От чего зависит благоприятный исход длительного автономного существования человека. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

1. Человек в условиях автономного существования

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи и воды, эффективности снаряжения и т.д. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан — каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями, которые обусловливают специфику жизнедеятельности человека (правила поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежища, характер заболеваний и меры их предупреждения, способы передвижения по местности).

Чем суровее условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка. На жизнедеятельность человека большое влияние оказывают его воля, решительность, собранность, изобретательность, физическая подготовленность, выносливость. Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, где много дичи, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

При нахождении человека на местности любого типа шансы на выживание зависят от следующих факторов:

желание выжить;

умение применять имеющиеся знания, строго выполнять требования пребывания в той или иной местности;

уверенность в знании местности;

рассудительность и инициативность;

дисциплинированность и умение действовать по плану;

способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить — это значит решить три важнейшие задачи:

Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай.

Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.

Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления и потребления пищи.

1.1. Психологическая подготовка.

Не существует четких различий между психически здоровыми людьми и психически больными. К любой из этих групп относите себя с осторожностью. Моралист и максималист может сойти с ума сам по себе — без серьезных потрясений извне. Это иногда случается от самокопания и от столкновения мечты с действительностью. Настоящий интеллектуал (а не просто обладатель диплома) — может тронуться умом только в экстремальной ситуации, когда исчерпываются возможности его сознательно развитых психических защитных механизмов. Эти механизмы таковы: вера в хэппи-энд («счастливый конец»); небоязнь смерти («смерть — однократный акт, после которого не будет никаких ощущений»); способность к волевому усилию; уловки для интеллекта при монотонной физической работе («дорогу осилит идущий»); мечты (основные и запасные); недоверие; цинизм; настроенность на подвиг (не на самопожертвование!); привычка смеяться, в том числе над собой.

1.1.1. Апатия.

При неожиданной катастрофе, когда гибель представляется неизбежной, единственная стопроцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии — как заглатываемый удавом кролик. История крупных аварий изобилует примерами, когда люди гибли лишь оттого, что слишком быстро потеряли надежду и ничего не предпринимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заранее настроиться на восприятие критической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать героем. Вы должны испытывать душевный подъем. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать

1.1.2. Изоляция.

Недостаток информации угнетает психику. Одиночная камера — сильнейшее наказание для заключенного. Но ситуация вовсе не безнадежна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для приведения в порядок знаний, идей, самоорганизации.

Займитесь йогой. Если еды хватает — тренируйте мускулы. Заведите себе домашнее животное, например, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно раздвоите свою личность, не дожидаясь, пока она раздвоится сама в результате шизофрении. Вариантов много: Я — энтузиаст и Я — циник, Я — Христос и Я — дьявол и т.д. Если скучно — утройтесь, учетверитесь. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнется само собой, но Вы опередите события для профилактики психических нарушений. Невозможность писать — хороший повод начать серьезную тренировку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удержать в голове не одну большую теорию.

Читайте также:  Что нужно в поход. Как выбрать снаряжение для первого похода

1.1.3. Необьятность работы.

Интеллектуалы плохо переносят монотонную физическую работу. Предположим, Вам необходимо пройти огромное расстояние или перевернуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постороннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте приятные эпизоды, фильмы, книги. Анализируйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго. Еще можно мечтать — о том, как хорошо все когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, например, в тренировке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

1.1.4. Депрессия.

Депрессия наступает в результате большой неудачи или большой потери. К депрессии может привести совокупность мелких неприятностей, отсутствие успеха — когда «все плохо». В таком состоянии может сформироваться суицидальное настроение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя правило: всегда по возможности оттягивать принятие решений. Утро вечера мудренее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, придет хороший совет. Учитывайте: любая тяжелая потеря эмоционально переживается только первые три дня. Потом человек ко всему привыкает. Наберитесь сил на 3 дня. Если не хочется жить, проведите ревизию тех радостей, которые для Вас еще доступны.

Их может набраться достаточно, чтобы оправдать Ваше существование. Если у Вас есть враги, подумайте, как они будут обрадованы Вашим бездарным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то решительный поступок, совершите его «под занавес». Это может вернуть Вам волю.

1.1.5. Наркотики.

Категорически не пробуйте наркотики. Для здоровья не будет вреда от одного раза, но Вы навсегда сломаете в себе барьер, и поддаться соблазну второй раз будет гораздо легче. Вообще, лучший способ уберечься от опасных соблазнов — не пробовать. Личный опыт — чепуховое достижение по сравнению с риском распада личности и разрушением здоровья. Праведность нынче не в моде. Но если Вы — сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых заурядных людей? К тому же, волевые качества существенно прибавляют Вам ценность при деловом знакомстве, при устройстве на работу в солидную фирму.

