Ориентирование на велосипедах. Спортивное ориентирование на велосипеде

Карта для велоориентирования

Для соревнований по ориентированию на велосипедах используется специальная карта. Ориентировщики называют её спортивной картой. Основные понятия, которыми оперируют при обращении с картой: масштаб, сечение рельефа, условные знаки, ориентирование по сторонам горизонта.

МАСШТАБ: масштаб карты – это степень уменьшения изображения окружающей местности на карте. Масштаб карт для вело-ориентирования может колебаться в пределах от 1:10000 до 1:30000. Значение масштаба, например, 1:15000 означает, что отрезок дороги в150 метров на местности показывается на карте длиной в 1 см.

Упражнение 1. Масштаб карты 1:20000. Определите приблизительно длину отрезков в метрах:


СЕЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа (см. ниже раздел условные знаки). Сечение рельефа на картах для МТВО может составлять от 2,5 до 10 метров. Эта информация важна при выборе пути движения на маршруте с учётом набора высоты.

Упражнение 2. Найдите в каком-нибудь парке участок дороги с постоянным подъёмом в гору. Встаньте в нижней части дороги и попробуйте мысленно провести горизонтальную линию от уровня Ваших глаз до места, где она упирается в землю. Запомните эту точку и перейдите к ней. Воткните в этом месте флажок или палку с лентой, куском бумаги. Повторите процедуру несколько раз, пока не выйдете на вершину или в конец подъёма. Места, где установлены флажки будут представлять точки пересечения горизонталей с дорогой при выбранной Вами высоте сечения рельефа, равной расстоянию от стоп до глаз (примерно 1,7 м):


УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: условные знаки, это специальные обозначения на карте каких-либо предметов (объектов). Любая карта рисуется в условных знаках. Спортивная карта представляет местность в условных знаках, которые утверждены международной федерацией ориентирования IOF (International orienteering Federation). Ниже излагаются основные принципы изображения на карте для ориентирования на велосипедах окружающей среды:

Лес показывается белым цветом. Соревнования по спортивному ориентированию вообще и вело-ориентированию в частности проводятся как правило в лесу, изображение которого занимает значительную часть карты. Чтобы не загружать карту лишней краской чистый лес на карте показывают белым.

Открытое пространство (поле, луг, поляна, вырубка и т.п.) показывается жёлтым цветом. Если на поле встречаются отдельные разбросанные деревья (так называемое полуоткрытое пространство), такие места показываются желто-белой точечной сеткой.

Если лес имеет очень густой подлесок, его показывают зелёным цветом. Такая информация на карте бывает важна для ориентирования на местности. Например, в случае, когда лес с одной стороны тропинки густой, а с другой чистый – это информация для ориентирования и определения местонахождения.

Для изображения гидрографии (озёра, реки, ручьи, болота и др.) используют голубой цвет. Чёрная абрисная линия вокруг площади голубого означает, что объект непреодолим (глубокая река, опасное болото и т.д.)

Читайте также:  Узел паломар или клинч. Что такое узел «Паломар» и как его вязать?

Объекты рельефа показываются на карте горизонталями коричневого цвета:

Горизонталь
Горизонталь это линия, соединяющая точки одинаковой высоты. Проводится через целое сечение, принятое для данной карты.

Утолщенная горизонталь
Каждая пятая горизонталь должна быть изображена утолщенной линией. Это делается с целью быстрой оценки разности высот и общей формы поверхности.

Линия ската, бергштрих
Бергштрих может быть нарисован на нижней стороне горизонтали, вдоль линии лощины или во впадине. Они используются только когда необходимо уточнить направление спуска. Для разгрузки местности разрешается опускать бергштрихи на замкнутых положительных формах (холмах).

Бугор
Бугры, холмы показывают горизонталями. Бергштрихи при этом не ставят.

Яма
Ямы показывают горизонталями с бергштрихами.

Подпись высоты горизонтали
Обозначение высоты горизонтали часто применяют с целью оценки большой разницы высоты. Они помещаются на утолщенных горизонталях там, где не загораживают важных деталей. Верх цифр должен располагаться в более высокой части склона.

Земляной обрыв
Крутой земляной склон, четко выделяющийся от окружающих объектов — например, гравийная или песчаная яма, выемка шоссе или железной дороги, дамба, насыпь. Бровка показывается линией, соединяющей основания штрихов, а подошва — мысленной линией, проходящей через противоположные концы штрихов. Площадь, покрытая штрихами, должна соответствовать проекции обрыва в плане. Высота обрыва определяется количеством подходящих к нему горизонталей. Штрихи могут быть опущены, если бровки обрыва близко расположены один к другому.

Земляной вал
Четкий земляной вал или дамба. Цвет — коричневый.

Детально показывается на карте сеть дорог и троп.
Шоссейные дороги показываются коричневой полосой с чёрной окантовкой. К ним добавляют знаки для грунтовых дорог и троп чёрного цвета. Карта для ориентирования на велосипедах нуждается в двух видах классификации грунтовой дорожной сети:
— по скорости;
— по ширине дороги (тропы).

