Поход без палатки. Укрытия в легкоходном туризме

Поход без палатки. ч. 2 Мой первый поход без неё

Виктор Комосов

А в целом, одиночный без палаточный поход 1989 года оставил о себе хорошее впечатление. Хотя это путешествие происходило не так гладко, как хотелось бы, но так и должно быть – это новая неизведанная тропинка. Тут приобретался опыт непривычной жизни под открытым небом. Вышло так, что «дикий», не цивилизованный отдых под крышей палатки, в сравнении с этим способом – оказался ещё каким цивилизованным и не диким!

Всё познаётся в сравнении. Поэтому не удержусь от продолжения темы этого отдельного рассказа.

Как уже было сказано выше, план этого похода был предельно прост – так мне тогда казалось. Идея такого отдыха пришла спонтанно. Как-то мои институтские сотрудники обсуждали свой крымский отдых, восторженно описывая его преимущества. Они впервые так отдыхали на море и взахлёб делились своими впечатлениями. В Крым они поехали налегке – почти без вещей. С собой взяли только гитару, плавки, сменные носки, туалетные принадлежности, пляжные подстилки, карты, шахматы, солнечные очки и летние кепки. Прогулялись по всему южному берегу, останавливаясь в разных местах на ночлег. В местах предполагаемой ночёвки знакомились со столовскими девчонками, которые проходили производственную практику в пансионатах.

Ночлег в этом случае – очень неточное слово, ничего общего не имеющее с реальными событиями потому, что спать получалось только днём на пляже. Вечером, по окончании рабочего дня, девчонки-практикантки встречались с моими друзьями на пляже. Как солидные обеспеченные барышни, при государственной кормушке, они приходили не с пустыми руками. В то время ещё успешно существовали «закрома Родины», в которые советские граждане наловчились так же успешно запускать свои загребущие ладошки. Было даже такое оправдательное поверие в народе: «Так как государство – это мы, то всё его имущество наше. Оно, мол, не обеднеет, если поделится». Вот и до делились – распалось мощное государство, разлетевшись «осколками» «независимых» стран.

Ладошки практиканток обрывали сумки с продуктами:  копчёная колбаса, сметана, масло, сыр, печенье, булочки, сгущёнка, котлеты, жареное мясо, рыба и курятина,… В общем, райское изобилие под южной луной да и только. На моих знакомых лежала  долевая обязанность обеспечить этот пир спиртными напитками и весёлым мужским присутствием: танцы на дискотеке, песни под гитару на пляже, шумное «застолье» (где разложили еду – там и стол), совместные ночные купания в море голышом, ………

Я не против женского общества и весёлых компаний, но всё это можно найти и дома, а вот природа Крыма неповторима. Поэтому в этом «бездомном» способе отдыха меня привлекла, прежде всего, реальная возможность действительно слиться с южной природой, оказавшись с ней наедине, не отвлекаясь на попутчиков и лишние заботы. Освободившись при этом от груза уютных вещей и привязанности к месту стоянки в виде палаточного дома, за которым всё время нужно присматривать, чтобы не стать «диким» внепланово.

Конечно, во всём нужна мера. Сливаться с природой нужно также осторожно, как и пить спиртные напитки. Потому, что состояние ТУРИСТ или ПУТЕШЕСТВЕННИК слишком близко находится от таких понятий, как бродяга и бомж. Тут без самоконтроля не обойтись. Тогда это мероприятие будет познавательным и приятным событием, не разрушающим привычный уклад жизни человека.

Сказано – сделано. Дома по карте составил план похода, продумал, где и как буду ночевать. Только, что я в предыдущем предложении использовал невероятно смешное слово – «продумал». Сколько путешественников «обожглось» самоуверенной верой в это слово. Сделал это и я в этом походе. Хотя, если честно признаться, турист (путешественник) – это не совсем нормальный человек. Потому, что просто пройти путь и достичь цели — ему мало. Пардон, а где же сюрпризы реальной походной обстановки? А, где же экстремальный повод проверить свои человеческие возможности и качества? Где же «счастливая» возможность подставить своё плечо другу или проверить есть ли у друга плечо для тебя? По крайней мере, преодоление себя – это самое яркое и запоминающееся впечатление, которое остаётся после похода. Лично я не знаю, что приятней: просто достичь цели, выручить друга или испытать свои возможности?

