Плот с мотором своими руками. WALKnRIDE.ru

Длиннопост по строительству многоразового плота. Сплав по рекам Сахалина.

В дополнение к своему видеоролику по сплаву и по многочисленным просьбам выкладываю описание строительства плота.

Тяга к новым эмоциям и адреналину заставляет мозг придумывать необычные и экстремальные приключения. В этот раз это было строительство плота! Хотелось написать подробный мануал по строительству бюджетного и надежного плавсредства. Главная его особенность — в разборности.

И так, с чего стоит начать строительство? Конечно с мат части! Перед строительством настоятельно рекомендую почитать отчеты о сплавах, чтобы сформировалось правильное представление о том, что вас будет ждать.

В интернетах полно мануалов по строительству «титаников» разных классов и водоизмещения. Да, именно титаников, т.к. их надежность и универсальность внушала сомнения…

Для начала надо определиться с целями и задачами. В наши планы входило построить плот для сплава по реке Тымь. В верховьях она представляет из себя извилистое русло с быстрым течением, подводными сюрпризами и мелями на косах. Поэтому варианты на покрышках, ПВХ бочках и другие «коркаснодеревянные» проекты сразу отбрасывались — слишком ненадежно. Для нашего сплава плот должен отвечать следующим требованиям:

1 Быть достаточно прочным чтобы выдержать снос на мель или удар о подводное препятствие.

2 Быть разборным, т.к. в будущем планируется множество вылазок с неизвестным местом сбора и разбора.

3 Быть достаточно лёгким, чтобы вдвоем его можно было загрузить и выгрузить из машины.

4 Быстро сборным. Двух человек должно быть достаточно для сборки и разборки на месте.

5 Выдержать вес 4-5 человека и доп.груза

6 Экономически оправданным по материалам, т.е. бюджетным.

Вот из этих тех требований мы и исходили.

Было решено создать плот дома, проверить правильность конструкции, разобрать и отвезти на реку для окончательной сборки в день сплава.

Вначале рассматривались варианты постройки каркаса из дерева, но проблема быстрой сборки и надежности в будущем, заставляли искать другие варианты. Хотелось сделать плот не на один год. Проблему решили корейские строительные леса (на дальнем востоке этого добра достаточно). 

Прочная труба длинной 3,2 метра нас вполне устроила. Тем более на торцах этих труб предусмотрены крепления для их удлинения. Геометрические размеры плота определены — 5 метров в длину (3+2 метра) и 3 метра в ширину. В грузовую машину части плота влезут!

Начинаем сборку. Чтобы не было проблем и плот не вело, выбираем ровное просторное место. Для сборки плота достаточно двух человек. Сращиваем трубы удлинителями и соединяем их муфтами. Трубы собираются в сетку.

Весь вес плота и груза должен лечь на железные бочки. Изначально их планировалось от 6 до 8, но в виду конструкции решено было довести до 10 штук. 

Каждая бочка сверху упирается в две трубы, соединенные между собой муфтами (муфты из того же наборе корейских труб). Цена трубы 120 рублей за метр. Нам понадобилось 35 метров таких труб. т.е. 4200р. Еще бочки с торцов зажимаются поперечными трубами, так что каждая тара жестко держится на своем месте за счет канта на торцах. Дополнительно бочки связываются с трубами проволокой.

Так выглядит муфта и блокируемые ей канты на бочках. Муфты 20 штук по 100 р. за штуку. Трещотка с головкой на 17 вам в помощь.

