Ориентирование во времени
Способ определения времени без часов.
Первыми примитивными часами в древности был вертикально установленный шест — гномон, который при солнечном освещении отбрасывал тень. По длине и направлению этой тени и определяли время дня. Когда солнце находится точно на юге, любой стоящий предмет отбрасывает самую короткую тень, что соответствует местному полдню, т.е. 12 часам дня. <
p>Можно определить время по солнцу и компасу. Для этого измеряем азимут на солнце (допустим, что он равен 90°). Солнце на востоке — 90 : 15 (15 = 1/24 части окружности, т.е. величине поворота Земли или кажущемуся смещению Солнца за 1 ч) = 6; 6+1 (декретное время) = 7 ч. Время — 7-00 утра, азимут равен 180°. Солнце на юге — 180 : 15 = 12; 12+1 = 13 ч, азимут — 270°. Солнце на западе — 270 : 15 = 18; 18+1 = 19 ч и т. д.
Можно определить время по луне и компасу (табл. 3.1). Рассмотрим три основных случая.
1. Луна прибывает. Ориентируем компас на север в направлении на луну и отсчитываем градусы от северного конца магнитной стрелки до этого направления. Получаем ее азимут, равный, например, 270°. Полученный таким образом азимут на луну делим на 15 и прибавляем 1. Получим 19. Определяем, что видимая часть луны составляет 5 долей по ее диаметру, из расчета, что полный диск (условно) содержит 12 долей, и прибавляем их: 19 + 5 = 24. Это и есть интересующее нас время, т.е. 24-00.
Таблица 3.1
Определение времени по луне
Фаза |
Время, когда луну видно на |
|||||
востоке |
юго- востоке |
юге |
юго- западе |
западе |
||
Новолуние |
![]() ![]() ![]() |
10-00 |
13-00 |
16-00 |
19-00 |
22-00 |
Первая |
![]() ![]() ![]() |
13-00 |
16-00 |
19-00 |
22-00 |
1-00 |
четверть |
![]() ![]() ![]() |
16-00 |
19-00 |
22-00 |
1-00 |
4-00 |
Полнолуние |
![]() ![]() ![]() |
19-00 |
22-00 |
1-00 |
4-00 |
7-00 |
Последняя |
![]() ![]() ![]() |
22-00 |
1-00 |
4-00 |
7-00 |
10-00 |
четверть |
![]() ![]() ![]() |
1-00 |
4-00 |
7-00 |
10-00 |
13-00 |
![]() ![]() ![]() |
4-00 |
7-00 |
10-00 |
13-00 |
16-00 |
Если сумма превышает 24, то из нее надо вычесть столько же.
- 2. Луна убывает. В этом случае отсчет времени в долях диаметра видимого диска луны не прибавляем, а вычитаем. Допустим, что азимут луны определен по компасу в 165°, тогда 165 : : 15 = 11; 11 + 1 = 12; 12 — 9 (число долей — диаметр диска) = 3, т.е. время — 3-00 ночи.
- 3. Полнолуние. Поступаем так же, как и в обоих предыдущих случаях. Допустим, что азимут на луну составляет 90°. 90 : 15 = 6; 6+1 =7. Диаметр диска луны виден весь, поэтому прибавляем еще 12. 7+12 = 19, т.е. время — 19-00, или 7-00 вечера. В этом случае луна на востоке. Когда луна находится на юге, азимут равен 180°, а время — 1-00 ночи. Когда луна на западе, азимут равен 270°, а время — 7-00 утра.
Мария Логоватовская
Направления в пространстве
• Самый первый этап ориентирования в пространстве — это изучение малышом своих частей тела. Именно тело является опорной точкой для определения всех направлений: вверху-снизу, спереди-сзади, справа-слева. Во время умывания и одевания крохи, комментируйте: «Это носик, это лобик, это рука, это нога и т. д.»
• Чтобы закрепить понятия частей тела, поиграйте с куклой. Например, помойте пупсу спинку, животик, голову и т.д.
• Когда малыш научится безошибочно определять собственные части тела, можно переходить к изучению взаимообратных направлений.
• Рассказывайте крохе, что голова у него находится наверху, а ноги — внизу, лицо — спереди, спина — сзади. Поиграйте в мяч: просите кроху бросать его поочередно вверх, вниз, вперед, назад.
• Наибольшую сложность представляет изучение направлений справа-слева. Ежедневно упражняйтесь, одевая малыша: «Вставляем в рукав правую ручку, обуваем левую ножку и т. д." Когда кроха начнет самостоятельно есть, объясните, что ложку он должен держать в правой руке, а хлеб — в левой (конечно, если малыш — правша). Аналогичным образом во время урока рисования расскажите, что карандаш, кисточка, мелок находятся в правой руке, а левая рука придерживает листочек бумаги.
• Снова играем в мяч! Предложите крохе взять его в правую руку, а затем переложить в левую. Пнуть мячик левой ножкой, отбить ваш бросок правой.
• Малышей очень увлекает игра на поиск предмета в комнате. Это должна быть вещь, которая нравится ребёнку: предмет одежды, игрушка, любимая карточка из «Мира на ладошке»и т. д. Спрячьте предмет, а затем подсказывайте сыну или дочке, куда надо идти, чтобы его найти.
• После того, как малыш стал хорошо ориентироваться в пространстве, занятия можно перенести на плоскость бумажного листа. Научите ребёнка располагать предметы в нижней и верхней, в правой и левой частях листочка. На уроках рисования показывайте направления движения руки: слева направо
• Поиск сокровищ. Малыши, которые умеют ориентироваться и в комнате, и на бумаге, могут учиться передвигаться по плану. Нарисуйте карту и отметьте, где расположен клад. Вручите ребёнку, чтобы он нашёл спрятанный вами сюрприз.
• Малыши постарше смогут научиться и таким понятиям, как «Задом наперёд» и «Шиворот-навыворот», вместе с очаровательной девочкой Таней по прозвищу «Кармашка»
Временные промежутки
• Сначала необходимо научить малыша разбираться в частях суток. Определение утра, дня, вечера и ночи тесно связано с распорядком дня ребёнка. Называйте крохе отрезок времени и перечисляйте виды деятельности, которые ему соответствуют. «Сейчас утро, мы проснулись, умылись, сделали зарядку и начинаем завтракать. Сейчас день, мы пообедаем, поспим, потом пойдем гулять. И т. д.»
• После того, как малыш начнёт определять границы одного дня, его можно познакомить с понятиями «вчера-сегодня-завтра». Также привяжите их к видам деятельности, которыми вы занимаетесь в разные дни. Следующий этап — знакомство с календарём (днями недели, месяцами, временами года).
• Определение времени по часам — для ребёнка один из наиболее сложных, но интересных процессов. Вы можете его привязать к этапу изучения цифр в «Математике с пелёнок». Изготовьте вместе с малышом часы и начинайте учиться!
Игры на определение времени и направлений пространства ежедневно подбирайте их по возрасту ребёнка. Вы и не заметите, как кроха начнет использовать в речи и в действиях важнейшие понятия.