Особенности ликвидации последствий химической аварии. Ликвидация последствий химической аварии

Ликвидация последствий химически опасных аварий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ АВАРИЙ

С.А. Гладков, А.И. Болдинов, Е.А. Попов Воронежский государственный технический университет

Ликвидация последствий химически опасных аварий является сложным и небезопасным мероприятием, требующим от участников (ликвидаторов) высокой выносливости, обученности, оперативности в действиях.

Ликвидация последствий химических аварий предусматривает комплекс мероприятий, проводимых в короткие сроки и направленных на предотвращение или снижение потерь от химического заражения и его сопутствующих факторов, а также способствующих обеспечению устойчивой работы объектов в зонах химического заражения.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий включает:

1. Прогнозирование, выявление и оценку последствий химической аварии.

2. Проведение спасательных и других неотложных работ, в первую очередь связанных с локализацией и ликвидацией химического заражения.

3. Проведение специальной обработки техники, оборудования и других материальных средств и санитарную обработку людей.

4. Оказание медицинской помощи пораженным.

5. Ликвидацию химического заражения.

Сама организация ликвидации химически опасных аварий зависит от их масштаба и последствий. Масштаб аварии определяется количеством АХОВ, выброшенных в атмосферу (на местность), и его пространственно-временным распределением, защищенностью рабочих и персонала, физико-химическими свойствами выброшенных веществ, степенью обустройства системами локализации и ликвидации последствий аварии в местах хранения АХОВ, системой оповещения об аварии.

Ликвидация последствий химической аварии (чрезвычайной ситуации) осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых произошла ЧС, под руководством комиссии по ЧС.

Кроме того, к ликвидации последствий ЧС могут привлекаться силы и средства федеральных органов власти (МО РФ, МЧС РФ). Сами же ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Читайте также:  Поведение в грозу. Правила поведения во время грозы

Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Ликвидация территориальной ЧС производится силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководство ликвидацией последствий локальной аварии на предприятии осуществляет комиссия по чрезвычайной ситуации во главе с руководителем предприятия или главным инженером (заместителем руководителя предприятия). В связи с этим она обязана:

1. Уточнить (разработать) план по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

2. Приступить к локализации аварии и ликвидации ее последствий.

3. Оценить химическую обстановку, определить границы очага поражения и зон заражения (опасного и чрезвычайно опасного для первичного и вторичного облака), принять меры по их обозначению и оцеплению;

4. Выявить людей, подвергшихся воздействию АХОВ;

5. Организовать оказание им медицинской помощи;

6. Локализовать очаг аварии и ликвидировать ее последствия.

При выполнении своих функций и задач все участники ликвидации последствий аварии руководствуются заранее утвержденными обязанностями, а также положениями и разделами ранее разработанных, согласованных и утвержденных «Плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Плана защиты населения при аварии на химически опасном объекте».

Список использованной литературы:

1. Защита населения территории в чрезвычайных ситуациях / под ред. М. И. Фалеева. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / М.Н. Дудко [и др.]. М.: ГУУ, 2000.

Читайте также:  Условные обозначения населенные пункты и пути сообщения. Информационная страница не найдена!

Особенности ликвидации последствий химической аварии

Вследствие аварии на химически опасном объекте может произойти нарушение технологических процессов в производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, которые приводят к выбросу аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, которые могут вызвать массовое поражение людей, животных, а также химическое заражение воды, почвы и т.п. При этом образовывается зона химического заражения – территория, в пределах которой в приземном пласте воздуха содержится АХОВ в количествах, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.

В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий их хранения и транспортировки в случае аварий на химически опасных объектах могут возникнуть чрезвычайные ситуации с химической обстановкой четверых основных типов.

Первый тип –разгерметизация (взрыв) емкостей.

Второй тип –аварийные выбросы или пролив сжиженных отравляющих газов (аммиак, хлор и т.п.).

Третий тип –пролив в поддон (обвалование) или на поверхность значительного количества сжиженных или редких АХОВ.

Четвертый тип –аварийный выброс (пролитие) значительного количества малолетучих АХОВ,

Локализация и обеззараживание источников химического заражения имеет цель заглушить или снизить до минимально возможного уровня влияния вредных и опасных факторов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, экологии, а также усложняют ведение спасательных и других неотложных работ на аварийном объекте и в зоне химического заражения за его пределами.

Руководитель ликвидации последствий химической аварии в случае поступления данных о возникновении аварий оценивает масштабы возможного заражения и определяет количество населения, которое проживает в них, и которому угрожает опасность, задачи химической и медицинской разведкам, выдает необходимые распоряжения относительно проведения мер защиты населения, и организовывает аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Читайте также:  Как охотиться на зайца зимой без собаки одному. Как охотиться на зайца с подхода без собаки

К ликвидации последствий аварии в первую очередь привлекается личный состав штатной газоспасательной службы объекта. Личный состав газоспасательной службы выполняет сложные аварийные работы в газоопасных местах, где есть необходимость обязательного использования изолирующих (кислородных) противогазов.

Аварийно-спасательные формирования локализуют и ликвидируют аварии, которые приводят к образованию очагов заражения АХОВ. Порядок действий во время локализации очагов с АХОВ в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений или разрушений, технологической схемы производства и других условий.



ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here