Правила поведения при авариях с выбросом химически опасных веществ. Действия населения при авариях на химически опасных объектах

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

Для оповещения населения об авариях · на химически опасных объектах гудками, сиренами и другими сигнальными средствами передают сигнал « Внимание всем! У слышав этот сигнал, надо сразу же включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию о случившемся и порядке действий населения.

Население, проживающее вблизи химически опасного объекта, должно знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность аварийно химически опасных веществ, используемых на этом объекте, способы защиты от поражения ими, уметь действовать в условиях аварии , оказывать первую медицинскую помощь

пораженным.

Услышав информацию об аварии, необходимо надеть средства защиты органов дыхания и кожи, закрыть окна и форточки, отключить электроприборы, перекрыть газ, погасить огонь в печах, взять документы, ценные вещи, при необходимости теплую одежду и питание (трехдневный запас непортящихся продуктов), предупредить

соседей, быстро, без паники выйти из здания (помещения) и укрыться в ближайшем убежище или покинуть район аварии . Выходить из зоны химического заражения надо в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Избегайте переходов через туннели, овраги, лощины, так как в низких местах больше концентрация ядовитых веществ.

При эвакуации транспортом уточните время и место посадки. Не опаздывайте и не приходите раньше назначенного срока. Напомните об отъезде соседям. Если отсутствуют средства индивидуальной защиты, поблизости нет убежища и нет возможности покинуть район аварии, останьтесь в помещении, включите радио

и ждите сообщения органов управления ГОЧС. Проведите герметизацию помещения. Надежная герметизация жилища значительно уменьшает возможность проникновения в него аварийно химически опасных веществ.

При движении на зараженной местности соблюдайте следующие правила:

1. двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыли;

2. не прислоняйтесь к зданиям и не касайтесь окружающих предметов;

3. не наступайте на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;

4. не снимайте средства индивидуальной защиты;

5. при обнаружении на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты капель аварийно химически опасных веществ удалите их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком, по возможности промойте зараженное место водой;

6. оказывайте помощь пострадавшим, детям и престарелым, не способным двигаться самостоятельно;

7. не принимайте пищу, не пейте воду.

Об устранении опасности химического поражения и о порядке дальнейших действий население извещают специально уполномоченные органы или милиция.

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ ОБ АВАРИИ С ВЫБРОСОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Укройтесь. Возьмите трехдневный запас продуктов. Возьмите необходимые вещи и документы в убежище или покиньте район аварии.

Наденьте средства защиты органов дыхания и кожи.

Закройте окна и форточки. Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи

Включите радиоприемник, телевизор, выслушайте сообщение и рекомендации

Примерный вариант сообщения об аварии на химическом объекте

Внимание! Говорит управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Граждане! На химическом комбинате произошла авария с выбросом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселков Соловьева и Емельянова. В зону химического заражения полностью попадают оба поселка, а также хутор Шварцапелево. Населению поселков и хутора немедленно покинуть населенные пункты и выйти к деревне Фомичева.

В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями органов управления ГОЧС и местного самоуправления. О возможности возвращения к месту жительства (работы) будет объявлено дополнительно после ликвидации последствий аварии.

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ВЫЙДЯ ИЗ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ

Снимите верхнюю одежду

Примите душ с мылом

Тщательно промойте глаза

Прополощите рот

При возвращении в места постоянного проживания входить в жилые дома и производственные здания, подвалы и другие помещения можно только после контрольной проверки на содержание в их воздухе аварийно химически опасных веществ.

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОРАЖЕНИЕ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Исключите любые физические нагрузки

Примите обильное теплое питье (чай, молоко)

Обратитесь в медицинское учреждение .

 

 

ВЗРЫВЫ И ПОЖАРЫ

 

ВИДЫ АВАРИЙ НА ПОЖАРО- И ВЗРЫВООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

• Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании

промытленных предприятий

• Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся

и взрывчатых веществ

• Пожары (взрывы) на транспорте

• Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах

• Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного

назначения

• Пожары (взрывы) на объектах с аварийно химически опасными веществами

• Пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах

 

В условиях заводского производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха

по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.

Читайте также:  Челнок для вязания сетей своими руками. Делаем кельтские челноки своими руками

Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых систем.