Собираем палубу. Главное правило — семь раз отметь, один отрежь. В данном случае это золотое правило. Доски имеют размеры 150х25 мм и 3 метра в длину. Их вес был подходящим, не в ущерб прочности каркаса. При ударе бочки о подводное препятствие энергия должна была пойти не в железным каркас, а в деревянный щит, который бы не дал сложиться трубам по диагонали. И слава богу что мы сделали всё крепко, подводный сюрприз во время плавания вмял бочку внутрь, так что мы чуть не попадали с плота, но бочка и каркас выдержали… 

Читайте также:  Плот на 4 человека своими руками. WALKnRIDE.ru

Каждая доска палубы имеет 8 точек опоры, этого вполне достаточно для равномерного распределения веса.  С шуруповертом все делать очень удобно, а с двумя гораздо быстрее! Шурупы 75 мм в количестве 300 штук и 50 мм — 100 шт вам обязательно пригодятся.

Лишнее убираем. Бензопила вам в помощь! Она так же существенно ускоряет процесс сборки. Обрезки найдут своё место в качестве бортиков.

Палуба готова, разбираем ее и пока откладываем в сторону, надо перевернуть железный каркас. Конструкция палубы не особо хитрая. Три части сегмента, для удобства разборки и сборки.  Вес каждого щита по отдельности одному не осилить. 

Перевернули палубу. Промеряем, железный каркас. Размеры одного щита 1/3 всей длины плота или около 166см + вынос продольных досок. Вынос нужен для того чтобы часть его входила в другой настил и увеличивала прочность плота. Между собой они скрепляются болтами. 

В процессе сборки родилась мысль о походном холодильнике. Отверстия в среднем сегменте как раз и нужны для этих тайников. Позже в бочках были вырезаны отверстия. На безопасность это нисколько не влияло, т.к. бочек было с избытком, и к тому же вода внутрь ни разу не попала.

Для быстрой сборки на месте, рекомендую размечать краской, что и где должно стоять. Это упростит вам жизнь и позволит избежать ошибок сборки плота.

Плотный контакт каждой доски с трубой достигался за счет пазов в балок палубы. Чтобы ничего не скрипело и не гуляло, позже установили резиновые прокладки. Именно эти пазы и являются связующим звеном между щитом и трубами. Дополнительно щит и каркас не скреплялись, сила гравитации неплохо справлялась с этой задачей.

Так как у реки в верховьях было быстрое течение, а в низовьях его почти не было, на нашем плоту необходимо было установить мотор. Он позволял оперативно маневрировать на медленных и опасных случаях. Для его крепления был сделан транец. Две выходящие за габариты балки как раз и играли его роль. В итоге плавание превратилось в расслабончик)

На фотографии из видеоролика видно как он сделан. Поперечная доска, на которую крепится мотор, прикручена длинными шурупами к торцам двух выходящих досок палубы .

В процессе сборки каждый захвачен идеей строительства и хочет преподнести свою идею как главную, поэтому всегда надо искать компромиссы. Количество более двух человек сильно тормозит сборку, проверено много раз. Итак, плот почти готов. Остались небольшие мелочи: вёсла, рулевые стойки, стойки для тента, крышки люков, печь, трап. Всё это уже не сильно влияет на смысл моего поста, главную особенность которого я надеюсь вы уже поняли.

Разобранный и готовый для транспортировки плот. Получилось довольно компактно. 

А это уже на берегу в день сплава. Сборка заняла примерно 4 часа.

Это было незабываемое путешествие, настоящий Сахалинский экстрим. Хорошо отдохнули, поудили рыбу, посмотрели на родную природу с новой стороны. Само путешествие заняло трое суток (шли только днем), а спали в палатке на своем плавсредстве. Пройдено 90 км. Успешный сплав подтвердил правильность выбора конструкции! 

Смотрите видеоролик и увидите как отдыхают настоящие Сахалинские романтики. 

Спасибо за просмотр, надеюсь вам понравилось!  

p.s. ссылка на видео в комментариях

Строим плот для сплава по сибирским речкам.