Существуют 3 класса скорости и 2 класса ширины, дающие 6 комбинаций.

Классификация по скорости
В классификации по скорости предлагаются уровни: ЛЁГКИЙ, МЕДЛЕННЫЙ, ТРУДНЫЙ.

Классификация по ширине
В классификации по ширине предлагаются 2 типа ширины:
ШИРЕ 1,5 м (“ДОРОГА”)
Гужевая дорога, может быть использована для 4-х колёсных повозок, машин, тракторов. По ней всегда можно проехать на других (кроме горного) типах велосипедов.

УЖЕ 1,5 м (“ТРОПИНКА”)
Слишком узка для 4-х колёсных повозок. Туристические, пешеходные тропы.

Размеры условных знаков приведены здесь в миллиметрах.

Дорога: легко проезжаемая
Дорога с твёрдым покрытием, минимальная ширина 1,5 м. Лесная или хорошая горная дорога без препятствий.

Тропинка: легко проезжаемая
Хорошая горная тропинка уже 1,5 м. Ровная, чистая тропа без эрозии и препятствий.

Дорога: медленно проезжаемая
Дорога шире 1,5 м, которая используется нечасто, имеет колею, заросла травой, влажная, грязная или песчаная, возможно со скальной поверхностью. Крутить педали тяжелее, проезд замедлен.

Тропинка: медленно проезжаемая
Тропинка уже 1,5 м, содержащая трудные участки с каменной или грунтовой поверхностью.

Дорога: трудно проезжаемая
Редко используемая дорога шире 1,5 м с такими препятствиями, как корни или скальные ступеньки. Много препятствий в виде камней, скал, эрозии почвы, грязи, песка. Имеются скользкие участки. Проезд невозможен или крайне затруднён. Для передвижения по дороге велосипед необходимо нести в руках.

Тропинка: трудно проезжаемая
Тропинка уже 1,5 м, ведущая через очень трудные участки. Горная тропинка с множеством препятствий.

Здания, скалы и камни показываются чёрным цветом. Есть также ещё десятка два менее важных и реже используемых в Киеве условных знаков.

Упражнение 3. Выберите, какое условное изображение бугра горизонталями подходит соответствующим силуэтам:


ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА: на карте в верхней части всегда располагается север. Определить верх на карте можно по надписям, стрелкам, указывающим на север, ориентировке некоторых условных знаков (линий магнитного меридиана, например). Соответственно внизу карты располагается юг, слева – запад, справа – восток.

Читайте также:  Чего нельзя делать при оказании первой помощи при ожогах. Первая помощь при термических и химических ожогах

Ответы на некоторые упражнения:
1: А=400 м; В=750 м; С=1000 м.
3: A8; B7; С5; D1; E3; F6; G2; H4.

24-04-2004

MTBO Велоориентирование

© VELOOnline — велосипеды для всех и каждого!

6. Условные знаки карт для ориентирования на велосипедах

6.1. Общие требования

Карты для ориентирования на велосипедах основаны на условных знаках карт для ориентирования бегом. Как бы то ни было, для того, чтобы удовлетворить особые требования, накладываемые на карты спецификой ориентирования на велосипедах, необходимы некоторые изменения и добавления к условным знакам карт для ориентирования бегом. Эти особые требования к картам и условные знаки описаны в этой главе.

6.2. Содержание

Ориентирование на велосипедах — вид спорта, в котором участник использует карту для ориентирования по сети троп и дорог, чтобы посетить определенное количество контрольных пунктов. Участник должен всегда оставаться на дорогах и тропах, ему не разрешается ездить по бездорожью. Это правило определяет требования к карте.

Ориентирование на велосипедах проходит на сети дорог и троп и включает в себя как базовый элемент сложную проблему выбора маршрута и оценку разницы высот. Очевидно, что карта должна акцентироваться на таких особенностях. Также карта должна быть хорошо читаема при движении на большой скорости. Это означает, что карта должна опускать большое количество мелких деталей в "свободном" пространстве, чтобы подчеркнуть сеть дорог и троп и упростить представление рельефа. Только детали, влияющие на а) выбор маршрута и б) ориентирование и привязку, должны быть показаны на карте.

Для того, чтобы увеличить точность выбора маршрута, должны быть введены дополнительные знаки. Эти знаки описывают ширину и качество дорог и троп.

6.3. Масштаб и размер карты

Масштаб карт для велоориетирования варьируется от 1:10 000 до 1:30 000. Карты в масштабе 1:10 000 могут быть сделаны для более коротких дистанций, в то время как 1:30 000 подходит для длинных дистанций. Размер карты не должен превышать 300×300 мм.

Не зависимо от масштаба, карты должны быть нарисованы линиями, контурами и знаками размерами как для карт 1:15 000. Это особенно важно, поскольку ширина линий для дорог и троп дает информацию о классификации.

6.4. Сечение рельефа

Сечение рельефа на картах для велоориентирования составляет 5 м. В очень холмистой местности может быть использовано сечение 10 м. Примечание: одно и то же сечение должно быть использовано по всей карте!