Взрыв — это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, оказывающая ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

 

 

Горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому,

чтобы протекал процесс горения, необходимы следующие условия:

1. н а л и ч и е г о р ю ч е г о в е щ е с т в а (кроме горючих веществ, применяемых в производственных процессах, и горючих материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий, значительное количество горючих веществ и горючих материалов содержится в конструкциях зданий);

2. н а л и ч и е о к и с л и т е л я (обычно окислителем при горении веществ бывает кислород воздуха;

кроме него окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы: фтор, бром,

хлор);

3. н а л и ч и е и с т о ч н и к а в о с п л а м е н е н и я (открытый огонь свечи, спички, зажигалки, костра или искры) .

Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из первых двух условий.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ И МАТ ЕРИАЛОВ ПО ГРУППАМ ВОЗГОРАЕМОСТИ

 

Негорючие

Трудногорючие ( вещества, способные гореть под воздействием источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления);

Горючие (на горючие вещества, способные гореть после удаления источника зажигания)

 

ПРИЧИНАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ чаще всего бывают: неисправность электросети и электроприборов; утечка газа; возгорание электроприборов (утюга, плитки, радиоприемника, телевизора и др. ), оставленных под напряжением без присмотра; неосторожное обращение и шалости детей с огнем (брошенные горящая спичка,

упавшая зажженная свеча или игры с петардами и фейерверками); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнем и другие.

 

ПРИЧИНАМИ ПОЖАРОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное

обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при проведении сварочных работ); нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; эксплуатация неисправного оборудования.

 

ПРИЧИНАМИ ВЗРЫВОВ НА ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ чаще всего бывают: разрушения и повреждения производственных емкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленных технологических режимов (превышение давления и температуры внутри производственной аппаратуры и др); отсутствие постоянного контроля за исправностью производственных аппаратуры и оборудования и своевременностью проведения плановых ремонтных работ.

Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывы не только на промышленных

предприятиях, но и в жилых и общественных зданиях.

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ВЗРЫВОВ В ЖИЛЫХ ДОМАХ

— опасное поведение самих граждан, прежде всего детей и подростков. Чаще всего взрывается бытовой газ, но в последнее время получили распространение случаи, связанные со взрывами взрывчатых веществ. Опасен не только сам взрыв, но и его последствия, выражающиеся,

как правило, в обрушении конструкций и зданий.

Особенно опасны аварии на предприятиях химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности . При взрывах гибнут, получают увечья и травмы люди.

Основные поражающие факторы пожаров и взрывов

ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА:

непосредственное воздействие огня (горение); высокая температура и теплоизлучение; газовая среда; задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения. На людей, находящихся в зоне горения, воздействуют, как правило, одновременно несколько

факторов: открытый огонь и искры; повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения; потеря видимости вследствие задымления; пониженное содержание кислорода; падающие части строительных конструкций , агрегатов и установок.

О т к р ы т ы й о г о н ь очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия на людей редки. Чаще они страдают от лучистых потоков, испускаемых пламенем.

 

П о в ы ш е н н а я т е м п е р а т у р а о к р у ж а ю щ е й с р е д ы. Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры выше 100 °С приводит к

потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. Несмотря на большие успехи медицины в их лечении, у человека, получившего сильные ожоги на 30% поверхности тела и более, немного шансов выжить.

Читайте также:  Как вынуть головку клеща у человека в домашних. Если голова клеща осталась в теле: как вытащить и что будет

Т о к с и ч н ы е п р о д у к т ы г о р е н и я. При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200- 300 раз лучше вступает в реакцию с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего у человека наступает

кислородное голодание. Он становится равнодушным и безучастным к опасности, у него наступают оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений, а затем происходят остановка дыхания и смерть.

П о т е р я в и д и м о с т и в с л е д с т в и е з а д ы мл е н и я. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении в нужном направлении. Эвакуируемые обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатели

выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным, каждый человек движется в произвольно выбранном направлении. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым.

П о н и ж е н н о е с о д е р ж а н и е к и с л о р о д а. В условиях пожара при сгорании веществ и материалов содержание кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение ее даже на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается содержание кислорода меньше 1 4 % : при ней нарушаются мозговая деятельность и координация движений.

