам;
  • по признакам некоторых местных предметов.
  • На рисунке показано взаимное расположениесторон горизонта и промежуточных направлений,заключенных между ними. Взглянув на рисунок ,легко понять, что для определения направлений навсе стороны горизонта достаточно знать толькоодно. Промежуточные направления используютсядля уточнения ориентировки, если направление напредмет не совпадает строго с направлением наодну из сторон горизонта.

    Определение сторон горизонта по компасу,

    С помощью компаса можно определить направлениена стороны горизонта в любое время суток и влюбую погоду.

    Сначала отмечаю, что при ориентировании наместности широко применяется компас Адрианова.Затем рассказываю при помощи компаса егоустройство.

    Правила обращения

    . Чтобы убедиться висправности компаса, надо проверитьчувствительность его стрелки. Для этого компасустанавливают неподвижно в горизонтальноеположение, к нему подносят какой-либометаллический предмет, а затем убирают. Еслипосле каждого смещения стрелка будетустанавливаться на прежнем отсчете, компасисправен и пригоден к работе.

    Читайте также:  Компас на карте мира. Компас онлайн определить стороны света в квартире

    Для определения сторон горизонта по компасу

    надо отпустить тормоз стрелки и установитькомпас горизонтально. Затем повернуть его так,чтобы северный конец магнитной стрелки совпал снулевым делением шкалы. При таком положениикомпаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будутсоответственно обращены на север, юг, восток, изапад.

    Определение сторон горизонта по небеснымсветилам

    По положению Солнца

    . В таблицах приводитсявремя суток, в которое в северном полушарии ЗемлиСолнце находится на востоке, юге, западе в разныепериоды года.

      апрель, август,
    сентябрь, октябрь
    май, июнь, июль Январь январь
    на востоке в 7.00 в 9.00 не видно не видно
    на юге в 13.00 в 14.00 в 13.00 в 13.00
    на западе В19.00 в 19.00 не видно не видно

    По Солнцу и часам

    . При наличии механическихчасов стороны горизонта в безоблачную погоду поСолнцу можно определить в любое время дня.

    Для этого необходимо установить часыгоризонтально и повернуть их так, чтобы часоваястрелка была направлена на Солнце (см. рисунок);угол между часовой стрелкой и направлением изцентра циферблата на цифру "1" разделитьпополам. Линия, делящая этот угол пополам и будетуказывать направление на юг. Зная направления наюг, легко определить и другие направления.

    По Полярной звезде

    . Ночью при безоблачномнебе стороны горизонта можно определить поПолярной звезде, которая всегда находится насевере. Если встать к Полярной звезде лицом, товпереди будет север; отсюда можно найти и другиестороны горизонта. Положение Полярной звездыможно найти по созвездию Большой Медведицы,которая имеет вид ковша и состоит из семи яркихзвезд. Если провести мысленно прямую линию черездве крайние звезды Большой Медведицы, отложитьна ней пять отрезков, равных расстоянию междуэтими звездами, то в конце пятого отрезка будетнаходится Полярная звезда.

    По Луне

    . Если из-за облачности Полярнойзвезды не видно, но в то же время видна Луна, еюможно воспользоваться для определения сторонгоризонта. Так, зная местоположение Луны вразличных фазах и время, можно приближенноуказать направления на стороны горизонта.

    По признакам местных предметов.

    При отработке этого учебного вопроса учащимсяраздаю карточки-задания с рисунками местныхпредметов. Учащиеся определяют признаковместных предметов, при помощи которых можноопределить направления на стороны горизонта. Ихубеждаю в том, что этот способ менее надежный, чемизложенные выше. Однако в определеннойобстановке он может оказаться полезным, а иногдаединственно возможным.

    Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;
  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии
  • север-юг, запад-восток;
  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
  • нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;
  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.
  • 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ НАПРЕДМЕТ.

    При ориентировании на местности величинагоризонтального угла определяется приближеннона глаз или с помощью подручных средств.

    Чаще всего при ориентировании на местностипользуются магнитным азимутом, так какнаправление магнитного меридиана и величинумагнитного азимута можно легко и быстроопределить с помощью компаса. При необходимостиустановить величину угла сначала надо найтиначальное направление. Это будет магнитныймеридиан.

    Магнитным меридианом

    называется направление(воображаемая линия), указываемое магнитнойстрелкой и проходящее через точку стояния.

    Магнитным азимутом

    называетсягоризонтальный угол, отсчитанный от северногонаправления магнитного меридиана по ходучасовой стрелки до направления на предмет ( см.рис.). Магнитный азимут (Ам) имеет значение от Одо 360 .

    Как определить магнитных азимутов на предмет?

    Для того, чтобы определить магнитный азимут напредмет с помощью компаса надо встать лицом кэтому предмету и ориентировать компас. Удерживаякомпас в ориентированном положении, установитьвизирное приспособление так, чтобы визирнаялиния прорезь- мушка совпала с направлением наместный предмет.

    В этом положении отсчет на лимбе противуказателя у мушки покажет величинумагнитного(прямого) азимута(направления) напредмет.

    Читайте также:  Где расположен север юг запад восток. Как определить стороны света

    Задания по определению магнитного азимута напредмет.