Но тогда в 1989 году я поставил перед собой конкретную задачу и считал, что максимально тщательно просчитал все варианты развития событий. Такой поход для меня был совершенно новым опытом. Я понимал, что не знаю его реальной специфики и мне пришлось продумать запасные варианты поведения и подбора экипировки. Поэтому полностью освободиться от груза уютных вещей мне не удалось.

Читайте также:  Самодельные легкоходные палатки. Легкая и компактная 2-х местная палатка своими руками

Я предполагал несколько вариантов ночёвки: берег моря и лес. Для ночёвки на берегу моря достаточно будет надувного матраса и одеяла. Для ночёвки в лесу я собирался использовать складной гамак, чтобы не продырявить хвоей надувной резиновый матрас. Одеяло у меня было шерстяное. На случай дождя припасён лист полиэтилена. Котелком мне служила обычная эмалированная кружка. Для воды у меня была пластиковая бутылка и армейская алюминиевая фляга в брезентовом чехле. Нож, столовая ложка. Плавки, брезентовая куртка-штормовка, тонкий свитер, вьетнамки и солнцезащитная кепка. Туалетные принадлежности. Небольшая походная аптечка. Поясная сумка. Нитки с иголками, полотенце. Для подводного плавания комплект №1: маска «Акванавт» (об импортных масках мы тогда могли только мечтать), дыхательная трубка и ласты «Акванавт». Джинсовые шорты и футболка. Из дому я вёз и продукты потому, что в Крыму всё дороже и трудно найти то, что я предпочитаю. Десять дней – десять рыбных консервных банок сардин, десять пакетов лапши «Мивины», десять кубиков куриного бульона, увесистый кусок сала, чай, сахар…

Поэтому груз уютных вещей у меня сложился в виде двух сумок.

Перечитав написанное, вижу, что необходимо сделать ещё одно отступление от рассказа. Нынешнему читателю вообще не понятна изначальная задача и способ обеспечения моего похода. В чём проблема? Почему меня так привлекает образ крымского бомжа? Почему не взять с собой в поход лёгкую компактную палатку (весом до 3 кг.), коврик «каремат» («пенка») и спальник? Всё это имущество легко помещается в небольшой рюкзак или большую сумку. Такая ноша будет малозаметной для плеч, она может быть всюду с тобой: на пляже, в транспорте, в пешем перемещении. Современные палатки легко и быстро раскладываются и собираются. Конструкция позволяет легко разбивать их на сыпучем и каменистом грунте. Продукты питания и воду покупай в магазинах. Иди себе по крымскому берегу, ночуй, где хочешь.

Но есть одно «но» — в то время такого компактного и лёгкого снаряжения как сейчас не было. Советские палатки и рюкзаки шились из тяжёлого и плотного брезента. Моя импортная (польская) двухместная палатка с противомоскитной сеткой (новинкой того времени) была сшита из более облегчённого оранжевого материала. Но благодаря дополнительному тенту, громоздкому алюминиевому каркасу,  колышкам и прорезиненному днищу она весила около 10 кг. В собранном состоянии она по габаритам не во всякий рюкзак или сумку войдёт. Альпинисты с этим безобразием боролись тем, что самостоятельно шили палатки из парашютной ткани. Вместо ковриков «пенок» мы использовали ватные одеяла, войлок или резиновые надувные матрасы, что тоже было очень громоздко и тяжело по весу. Спальники в наше время были преимущественно брезентовые армейские – громоздкие и тяжёлые. Поэтому народ брал ещё комплект ватных одеял, чтобы укрываться.

