План местности и условные знаки. Информационная страница не найдена!

Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки плана

Цели:

  • Образовательная: формирование представление о различных видах изображений поверхности Земли.
  • Развивающая: формирование умений работать с различными картографическими источниками — формирование информационной компетентности.
  • Воспитательная: показать практическую значимость полученных знаний и умений в жизни.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, атласы, рабочие листы, диски «Начальный курс географии», «Уроки географии Кирилла Мефодия» 6 класс.

Учебные модули:

  1. Виды изображений поверхности Земли.
  2. Познавательная задача: сформировать знания о видах изображений поверхности Земли: рисунок, фотография (аэрофотоснимок), план, карта, глобус.
  3. План местности.

Познавательная задача: сформировать понятие о плане местности его отличиях от других видов изображения земной поверхности.

Условные знаки плана.

Познавательная задача: познакомить учащихся с условными знаками плана местности.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята.

— На прошлом уроке вы закончили изучение темы «Земля — планета Солнечной системы», в которой говорили о расположении Земли в космическом пространстве.

— Сегодня мы начинаем новый раздел, он непосредственно связан с изучением самой планеты — ее материков, океанов, особенностей природы.

— Но нашу планету нельзя принести в школьный класс, поэтому, для ее изучения, мы будем использовать различные виды изображений Земли или ее частей.

СЛАЙД 1

— Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки плана».

— Наша цель — познакомиться с различными видами изображений поверхности Земли.

— Тема урока у вас уже записана в рабочих листах (Приложение), которыми мы сегодня будем пользоваться на уроке.

— Подпишите их, пожалуйста, и поставьте дату сегодняшнего урока.

— А оценить вашу работу мне помогут жетоны: желтые — стоимостью в 1 балл — за краткий или неполный, красный — 5 баллов — за полный и развернутый ответ.

— Ребята, какие виды изображений земной поверхности вам известны? (рисунок, фото, чертеж, план, карта, глобус).

— Действительно, эти изображения дают возможность узнать о форме, величине и взаимном расположении географических объектов.

— Давайте познакомимся поближе с некоторыми из них.

— В процессе работы мы будем заполнять схему «Виды изображения земной поверхности» в своих рабочих листах.

— У человека всегда существовала потребность рассказать о том, где он был и что видел.

— Рассказы о своих или других землях и народах люди сопровождали рисунками.

СЛАЙД 2

— Посмотрите на картину художника Поленова «Московский дворик»? О чем нам может она рассказать?

— О каком виде изображения мы сейчас говорили? Запишите в свои схемы.

СЛАЙД 3-4

— Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали, мы показываем друзьям что? Фотографии…

— При этом фотографии могут быть разными

СЛАЙД 5

— Выполненными с определенной рабочей целью — например, фотографии, сделанные из самолета или из космоса.

— Такие фотографии называются аэрофотоснимками.

— Что изображено на предлагаемых фотографиях? Какие объекты нашей краевой столицы?

СЛАЙД 6

— А кто узнал объекты, изображенные на этом аэрофотоснимке?

СЛАЙД 7-8

— Итак, второй вид изображений земной поверхности — фотографии (аэрофотоснимки).

— Зафиксируйте в своих рабочих листах.

— Но представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к фонтанам на площади Ленина. Как вы поможете ему? (заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города)

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

СЛАЙД 9- 11

— Чертежи и топографические планы появились очень давно.

— Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы.

— Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите?

СЛАЙД 12

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах?

Почему?

— Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

«Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс»

урок 4 слайд 21 Тренажер «Собираем план местности»

— О каком виде изображений земной поверхности мы с вами сейчас говорили? Запишите в свои схемки в рабочих листах.

— Посмотрите внимательно на план местности, который мы собрали и скажите, можем ли мы начертить план России, материка Евразии, планеты в целом? Почему? (слишком большая территория)

— Какие изображения земной поверхности нам могут помочь в таких случаях? (карты, глобус)

СЛАЙДЫ 13-20

— Карты, как и планы, появились очень давно, посмотрите на примеры древних и современных карт и глобусов (древние карты больше похожи на рисунки).

— А теперь откройте ваши атласы и приведите примеры карт, которые в них есть.

Читайте также:  Как вязать сетку челноком. Как вязать сеть: из лески, веревки и нити

— Итак, с какими видами изображений земной поверхности мы сейчас познакомились?

— Назовите все виды изображений земной поверхности, с которыми мы сегодня познакомились.

— Найдите в ваших рабочих листах задание 2. Прочитайте его.

СЛАЙД 21

— Что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

— Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.