Если вы, небольшой, но дружной компанией планируете продолжительный сплав по средней сибирской реке и не можете подобрать необходимое для этого плавсредство, попробуйте рассмотреть вариант с постройкой плота из автомобильных камер.
Оптимальным вариантом, конечно же, будет доставка вас с грузом непосредственно к реке, но плот из автокамер можно и занести до места, грамотно распределив вес среди путешественников и взяв необходимый минимум для постройки. А это:

Читайте также:  Лучшая нержавеющая сталь для ножа. Какая сталь для ножей самая лучшая

1. Камеры ЗИЛовские, ГАЗовские, МАЗовские, Камазовские — 6 или 8 штук, в зависимости от их наличия, количества сплавщиков и веса багажа.
2. Насос для камер.
3. Гвозди от 100 до 200 мм.
4. Топор.
5. Ножовка.
6. Моток киперной ленты.
7. Две лопасти для гребей шириной 200-250 мм, длиной 500-600 мм (лучше всего из толстой фанеры, но можно сделать из широких дюймовых досок).

Помнится, году в 1991 я с Serb'ом и шесть школьников заносили материалы для постройки 8-камерного плота на десяток километров. При этом, мы с Серегой, как самые старшие, помимо своих вещей, несли по две ЗИЛовских камеры, остальное распределили между пацанами. И ничего, зашли потихонечку, ибо, как говорится в старинной пословице "глаза боятся, а руки делают".
Кстати, автокамеры мы попросту выпрашивали на комбинате, выходили на нужных людей — камазистов, механиков и завгаров. Дырявые клеили сами, благо давление нужно было небольшое. Затем накачивали и проверяли, в общем, за зиму материалы на плот мы собирали без особых проблем и материальных затрат.

Далее, рассмотрим варианты возможного тюнинга или апгрейда.

Самое приятное при сплаве, конечно же, навес для защиты людей и вещей от дождя, который одновременно будет являться и вешалкой-сушилкой. Одни из самых простых материалов для навеса — тостая полиэтиленовая пленка или брезент. Но, учтите, что за приобретенный комфорт придется расплачиваться небольшим минусом — парусностью судна. На плесах при дожде и встречном ветре, вы будете не сплавляться, а стоять на месте либо подниматься вверх по реке, поэтому приготовьтесь грести против ветра. Зато, в навесе-парусе есть и положительные моменты — попутный ветер и возможность управлять дрейфом в одиночку.

Следующим приятным дополнением к плоту может быть палуба из досок или фанеры. В минимальном случае мы бы воспользовались для настила жердями и лапником. Но, как ни крути, в плоту будут большие щели, куда за время сплава может провалиться и уплыть много мелких, но нужных мелочей (от зажигалок, ложек и ножиков до пойманной рыбы). А при плотно сбитом настиле такого не произойдет.

Однажды, мы забрасывались на речку на попутном военном УАЗике. Водитель — майор, расспросив нас о всех планах относительно постройки плота и сплава, поведал нам одну военную тайну. Если, говорит, вы проплывете до первого плеса и углубитесь на сто метров в лес, то найдете там туалет сделанный из досок. А сделали его заключенные. Мы конечно же не поверили майору и даже втихую похихикали над его словами, но плот достраивать не стали. Накачали камеры, сделали каркас и поплыли до плеса. Всю дорогу мы ржали как кони над шуткой водителя. Когда же в тайге действительно наткнулись на таулет, некоторые из нас оторопели, а остальные опешили. Вокруг ни души, никаких строений, и на тебе — стоит туалет! Недолго думая, мы его разобрали и сколотили себе шикарную палубу, без единой щелки:

В общем-то, на плоту для комфортного сплава можно сделать множество полезных вещей, например, металлический или каменный очаг для кострища, скамейку или освещение… Оставим простор для вашей дизайнерское фантазии и наконец, займемся постройкой плота.

Остов

Выбираем свободное место для постройки на берегу реки с прилегающим молодым лесом для заготовки жердей. Затем необходимо грамотно распределить обязанности между строителями. Основное в начале — накачать автокамеры и срубить жерди — остов нашего судна. Качать столько камер ручным или ножным насосом — весьма монотонное и трудоемкое занятие. Хорошо, если неподалеку есть комперссор. Если нет, то надо периодически меняться качателям и заготовителям.