Мне повезло, и в Москве случайно я достал импортные (чешские) туристические спальные одеяла с застёжками-молниями. Они были легче и компактнее брезентового спальника, но 2 шт. занимали место, как одно большое ватное одеяло. Вот такая была экипировочная обстановка на тот момент. Плюс посуда и провиант. Т.е. рюкзак на спине, сверху на нём пенал с палаткой и в каждой руке по сумке. Но туристический народ это не останавливало, и он массово разбредался по тропинкам, гружённый имуществом, словно вьючные ослики. Это справедливо называется: «Охота пуще неволи». Так мы выглядели, практически, каждую летнюю пятницу и воскресенье, отправляясь на нашу лесную «охоту». Вечер пятницы – день отправки загород. Вечер воскресенья – мы штурмуем последний транспорт, чтобы вернуться домой в нашу городскую «неволю».

И вот наступил долгожданный момент – я готов к поездке. Собраны вещи, куплены проездные билеты туда и обратно. Это важно потому, что в летнее время поезда перегружены. Можно присесть на дорожку, подумать о том, чтобы ничего не забыть. Всё —  пора ехать на вокзал навстречу новым впечатлениям. Ночь в поезде позади и я в Симферополе – это уже Крым! Дышу крымским воздухом. Приятная живописная горная поездка в междугородном троллейбусе и я в Ялте!

Всегда по прибытию на место, прежде всего, спешу обустроиться до наступления темноты, но в этот раз запланировано нестандартное начало отдыха – мне нужно посетить ресторан.

Звучит забавно и неожиданно, но так вышло. Есть один горный ресторан, с которым у нас с женой были старые счёты – мы никак не могли туда попасть. Посетить его нам посоветовали друзья. Но всякий раз, когда мы туда приезжали, он был закрыт то на санитарный день, то на банкетное обслуживание и так несколько наших отпусков подряд. Мы с женой не такие уж большие любители ресторанной кутерьмы, но посещение этого заведения превратилось в дело принципа. Поэтому я так не по спортивному решил отклониться от маршрута, чтобы составить собственно мнение об этой горной корчме под загадочным названием «Караголь». Начать поход с ресторана, вынужден был потому, что одежда моя имела ещё достаточно цивилизованный и опрятный вид. Я не зря положил шорты в сумку и ехал в светлых наглаженных брюках. Белая рубашка была тоже в норме. Свои сумки я оставил в камере хранения автовокзала. И налегке поехал в ресторанную разведку.

Читайте также:  Снаряжение патронов звездочкой 12 калибра. Инструкция по снаряжению охотничьих патронов для ружья, (новичкам)

(продолжение следует)  http://www.proza.ru/2017/05/17/645

© Copyright: Виктор Комосов, 2017
Свидетельство о публикации №217051700608

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Виктор Комосов

Рецензии

Редко приходилось бродить по Крыму без палатки. В основном, спал рядом с палаткой на коремате в спальнике или на тёплых камнях из спортивного интереса. Палатку мне сшили из парашютного шёлка, продувалась всеми ветрами, но крепости была неимоверной и весила всего 1,5 кг.

Удачи !!! С улыбкой, полковник Чечель.

Полковник Чечель   12.02.2020 12:47   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

1,5 кг — это роскошь! Такую можно и в кармане брюк носить? )))
Путешествуя на машине, мы с женой очень часто предпочитали ночевать в спальниках прямо на пляже (с конца 90-х это стало проще делать — смягчили погран-режим для таких чудиков).
Один раз мы ночевали и без спальников, практически просто на одних камнях. Жена была в положении, но нам очень захотелось попить кострового чаю и переночевать в заповеднике Батилимана.
Два года подряд, в свои 75 и 76 лет мама совершила со мной на машине два марш-броска на дикий берег Чёрного моря, что бы поспать возле машины в спальном мешке на берегу моря прямо под открытым небом на камнях. Палатки — это домики для пацанов. Настоящие туристические «волки» спят под ёлкой, да на свежем воздухе.

Словом, мы — дикари какие-то:))) смеюсь

Виктор Комосов   13.02.2020 01:08   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Виктор Комосов

Выживание зимой без палатки

Сегодня речь пойдет о выживании в зимнем лесу и в безлесной зоне без палатки.

Представьте ситуацию, вы в лыжном походе отстали от  своей группы, потерялись. Палатки у вас нет, а есть только спальный мешок и спички. Вечер, пурга. Вам нужно что-то делать чтобы не замерзнуть.