— О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь? (аэрофотоснимок)

Признаки Аэрофотоснимок План Карта Глобус
Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные
Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш.
Объекты похожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки
Изображены все объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные

— Дальше будем работать по рядам:

  • 1 — с планом
  • 2 — с картой
  • 3 — с глобусом

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране компьютера высветятся эти результаты. Представители двух других рядов занесут информацию в свои таблички.

— Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

— Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.

— Различия:

— На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом.

— А что же мы можем назвать планом?

— Снова попрошу обратить ваше внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана (зачитать)

— На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана.

Топографический план — это изображение небольших участков земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

— Найдите задание 3 в рабочих листках и запишите определение.

— Откройте учебники на стр. 10 и найдите определение плана в них. Прочитайте его.

СЛАЙД 22

— Наше определение оказалось верным?

— Теперь, ребята, вы знаете, что такое топографический план.

— А если бы я вас сейчас попросила составить план школьного двора, вы смогли бы правильно выполнить работу?

— Почему? (не знаем условных знаков)

— Вы правы, причитать, составить план, не зная уловных знаков невозможно.

— Откройте стр.7 в ваших атласах.

— Что на ней изображено?

— Какие группы условных знаков плана мы можем выделить?

— Как на планах изображаются дороги?

— Какие цвета используются при изображении условных знаков?

— Какие объекты плана изображаются голубым цветом?

— Зеленым?

— Желтым?

— Коричневым?

— При изображении местности с помощью условных знаков необходимо так же соблюдать правила их нанесения.

— Посмотрите в учебнике на стр. 11 рис. 5.

— Что здесь изображено?

— Сравните планы и скажите, как правильно на них изображать условные знаки.

Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

«Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс» урок 5 слайд 14 Тренажер «Исправляем план местности».

СЛАЙДЫ 23-25

— А сейчас я предлагаю выполнить в рабочих листках задание 4 (это небольшой тест), который поможет узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Давайте проверим правильность выполнения задания (обменяйтесь листочками).

Выставление оценок

Объяснение ДЗ

К следующему уроку, ребята, я попрошу вас выучить определение топографического плана.

Если у кого-то из вас возникли вопросы по сегодняшней теме или что-то непонятно, поработайте дjма с параграфом 4.

А так же, обратите внимание на стр.12 на зад. 3 и 4 после параграфа. Подумайте, какие условные знаки плана можно использовать для изображения местности вокруг школы.

Желающие могут написать рассказ о своем пути от дома до школы, заменяя слова условными знаками.

География на пальцах
Андрей Шляхов, 2018

Глава 3

Изображение земной поверхности на плане, глобусе и карте. Составление плана местности

Изображением земной поверхности на картах занимается отрасль географии, называемая картографией.

Изображать земную поверхность можно на планах, на картах и на глобусе.

Глобус — это трехмерная модель нашей планеты. Изображение Земная поверхность изображена на глобусе без искажений. Глобусы не очень удобны в использовании, подробно на них ничего изобразить нельзя, но зато они дают правильное представление о расположении материков, морей, океанов и островов, а также об их размерах.

Детально изучать какую-либо местность можно при помощи планов и карт. План — это та же карта, только предельно упрощенная. План представляет собой чертеж, на котором при помощи условных знаков изображен в уменьшенном виде небольшой участок земной поверхности, настолько небольшой, что нет необходимости учитывать ее кривизну.

Пример — план города. Планы городов часто называют «картами», но по сути дела это не карты, а планы.

Пользуясь планом города, мы можем найти нужную улицу или нужный объект (например — вокзал) и проложить путь до него. Для таких же целей служат и планы местности, включающие в себя несколько населенных пунктов.

Читайте также:  Компас фото на русском для детей. Как нарисовать компас карандашом поэтапно

Различные объекты изображаются на плане местности при помощи условных знаков. Есть свои правила и в окраске различных объектов. Так, например, леса и парки на планах всегда закрашиваются зеленой краской, водоемы — голубой, кустарники — бледно-зеленой, сады — желтой, горы — коричневой. Строения, вне зависимости от их реальной формы, принято изображать в виде прямоугольников.

И планы, и карты, и глобусы должны непременно иметь масштаб — показатель того, во сколько раз расстояние на изображении меньше, чем в действительности. Масштаб всегда представляет собой дробь, у которой числитель единица, а знаменатель — число, указывающее кратность уменьшения. Например, масштаб 1 1000 или, как чаще принято изображать — 1: 1000 говорит о том, что расстояние на изображении уменьшено в 1000 раз. Иногда картографы обходятся без дробей и просто пишут — «в 1 см — 100 км». Запись в виде дроби называется «численным масштабом», а выраженный в виде слов — «именованным масштабом».