    Для отыскания обратного пути используютобратный азимут, который отличается от прямогона 180 . Чтобы определить обратный азимутнадо к прямому азимуту прибавить 180"(если он меньше 180 ) или вычесть 180(если он больше 180 ).

    Упражнение 1.

    Определить обратные азимуты. Прямой азимут 260;Прямой азимут 38

    Как определить на местности направления позаданному азимуту?Для этого необходимо:

    • Установить указатель мушки компаса на отсчет по шкале, равный заданному азимуту;
    • Держа компас горизонтально прорезью визирного приспособления к себе, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки встал против нулевого деления шкалы;
    • Удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии удаленный предмет(ориентир). Это направление на ориентир и будет
      искомым направлением, соответствующим заданному азимуту.

    Упражнение 2.

    Определить направления по заданному азимуту.Ам= 270; Ам=93; Ам=330.

    4. ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ НА МЕСТНОСТИ.

    При выполнении различных задач в разведке, принаблюдении за полем боя, при целеуказании иориентировании на местности и т.д. возникаетнеобходимость быстро определять расстояния доориентиров, местных предметов, целей и объектов.

    Существуют различные способы и приборы дляопределения расстояния.

    Вот более простые способы измерений.

    Глазомер

    . Основные приемы глазомерногоопределения- по отрезкам местности, по степенивидимости предмета.

    По отрезкам местности

    заключается вспособности мысленно представлять на местностипривычное расстояние, например 50,100,200 м. При этомнадо учитывать, что с увеличением расстояниякажущаяся величина отрезка постоянносокращается.

    По степени видимости

    . Для определениярасстояний по степени видимости и кажущийсявеличина предметов рекомендуется таблица.

    Название объектов (предметов) и их частей (деталей)

    Расстояние с которого

    объекты становятся видимыми, м

    Отдельные дома

    5000

    Трубы на крышах, отдельные деревья

    3000

    Окна в домах, стволы деревьев

    1000

    Движение ног и рук идущего человека

    700

    Переплеты рам в окнах

    500

    Определение расстояния по угловым размерам.

    Если известен размер( высота, ширина или длина),можно определить по формуле тысячной,

    Где дальность до предмета равна высоте (ширине,длине) предмета в метрах умноженная на 1000 иделённая на угол, под которым виден предмет втысячных.

    Угловые величины целей измеряются в тысячных спомощью полевого бинокля, а также подручныхсредств. ( см. рис.)

    Формула " тысячная" широко применяются приориентировании на местности и в огневом деле. Сих помощью быстро и просто решаются многиезадачи, например:

    1

    . Человек, средний рост которого 1,7 м. виденпод углом 0-07. Определить расстояние до человека.Решение Д=В*1000/У = 1.7*1000/7 = 243м

    2

    . Танк противника, высота 2.4м, виден под углом0-02.

    Определить дальность до танка.

    Решение. Д=В*1000/У = 2.4*1000/2 = 1200м.

    Измерение расстояний шагами.

    Приизмерении расстояний шаги считают парами. Послекаждой сотни пар шагов счет начинается снова.Чтобы не сбиться в подсчете, рекомендуетсякаждую пройденную сотню пар шагов отмечать набумаге или каким-либо другим способом. Чтобыизмеренное шагами расстояние перевести в метры,надо знать длину шага. Если пройденноерасстояние достаточно определить приближенно,то принимают, что расстояние в метрах равно числупар шагов, увеличенному в полтора раза, так какпара шагов в среднем равна 1,5 м.

    Например, человек прошел 450 пар шагов.Пройденное расстояние приближенно равно 450* 1.5=675м.

    Для автоматического отсчета количествапройденных шагов может быть использованспециальный прибор- шагомер.

    5. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ.

    Сущность движения по азимутам состоит в умениинайти и выдержать с помощью компаса нужное илизаданное направление движения и точно выйти кнамеченному пункту, т.е. надо знать данные длядвижения- магнитные азимуты с одного ориентирана другой и расстояние между ними. Эти данныеподготавливают и оформляют в виде схемы маршрутадвижения или таблицы.

    Схема для движения по азимутам

    Таблица для движения по азимутам

    Номер и наименование ориентира

    Магнитный азимут

    Расстояние до азимутов

    м

    Пары шагов

    1-отдельное хвойное дерево

    20

    900

    600

    2-изгиб дороги

    90

    600

    400

    3-куст

    155

    1050

    700

    4-курган

    70

    450

    300

    5-водонапорная башня

    30

    1350

    900

    При движении по азимутам пользуютсяпромежуточными (вспомогательными) ориентирами.На открытой местности без ориентировнаправление движения выдерживается по створу.Для контроля периодически проверяют направлениедвижения по обратному азимуту и по небеснымсветилам.

    Для обхода препятствий замечают ориентир понаправлению движения на противоположной сторонепрепятствия, определяют расстояние до него иприбавляют эту величину к длине пройденногопути, обходят препятствие и продолжают движение,определив по компасу направление прерванногопути.

    III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    — Подведение итога уроков.

    — Выставление оценок.

    — Домашнее задание.

    ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here