1.1.6. Паника.

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению представляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению — нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, — тут и начинается давка. В панике люди забывают мораль: могут задавить и детей, и старушек. Паника не отключает способность соображать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

1.1.7. Поведение перед катастрофой.

Анализ катастроф показывает: медленно нарастающая опасность тревогу не возбуждает. Например, многие люди упрямятся, когда государственные органы выселяют их из опасных районов.

1.1.8. Поведение во время катастрофы.

Небольшой стресс в критической ситуации помогает соображать, сильный — мешает. Может нарушиться восприятие времени: время как бы растягивается. Может произойти раздвоение личности: одна половина думает и действует, а другая на все это смотрит и ужасается («глаза боятся — руки делают»). В этой другой половине человек видит себя как бы со стороны, вспоминает картинки из своей жизни. Сильный страх испытывается, когда еще не наступило состояние раздвоения личности и когда оно уже прошло. Раздвоение — это компенсация страха, дистанцирование от него. Срабатывают самые сильные привычки, подавляя все остальные привычки и новоприобретенные знания.

1.1.9. Последствия критических ситуаций.

Как правило, у людей, переживших катастрофу, начинаются нарушения психики: бессонница, апатия, боязнь, кошмары, потеря аппетита, импотенция. Изменения чаще начинаются не сразу после катастрофы, а через несколько месяцев. Эти нарушения обратимы. Очень помогает общение с людьми, которым можно открыто рассказать о своих переживаниях.

Читайте также:  Защита от сели. Основные защитные мероприятия при селях

1.1.10. Тренировка самообладания.

Не проверив свое самообладание хотя бы в тренировках, Вы не можете быть в нем уверены. Страх, гнев, ажиотаж — коварные эмоции. Научитесь распознавать их начало. Мысленно моделируйте ситуации, в которых они могут быть вызваны. Придумывайте себе формулы самовнушения и насыщайте их ассоциациями. Например: «Я не боюсь смерти, потому что после нее не будет ничего» Или: «Мне умирать не страшно, потому что душа все равно бессмертна». Не испытывайте чужие нервы вместо своих: не дожидайтесь поезда, лежа на рельсах. Испытание высотой — другое дело. Попробуйте подойти к краю крыши. Но на всякий случай привяжитесь. Полезно смотреть фильмы ужасов. Иногда устраивайте себе следующую тренировку: переживайте мысленно разные тяжелые ситуации: пожар на самолете, встречу с грабителем, драку в ресторане и пр.

1.1.11. Надежда.

В трудностях помогает держаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о «дембеле», Робинзон — о парусе на горизонте. Имейте запасные мечты на случай провала основной. Не ставьте все на одну карту: двигайтесь в нескольких направлениях (но бойтесь разбрасываться). Смотрите голливудские фильмы. Там всегда хэппи-энд. Немного есть принципов, в которые стоит верить. Верьте в то, что из любого неприятного положения выход существует в принципе. Проблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

1.1.12. Конфликт с моралью.

Человеческий ум гибок, словарный запас богат, и любой мерзости можно найти оправдание. Не придумывайте себе оправданий. Конфликт с законом — чепуха перед конфликтом с лучшей половиной своего «Я». Подумайте, сколько мучений причинит Вам Ваша небрежность на склоне лет, когда начнете думать о душе. Не изобретайте себе удобной морали. Даже циники соблюдают некоторые правила. Эти правила, составляющие инвариантную основу совести, заложены в наших инстинктах, потому что мы — стадные существа. Смертельно рисковать, чтобы кого-то спасти — это обычно всего лишь глупость или гиперторофированное позерство. А вот давать жить другим — это избавляет от многих беспокойств и к тому же само по себе бывает приятно. Если у Вас нет убедительных доводов не совершать некоторый поступок, сомнительный с позиции Вашей морали, не совершите его просто «на всякий случай». Но если сомнительно и «да» и «нет», решительно делайте то, что выгоднее лично Вам.