Для удобства может использоваться и «линейный масштаб». На плане или карте изображается мерная линейка, при помощи которой, используя циркуль-измеритель, можно измерить любую линейную величину, не прибегая к вычислениям. Сверху над линейным масштабом указывается численный или именованный масштаб.

Обратите внимание! В числителе дроби, выражающей масштаб, всегда должна стоять единица! Если единица окажется в знаменателе, то получится, будто расстояние на карте или плане в сколько-то раз больше реального. Это абсурд. Планы и карты всегда рисуются с уменьшением.

Есть три закона, касающиеся масштаба.

Закон первый — масштаб должен быть на любой карте и на любом плане. Карту без масштаба географы считают не картой, а рисунком.

Закон второй — указанному масштабу должны соответствовать все расстояния на изображении, иначе это снова будет рисунок.

Закон третий — чем меньше знаменатель, тем крупнее масштаб. Например, масштаб 1: 1000 крупнее, чем масштаб 1: 50000.

Величина масштаба является одним из признаков, отличающих планы от карт. Масштаб на плане не может быть мельче 1: 5000.

По величине масштаба карты подразделяются на крупномасштабные (1:10 000 — 1:200 000), среднемасштабные (1:200 000 — 1:1 000 000) и мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000).

Условные знаки делятся на:

— масштабные условные знаки, размеры изображения которых определяются масштабом карты. Масштабные знаки в свою очередь подразделяются на площадные (лес, озеро) и линейные (железная дорога). Линейные знаки масштабируются только в длину, ширина их условна.

— внемасштабные или точечные условные знаки (колодец, родник);

— пояснительные знаки, которые применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными и служат для дополнительной характеристики изображенных объектов. Так, например, стрелка на реке указывает направление ее течения.

Ознакомьтесь с таблицей, на которой представлены некоторые условные знаки. Заучивать их нет необходимости, поскольку каждая карта и каждый план имеют легенду — изображение всех использованных знаков с указанием их значений.

Поверхность Земли неровная и эту неровность нужно каким-то образом передавать на изображениях. Иначе планы и карты будут неинформативными. Проложит человек кратчайшую дорогу по карте между двумя объектами и неожиданно упрется в гору. Или же выйдет к глубокому оврагу.

На планах и картах рельеф изображается при помощи особых замкнутых линий, которые называются горизонталями. Каждая горизонталь соединяет все точки местности, которые расположены на одной и той же высоте над уровнем моря. Для того, чтобы лучше понять смысл этих горизонталей, можно представить как гору или холм постепенно затопляет вода. Через одинаковые промежутки высоты уровень воды фиксируется и проецируется на карту или план в виде горизонталей.

Если расстояние между горизонталями мало, то здесь должен быть крутой склон (левая часть рисунка), если же оно велико — склон будет пологим.

Как понять, что нарисовано на плане — холм или овраг? Для этого существуют короткие черточки, называемые бергштрихами. Бергштрихи всегда направлены от горизонталей вниз и располагаются перпендикулярно к ним. Если бергштрихи направлены наружу, то перед вами — возвышенность. Если же они направлены внутрь, то это впадина.

Расположение бергштрихов при понижении и повышении рельефа

Линии, соединяющие точки одинаковых глубин водоемов, называются изобатами. Поскольку изобаты всегда показывают глубину, бергштихи при них не используются.

В легенде обычно принято указывать, через сколько метров высоты проведены горизонтали или изобаты.

Вершину или дно впадины обозначают точкой с указанием ее высоты (глубины). Если речь идет о впадине на суше, находящейся ниже уровня моря, то перед цифровым значением высоты ставится знак «—». Цифры с обозначением высоты также могут ставиться около горизонталей и изобат.

На мелкомасштабных картах изображение рельефа при помощи горизонталей и изобат дополняется послойной раскраской по ступеням высот и так называемой «отмывкой рельефа». Послойная раскраска высот на суше выполняется оранжевой краской различного тона по принципу «чем выше, тем темнее». Высоты от 0 до 200 метров имеют светло-зеленую окраску, а отрицательные высоты, то есть расположенные ниже уровня моря — темно-зеленую. Рельеф водоемов окрашивается голубыми тонами — чем глубже, тем темнее. Шкала ступеней высот, используемая на карте, указывается на ней в нижней части.