6.5. Печать и тиражирование

Даже при том, что быстро развиваются новые методы печати, такие как цифровая офсетная, цветное копирование и т.д., традиционная офсетная печать все еще качественнее при печати цветных карт. Этот метод рекомендуется для соревнований IOF, таких как Чемпионат мира и Кубок мира. Как бы то ни было, если альтернативные методы дают карты с таким же качеством, как традиционная цветная офсетная печать, они могут быть использованы.

Для более мелких соревнований, карты тиражируются в относительно маленьких количествах, и для этого хорошо подходят новые и более дешевые методы печати.

См. пункт 3.5

6.6. Рекомендуемые условные знаки

6.6.1. Использование условных знаков карт для ориетирования бегом

Следующие условные знаки карт для ориентирования бегом рекомендуются к использованию в картах для велоориентирования.

Рельеф

Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты в масштабе 1:30 000 при быстрой езде, линии горизонталей должны быть более генерализованными по сравнению с обычными картами. Вспомогательные горизонтали должны быть опущены.

Читайте также:  Значение букв на компасе. Ориентируемся по компасу

Используемые знаки: 101, 102, 104, 105, 106, 109, 111, 114

Скалы и камни

Скалы и камни не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника.

Используемые знаки: 201, 202, 207, 208, 209, 211, 212

Вода и болота

Кроме ориентирования знаки этой группы важны для участника, так как они способствуют определению высоты (что есть "верх", а что есть "низ") на картах со сложным рельефом.

Используемые знаки: 301, 304, 305, 306, 307, 309, 310, 314

Открытое пространство и растительность

Представление растительности важно для участника большей частью для ориентирования, но не для выбора маршрута. Если, например, лес густой с одной стороны тропы и редкий с другой, это представляет информацию для ориентирования. Не обязательно классифицировать лес по скорости прохождения как на обычных картах, а только по видимости. Чтобы удовлетворить условиям максимально возможной читаемости, 30% зеленый цвет признан оптимальным для знака 406.

Важно заметить, что знаки 414 и 416 должны быть опущены, поскольку они могут быть спутаны с другими знаками, используемыми для обозначения дорог и троп.

Используемые знаки: 401, 402, 403, 404, 405, 406, 412, 413, 415, 418, 419, 420

Искусственные объекты

Как замечено выше, сеть дорог и троп представляет наиболее важную информацию для участников. Поскольку введен новый набор знаков для детальной классификации этой сети, соответсвующие знаки, используемые в обычных картах, не используютя.

Используемые знаки: 501, 502, 503, 515, 516, 517, 518, 521, 524, 525, 526, 527, 529, 531, 534, 535, 539, 540

6.6.2. Специальные условные знаки

Следующие знаки предназначены для карт ориентирования на велосипедах

Классификация дорог

Велоориентирование требует отображения двух характеристик троп и дорог: а) скорость, б) ширина. Три класса по скорости и два класса по ширине, дающие шесть комбинаций, являются оптимальными.

Классификация по скорости движения

Предлагаются три уровня классификации: легко, медленно, трудно

Классификация по ширине

Предлагаются два уровня классификации по ширине:

Более 1,5 м в ширину (термин "дорога")

Автомобильная дорога. Может быть использована четырехколесными автомобилями, тракторами, лесовозами, всегда позволяющая обогнать других велосипедистов.

Менее 1,5 м в ширину (термин "тропа")

Слишком узкая для четырехколесного транспорта, пешеходная тропа.

Примечание: размеры указаны в миллиметрах для масштаба 1:15 000. Все рисунки даны в масштабе 1:7 500 только для разборчивости.

811 Дорога: легко (хорошо) проезжаемая

Дорога с твердой поверхностью, по крайней мере, 1,5 м шириной. Лесная дорога, или поддерживаемая в хорошем состоянии дорога без препятствий.

Цвет: чёрный

812 Тропа: легко (хорошо) проезжаемая

Поддерживаемая в хорошем состоянии тропа уже 1,5 м. Ровная, чистая тропа без эрозии и препятствий.

Цвет: чёрный

813 Дорога: медленно проезжаемая

Дорога, по крайней мере, 1,5 м шириной. Редко используемая дорога, с выбоинами, травой, песком, мокрая, грязная. Возможно, каменистая. Езда на велосипеде затруднена, замедленна.

Цвет: чёрный

814 Тропа: медленно проезжаемая

Тропа уже 1,5 м через сложную местность, каменистая или извилистая. Остальные характеристики, как для 813

Цвет: чёрный

815 Дорога: трудно проезжаемая

Редко используемая дорога шириной не менее 1,5 м с препятствиями, такими как корни, каменные выступы. Много преятствий, камни, скалы, эрозия, грязь, песок и т.п. Очень медленный или невозможный проезд. Возможно, необходимость нести велосипед.

Цвет: чёрный

816 Тропа: трудно проезжаемая

Тропа уже 1,5 м через сложную территорию. Горные тропы с большим количеством препятствий. Остальные характеристики, как для 815

Цвет: чёрный

следующая страница >>>

<<< предыдущая страница
isom 2000 оглавление

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here