Или вы намеренно пошли в лес не взяв с собой палатку (решил в весе сэкономить).

Что необходимо знать?

1. Как строить укрытие из снега (снежные пещеры,иглу)
  2. Как устроить свой бивуак
  3. Как сделать костер длительного горения
  4. Как сделать укрытие из того что есть(балаган,навес и т.д)

Итак, турист заблудился, долго бродил в поисках тропы и решил заночевать. Как устроить ночевку?

Ночевка с костром

1.Выбор места для ночлега

• Бивак должен быть защищен от ветра (малейший ветер усиливает мороз)
  • Лучше всего устроить ночлег в густолесье или небольшой ложбине
  • Избегайте полян, опушек лесов, холмов (там ветер сильный)
  • Если снег неглубокий, то прокопайте место для костра до земли, если глубокий устраивайте костер на площадке из сырых бревен, либо используйте специальные виды костров (эвенкийский см.далее)
  • Заготовьте побольше дров (чтобы ночью не бегать и не искать) или, если у вас есть топор, завалите сушину (сухое дерево на корню) потолще

Как опознать сухое дерево(сушину)

• постучите по нему топором, дерево издает характерный звонкий шум
  • кора у таких деревьев часто отслаивается кусками, видна древесина
  • Обратите внимание на вершину она «голая»
  • Не используйте лежащие на земле (снегу) деревья, их древесина мокрая
  • Не используйте сушины без верхушки, как правило такая сушина непригодна

Заготовка дров (как правильно завалить сушину)

• Со стороны куда вы будете валить сушину сделайте подруб
  • С противоположной стороны примерно на 15 см выше первого делается второй подруб или пропил
  • Когда дерево наклониться, упритесь в нее палкой (рогатиной)и начинайте раскачивать
  • Дерево должно упасть

Вариант для большой группы и для одиночек (Балаган)

Можно хорошо перено­чевать в лесу, сделав своеобразный вид «балагана».

В подходящем месте для лагеря снег разгребают до самой земли. Вокруг расчищенного места насыпают полукругом снежный вал, заготовляют 2 длинных шеста, которые втыкают в снежный вал. Вершины их сдвигают накрест и связывают шпага­том.

Затем по всему валу втыкают лыжи, концы ко­торых опирают на перекрест связанных шестов. После этого все сооружение покрывают одеялами, и полу­чается нечто вроде «вигвама», открытого спереди. Внутри весь пол устилают толстым слоем хвои;

Если хвои нет, то делается настил из шестов, которые втыкают внизу снежного вала на некотором расстоянии от земли. Хвою или настил покрывают двумя одеялами— и «балаган» готов. Внутрь вносят рюкзаки и помещают у снежного вала. Перед «балаганом» на расчищенном от снега участке земли разводят длинный таежный ко­стер из толстых стволов кедра, пихты, смолистой ели, сухостоя и т. п.

Читайте также:  Компас онлайн определить стороны света по компасу в квартире. Компас онлайн – определить стороны света в квартире

Когда горит костер, внутри такого по­мещения, даже в сильные морозы, очень тепло. Ба­лаган указанных на рисунке размеров вмещает 8 чел. Из них 6—7 чел. спят, накрывшись одеялом, 1—2 чел. дежурят, подкладывая в костер дрова. Располагаться на ночлег в «балагане» следует ногами к огню. Такой способ хорош как для больших групп так и для одного человека

«Балаган» (или, вернее, заслон) можно сделать из палок и покрыть его хвоей. Перед засло­ном разводится «нодья» (если в группе 2—3 чел), или большой костер таежного типа.

При постройке «балаганов» следует принимать в расчет направление ветра. Нельзя, например, вырубать лес для костра с наветренной стороны бивуака, уни­чтожая этим защиту от ветра. Для регулировки теплового режима в «балагане» упрощенной конструкции следует одну боковую стенку его делать из одеяла. Откидывая одеяло на больший или меньший угол, можно исполь­зовать максимальное количество тепла от костра.