Читайте также:  Стороны света север юг запад восток. Расположение сторон света: севера, юга, востока и запада

Отмывка или оттенение склонов горного рельефа делает изображение более выразительным, дает возможность зрительно ощущать его объемные формы. Оттенение производится серо-коричневой краской по принципу «чем значительнее, выше и круче склон, тем темнее тон отмывки».

Послойная раскраска и отмывка рельефа применяются только на картах, причем — на мелкомасштабных. Планам местности подобная «роскошь» недоступна.

Вот еще одно отличие планов от карт. На планы наносятся все объекты и детали местности, а на карты, в зависимости от их содержания и назначения, могут наноситься не все объекты и детали. Так, например, на физической карте мира горы и океанские глубины указываются, а на политической — нет. Географическая карта универсального назначения на которой подробно изображена местность со всеми имеющимися на ней объектами и деталями называется топографической картой. Топографические карты имеют крупный масштаб.

Универсальная карта мелкого масштаба называется общегеографической, а карта, посвященная какой-то определенной теме — тематической. Физическая и политическая карты — это разновидности тематических карт.

Использование плана или карты местности невозможно без оринетирования. Чтобы пользоваться картой вы должны соринетироваться, то есть — определить свое местоположение относительно сторон горизонта и окружающих объектов.

Стороны горизонта или стороны света — это север, юг, запад и восток, четыре основных географических направления. Север и юг определяются северным и южными полюсами Земли, а восток и запад связаны с вращением нашей планеты вокруг своей оси и видимым движением небесных светил. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе[3].

Между основными направлениями расположено четыре дополнительных — северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток.

Если человек стоит лицом к северу, то за спиной у него будет юг, слева — запад, а справа — восток.

Прибор, показывающий направление сторон света, называется компасом. Стрелка компаса представляет собой магнит, свободно вращающийся на стержне. Принцип действия магнитного компаса основан на взаимодействии (притяжении и отталкивании) двух магнитов. Противоположные полюса магнитов притягиваются, а одноименные — отталкиваются. Планета Земля — огромный, но слабый магнит. Однако действия ее небольшого магнитного поля достаточно для воздействия легкой стрелки компаса. Под влиянием магнитного поля Земли стрелка компаса всегда указывает на север.

На шкалу компаса нанесены обозначения четырех сторон света и градусная сетка. Эта сетка служит для ориентирования по азимуту. Азимутом называется угол между направлением на север и направлением на объект. Азимут отсчитывается по часовой стрелке.

Направление на восток имеет азимут 90°, на юг — 180°, на запад — 270°.

Планы местности обычно чертятся так, чтобы верхняя часть их была направлена на север. Если же верхняя часть направлена в другую сторону, то на плане рисуется стрелка, указывающая на север и юг.

Все карты, в отличие от планов, имеют градусную сеть, образованную пересекающимися линиями — параллелями и меридианами.

Параллели представляют собой линии (на глобусе — окружности), параллельные экватору, который принимают за нулевую параллель и обозначают 0°. Параллели, расположенные в северном полушарии, называют по градусам северной широты и обозначают следующим образом: 10° с. ш., 25° с. ш. и т. п. Параллели южного полушария называют по градусам южной широты и обозначают так: 10° ю. ш., 25° ю. ш. и т. п.

Меридианы представляют собой линии (на глобусе — полуокружности), проведенные от Северного полюса до Южного. Начало отсчета меридианов (нулевой меридиан) было выбрано произвольно и находится оно в Гринвиче, пригороде Лондона. Измеряются меридианы, так же, как и параллели, в градусах но вместо широты различаются по долготе — восточной (в. д.) или западной (з. д.). Долгота определяется расположением относительно нулевого мередиана.

Обратите внимание! Параллели представляют собой окружности, а меридианы — полуокружности. То есть — меридианов (если считать через каждый градус) вдвое больше, чем параллелей. Поэтому наибольшая широта (северная или южная) составляет 90°, а наибольшая долгота (западная или восточная) составляет 180°.

Градусная сеть позволяет определять координаты любого объекта на поверхности Земли как точки пересечения параллели и меридиана. Например — 20° с. ш., 50° в. д. или 33° ю. ш., 45° з. д. Для более точного определения координат каждый градус широты и долготы разделен на 60 частей, называемых минутами и каждая минута разделена на 60 частей, называемых секундами. Минуты обозначаются одним штрихом, а секунды двумя. Вот пример записи координаты объекта с минутами и секундами: 50° 40’ 45’’ в.д., 40 50’ 30’’ с.ш.

С помощью градусной сети можно измерять расстояния на карте или глобусе. Длина дуги 1° любого меридиана и 1° нулевой параллели на экваторе равна приблизительно 111 км….

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here