Содержание
Как научится читать топографическую карту?
Определение местоположения с помощью топографической карты путем резекции
Вы можете точно определить местоположение с помощью топографической карты и компаса. Для этого вам понадобится компас, который обеспечивает метки склонения для различных градусов вокруг его стороны, а не только для точек компаса. В то время как есть много типов компасов, которые делают это, я считаю, что проще всего работать с военным компасом Lensatic, потому что он обеспечивает простой способ просмотра азимута и получения показаний.
Для этого вам нужно увидеть азимут как минимум на двух различных объектах местности. В идеале, они должны быть примерно на 90 градусов друг от друга. Чем ближе они вместе, тем менее точным будет ваше местоположение. С другой стороны, если вы выберете места, расположенные близко друг к другу на 180 градусов, у вас возникнет та же проблема.
Возьмите азимуты и определите их обратные азимуты. Для этого для любого азимута, который меньше 180 градусов, добавьте 180 к нему. Для любого азимута, превышающего 180 градусов, вычтите 180 из него. Затем, используя транспортир и прямой край, нарисуйте линию на карте от объектов местности вдоль этого азимута. Где линии пересекаются, где вы находитесь.
Расположение координат сетки
Определение местоположения с помощью топографической карты путем резекции
Вы можете точно определить местоположение с помощью топографической карты и компаса. Для этого вам понадобится компас, который обеспечивает метки склонения для различных градусов вокруг его стороны, а не только для точек компаса. В то время как есть много типов компасов, которые делают это, я считаю, что проще всего работать с военным компасом Lensatic, потому что он обеспечивает простой способ просмотра азимута и получения показаний.
Для этого вам нужно увидеть азимут как минимум на двух различных объектах местности. В идеале, они должны быть примерно на 90 градусов друг от друга. Чем ближе они вместе, тем менее точным будет ваше местоположение. С другой стороны, если вы выберете места, расположенные близко друг к другу на 180 градусов, у вас возникнет та же проблема.Возьмите азимуты и определите их обратные азимуты. Для этого для любого азимута, который меньше 180 градусов, добавьте 180 к нему. Для любого азимута, превышающего 180 градусов, вычтите 180 из него. Затем, используя транспортир и прямой край, нарисуйте линию на карте от объектов местности вдоль этого азимута. Где линии пересекаются, где вы находитесь.
Поиск заданных координат по сетки
Если кто-то дает вам координаты на сетку, вы можете найти ее в обратном порядке. Начиная с первых двух чисел в горизонтальной и вертикальной (или север-юг и восток-запад) координатах, найдите соответствующий квадрат сетки. Затем используйте правило угла, чтобы более точно определить их местоположение.
Расположение с топографической картой и GPS
Если у вас есть доступный GPS, он должен быть в состоянии предоставить вам либо географические координаты в градусах, минутах и секундах, либо координаты сетки UTM в метрах. Вы можете использовать эту информацию, чтобы найти себя на карте, так же, как вы использовали бы карту, чтобы найти кого-то, кто передал вам координаты сетки.
Навигация с топографической картой
Как только вы поймете, как топографическая карта дает вам изображение местности, довольно легко построить курс и следовать ему. Исходя из того, где вы находитесь, определите, куда вы хотите пойти. Тогда ищите местность, которая избегает препятствий, таких как болота и озера, обеспечивая легкое путешествие. Это может быть вдоль долины или выше на склоне холма, чуть ниже гребня.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ КАРТ
Читать карту — это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства. Наряду с этим процесс чтения карты включает также глазомерное восприятие пространственных соотношений между рассматриваемыми на ней объектами.
Ввиду большого разнообразия задач, решаемых командирами с помощью карт, характер и объем требующейся им информации о местности и вытекающие из этого целевая установка и методическая последовательность чтения карты могут быть самыми различными. Однако во всех случаях должны соблюдаться следующие общие правила[7]:
1) Избирательное отношение к содержанию карты: читать не все подряд, а выборочно, фиксируя внимание на тех участках и элементах содержания карты, которые имеют отношение к решаемой задаче. Выявление подлежащих рассмотрению объектов и определение требующейся о них информации производятся путем предварительного беглого обзора по карте изучаемого района (полосы, направления).
2) Совокупное чтение условных знаков: условные знаки изучаемых объектов следует рассматривать не изолированно, а во взаимной связи с изображением рельефа и других элементов местности, определяя тем самым совместное влияние всех этих объектов на выполнение задачи, применительно к которой изучается местность.
3) Запоминание прочитанного: чтение карты должно сопровождаться осмысленным запоминанием рассматриваемого на ней изображения местности, особенно тех объектов, которые являются предметом изучения и опознавания в натуре при выполнении боевой задачи.
Результаты запоминания должны практически выражаться в способности без излишне частого обращения к карте отчетливо воспроизводить в своем сознании полученные по ней данные, быстро и правильно ориентироваться на местности по памяти. Важно запоминать собственные названия населенных пунктов, рек, урочищ, отметки командных высот и признаки, по которым эти объекты можно опознать на местности.
Из сказанного следует, что процесс обучения чтению карт должен органически сочетаться с развитием зрительной памяти и навыков пространственного представления о местности и расположенных на ней объектах. Важнейшим элементом такого обучения является воспитание чувства масштабности картографического изображения, т. е. способности быстро и правильно воспринимать по карте на глаз действительные размеры рассматриваемых объектов и расстояния между ними, отчетливо представлять и мысленно воспроизводить по памяти схему их взаимного положения. Выработка и закрепление этих навыков требуют систематической тренировки, которую первоначально следует проводить, как правило, на специальных полевых занятиях по чтению карты, сопоставляя полученные по ней данные с результатами их проверки непосредственно на местности.