Читайте также:  Хейракантиум. Желтосумный колющий паук (лат. Cheiracanthium punctorium)

Готовые автокамеры выкладываются по следующей схеме:

Учтите, что при накачке диаметр камеры увеличивается примерно в полтора раза. И еще один момент. Часто не получается собрать автокамеры одинакового размера, в таком случае, большие ставятся ближе к середине плота и если не подходят в размер, то при накачке сжимаются в овал, для чего вяжутся киперной лентой необходимой длины.

Для каркаса рубятся продольные и поперечные жерди, чтобы их размер немного выступал за габариты. В дальнейшем за них будет удобно браться, чтобы пришвартовать плот к берегу, снимать его с мели или буксировать.

Вниз ложатся поперечные жерди, сверху продольные, спереди и сзади поверх продольных — верхние поперечные для последующего крепежа подгребицы.

Аккуратно скрепляем каркас гвоздями и киперной лентой, затем привязываем его к камерам в самых ответственных местах.

Основа нашего плота готова. В принципе, уже можно вырубить шесты и пускаться в путь, но мы продолжим постройку.

Подгребица

Подгребица служит для передачи плоту гребного усилия. Соответственно, основное требование к ней — прочность. Также немаловажна энергоемкость гребка, которая достигается оптимальным расположением и ходом рукояти греби.

На следующих схемах показаны варианты изготовления подгребицы из строганых брусков

и из жердей.

К верхней и нижней крайним поперечным жердям прибиваются стойки (1) с расстоянием между ними, необходимым для работы греби (8-10 см). При этом гребь (5) должна свободно, но без зазоров проходить между стойками (см.рис.4).

Затем стойки укрепляются сначала продольными укосинами (3), а затем и поперечными (4). Укосины крепятся гвоздями к стойкам и каркасу плота.
Для гребей(5) берется пара прочных ровных жердей длиной от 3.5 м до 4.5 м с диаметром верхушки не менее 50 мм. Далее к стойкам и продольным укосинам горизонтально прибивается подушка (2) под гребь. Высоту на которую прибивается подушка лучше всего определить установив гребь между стойками таким образом, чтобы гребцу было удобно ее держать на уровне пояса или груди.

Подгребицы необходимо сделать на носу и корме плота. В некоторых вариантах постройки носовая подгребица находится не на краю, а немного глубже, на уровне второй поперечины. Так делают при более серьезных сплавах по порогам и край плота выступает в роли бампера. Зато мы имеем при этом серьезное уменьшение размера навеса.

На гребь (5) гвоздями в одной плоскости крепятся лопасть (8), нижняя (7) и верхняя (6) опоры. Нижняя опора предназначена для того, чтобы гребь не сползла в воду, а верхняя, чтобы лопасть находилась в вертикальном положении. Для более удобного охвата руками можно сделать рукоять, стесав толстый конец греби топором.

Палуба

Изготавливаем палубу из заготовленых для этого материалов. В случае использования жердей параллельно с заготовкой жердей собирается лапник, который затем равномерно раскладывается поверх настила.

Навес

Постройка навеса не займет много времени и сил. Сначала делается каркас из тонких жердей, затем верх связывается киперной лентой и вся конструкция укрывается материалом.

Желательно предусмотреть возможность быстро собирать (скручивать) и устанавливать тент.

Итак, наш плот готов. Осталось дать имя судну, спустить его на воду и отметить завершение такого большого дела. Поверьте, сплав на плоту сделанном своими руками доставит вам массу удовольствия.

P.S. Для тех, кто не уснул при прочтении, немного уцелевших фото с наших сплавов на плотах.

Удачного плавания и попутного ветра!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here