Пол балагана следует застелить лапником, если нет в наличии лапника сделайте настил из бревен.Чтобы не засунуть ноги в костер около входа кладется сырое бревно(опорное бревно кладется на расстоянии 1-1.5 метра от костра) и укрепляется кольями или камнями,чтобы не скатилось

Огненная постель (метод противоречивый)

Промышленники Дальнего Востока применяют зи­мой в тайге следующий способ ночлега. Выбрав защи­щенное от ветра место, они разгребают снег до земли, расчищают небольшую площадку, разводят большой костер из толстых смолистых или сухих стволов и часа 2 прогревают землю (за это время варится пища, люди ужинают). Затем золу разравнивают, и, расстелив шкуру, располагаются на этом ме­сте на ночлег, накрывшись одеялом. Почти всю ночь тепло медленно остывающей земли согревает спящих людей.(Я применял данный метод,но только осенью). Осенью он работает,на счет зимы не знаю

Навес отражатель

Первый вариант:

воткнуть в сугроб палки и нагрести на них снег. Снежный вал постепенно начнет подтаивать будет похожим на козырек. Между костром и этим импровизированным навесом будет тепло.

Второй вариант:

Воткните в снег палки под углом 50 или 60 градусов, на палки вешаем кусок полиэтилена (плащ- палатки, тента) или любой другой ткани. Такой экран будет отражать тепло от костра и человеку будет тепло и спереди и сзади

Минус навеса в том, что около него полноценно нельзя отдохнуть, а в балагане можно.

Однако следует отметить, что указанные способы ночлега применимы лишь в леси­стых районах!!!

Снежные пещеры, ямы, снежные хижины

В безлесной местности, имея спальный мешок, можно переночевать в снежной яме, выкопанной в снежном надуве или в месте, где имеется глубокий слой более или менее уплотненного снега. Отверстие ямы защищают снежными кирпичами, куском брезента и т. п.  Такую снежную яму можно вырыть для 1—2 чел. Для группы с большим количеством участников можно выкапывать, если позволяет плотность снега, углубление наподобие волчьей ямы , которое покрывается сверху лыжами и куском брезента.

В горах с успехом можно переночевать в снежной пещере, выкопанной в сугробе с плотным снегом или в склоне из твердого фирна. Потолок в пещере де­лается куполообразным, тогда при зажигании примуса и оттаивании снега с потолка не капает вода.

Если позволяет глубина снежного сугроба, жела­тельно тоннель входа сделать более длинным и сооб­щающимся с пещерой отверстием в полу последней . При такой конструкции входа в пещере скапливается теплый воздух, нагретый дыханием людей.

В снежной пещере очень тепло спать, имея примус и спальные мешки. Такие, пещеры часто применяются альпинистами при трудных восхождениях. С большим успехом снежные пещеры применялись для ночлега и жилья в полярной экспедиции Вегенера в Гренландии.

Общие правила строительства снежных убежищ и выбора места для строительства

• Не вырывайте снежную пещеру около крутого склона (заснеженного) может сойти лавина
  • Не делайте убежище у основания сыпучих скал, нависающих снежных карнизов
  • Нельзя ставить бивуак у сухих и гнилых деревьев (ветер может их повалить)
  • В снежном убежище тем теплее, чем выше температура на улице (при нуле убежище может «потечь») Защищайте внутри полиэтиленом потолок
  • Чем меньше объем внутри пещеры тем в нем теплее (обогревать дыханием большой объем проблематично)
  • Снежную нору, берлогу лучше строить в одиночку. При этом снимите с себя верхнюю одежду

Убежище открытого типа

1.Снежная траншея

Такое убежище выкапывают в снегу  глубиной не менее 1.5 метра. В качестве лопаты можно использовать лыжи, миску, кусок фанеры.

Очень хорошее убежище получается в оврагах и лощинах. По сути  это просто щелевидная яма глубиной полтора или 2 метра и укрытая сверху тканью или полиэтиленом. Крышу делают из стволов и веток деревьев или лыж и палок (если в безлесной зоне находитесь). Крышу можно сверху присыпать снегом(дополнительная теплоизоляция).

В…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here