Еще по теме 1. Человек в условиях автономного существования:

  1. 100. Система прав и свобод человека и гражданина.
  2. 3. Потребности социального существования и личность
  3. 1.2. ДИАЛЕКТИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ИДЕОЛОГИИ В КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМАХ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  4. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
  5. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  8. 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.
  9. 1.2. Факторы выживания человека в дикой природе
  10. 1.3. Правила поведения в условиях автономного существования
  11. 2.1. Организация питания в условиях автономного выживания
  12. 2.3. Добыча пищи и воды в условиях автономного существования
  13. ОСОБЕННОСТИ АВТОНОМНОГО ВЫЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
  14. 3.3. Особенности автономного выживания в арктических, субарктических зонах и условиях зимы
  15. Питание в условиях автономного существования
  16. 1. Человек в условиях автономного существования

тест. 6 класс. экстримальная ситуация
тест по обж (6 класс) на тему

1 вариант

1. Экстремальная ситуация — это:

а)   ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;

б)   когда человек испытывает чувство радости и веселья;

в)   которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека.

2. Главная задача человека в автономной ситуации.

а) дождаться помощи; б) весело провести время; в) выжить

3.  Что имеется в виду под группой факторов, способствующих выживанию человека?

а)   генетическое прошлое, настоящее и будущее человека;

б)   состояние здоровья человека;

в)   морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;

г)   уровень подготовленности человека к действиям в экстремальных  условиях  природной  среды,  а  также  наличие средств, способствующих нормальной жизнедеятельности людей в условиях автономного существования.

Читайте также:  Как сделать рукоять ножа. Как сделать рукоять ножа

4. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

 б) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

5. Естественная реакция на опасность свойственна каждому нормальному человеку это:а) ужас;б) страх;в) паника.

6.Если человек знает, как должен действовать, то страх:

а) ведет к стрессу — чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия.

б) обостряет реакцию, активизирует мышление

в)  вызывает эмоциональное возбуждение.

7. Основные виды экстремальных ситуаций в природе:

а) резкое изменение природных условий;

б) неумение ориентироваться на местности;

в) переезд на новое место жительства из одного района города в другой;

г) вынужденное автономное существование;

д) потеря одним из членов туристской группы личного снаряжения;

е) смена климатогеографических условий;

ж) заболевания и повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи;

8. Действие других стрессоров (голода, боли, жажды и т.д.) состояние страха

а) ослабляет; б) усиливает; в) не влияет.

9. Неблагоприятные  факторы, ведущие к развитию стрессового состояния называются:

а) воздействующие факторы  б) стрессоры выживания  в) факторов выживания.

10. Несколько глубоких вдохов, когда человек испытывает страх или стресс называется:

 а) аутотренинг, б) дыхательная гимнастика, в) быстрое расслабление

Вариант 2

1.   Активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования называются:

а) спасением; б) инстинктом самосохранения; в) выживанием.

2. От чего зависит благоприятный исход длительного автономного существования человека?

а)  от физиологического состояния человека; б)   от анатомического строения человека;

в)   от психофизиологических качеств человека (воле к жизни, решительности, собранности, от физической подготовленности и др.); г)   от прочных знаний человека в области основ безопасности жизнедеятельности и других факторов.

3.  Что не рекомендуется делать человеку, находящемуся длительное время в условиях автономного существования?

а)   заниматься спортом; б)   улыбаться; в)   откладывать дела на потом; г)   идти на поводу собственной усталости и лени.

4. Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются: а) выпадение осадков; б) авария транспортных средств (автомашин, самолетов, речного и морского транспорта);в) потеря части продуктов питания;

г) потеря компаса; д) потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора; е) несвоевременная регистрация группы перед выходом на маршрут; ж) потеря ориентировки на местности  з) резкое понижение температуры.

5. Страх за свою жизнь вызывает желания

а) действовать во имя собственного спасения.  б) ждать помощи  в) впасть в панику

6. Ситуация которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека называется: а) оптимальная; б) экстремальная; в) автономная.

7.  Если человек не представляет, что нужно предпринять в экстремальной ситуации, испытывает боль или слабость от потери крови, тогда страх может привести:  а) к стрессу — чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия. б) к обострению реакции, активизации мышления;в) эмоциональному возбуждению.

8. Выберите из указанных ниже основные виды экстремальных ситуаций в природе:  а) резкое изменение природных условий;

б) неумение ориентироваться на местности;

в) переезд на новое место жительства из одного района города в другой;

г) вынужденное автономное существование;

д) потеря одним из членов туристской группы личного снаряжения;

е) смена климатогеографических условий;

ж) заболевания и повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи;

9. Существуют различные способы преодоления страха, это:

а) паника, стресс

б) дыхательная гимнастика, аутотренинг, быстрое расслабление

в) аутотренинг, эмоциональное возбуждение, быстрое расслабление

10. Причины объективного и субъективного характера, способствующие или препятствующие жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в экстремальной ситуации, носят название:

а) воздействующие факторы б) стрессоры выживания в) факторов выживания.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here