Пожары нередко являются причиной возникновения в т о р и ч н ы х ф а к т о р о в п о р а ж е н и я, не уступающих иногда по силе и опасности воздействия самому пожару. К ним можно отнести взрывы нефте- и газопроводов, резервуаров с горючими веществами и аварийно химически опасными веществами, обрушение элементов строительных конструкций, замыкание электрических

сетей.

 

ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ВЗРЫВА:

ударная волна, представляющая собой область сильно

сжатого воздуха, распространяющегося во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью; осколочные поля, создаваемые летящими обломками строительных конструкций, оборудования, взрывных устройств, боеприпасов.

В т о р и ч н ы м и п о р а ж а ю щ и м и ф а к т о р ам и взрывов могут быть воздействие осколков стекол и обломков разрушенных зданий и сооружений, пожары, заражение атмосферы и местности, затопление,также последующие разрушения (обрушения) зданий и сооружений.

Продукты взрыва и образовавшаяся в результате их действия воздушная ударная волна способны наносить человеку различные по тяжести травмы, в том числе смертельные.

 

 


Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1720;


Правила безопасного поведения при химических авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

 Тема: Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Цели:

Цель учителя: формировать умения безопасного поведения при движении по зараженной местности, после выхода из зоны заражения; первоочередные действия при подозрении на поражение АХОВ, умение использовать изученный материал в конкретной ситуации.

Цель учащихся: узнать правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ, уметь применять правила в конкретной ситуации.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

    — способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе;

    — оценивать важность познания нового;

    — оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

   — осознавать необходимость выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  1. Метапредметные:

регулятивные УУД:

  — определять степень успешности выполнения своей работы;

 — определять цель с помощью учителя,  искать средства её осуществления;

 — работать по плану, сверять свои действия с целью,  при необходимости исправлять ошибки;

 — выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

— понимать причины своего успеха или неуспеха и находить выходы из этой ситуации;

— оценивать свою деятельность;

познавательные УУД:

— уметь представлять информацию в виде схем, в том числе с применением средств ИКТ

— самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

— выстраивать логическую цепь рассуждений.

— извлекать информацию,

  — ориентироваться в своей системе знаний,  осознавать необходимость   новых знаний;                

коммуникативные УУД:

— оформлять свои ответы в устной речи;

— слушать мнения других, аргументировать свою точку зрения;

Читайте также:  Схема арбалет. Как собрать арбалет в домашних условиях.

—  организовать взаимодействие в паре;

— читать вслух и про себя тексты учебников и при этом искать ответы на вопросы;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Предметные:

— уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающей обстановки и индивидуальных возможностей;

— знать основные термины и понятия по теме;

—  уметь правильно действовать при прохождении зоны заражения и при выходе из зоны;

—  уметь оказывать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим при подозрении на поражение АХОВ;

— уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также  на основе информации из различных источников;


Технологическая карта урока

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Adblock
detector

Дидактическая структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу на уроке

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. Организуют свое рабочее место.

Этап мотивации и актуализация

знаний

Проверяет домашнее задание.

Организует работу докладчика.

1. Проверяют домашнее задание.

2. Слушают сообщение ученика «Из истории противогаза»

Проверить изготовленные ватно-марлевые повязки;

Коммуникативные:

— оформлять свои ответы в устной речи, слушать мнения других, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные:

— определять степень успешности выполнения своей работы.

Личностные:

 Оценивать важность познания нового.

Введение нового знания

Проводит беседу.

 Под руководством учителя определяют средства осуществления цели урока. Создает проблемную ситуацию.

1.Отвечают на вопросы;

2. Формулируют цель урока вместе с учителем

Корректировка и запись темы урока.

Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы:

 1. Что необходимо знать населению, проживающему вблизи химически опасного объекта?

2. Действия людей по сигналу «Внимание всем!», слайды № 1-3

3. Как необходимо двигаться по территории, подвергнувшейся заражению АХОВ?

4.Каковы наши действия после прохождения зоны заражения?

Коммуникативные:

— организовать взаимодействие в парах.

 — оформлять свои ответы в устной речи,

— слушать мнения других, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

Познавательные;

  — самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

— ориентироваться  в своей системе знаний.

Личностные:

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Предметные:

— знать основные термины и понятия по теме.

Обобщение и систематизация знаний.

Организует групповую работу учащихся.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний.

Проводит разбор ошибок.

 Самостоятельно в парах разрабатывают  правила безопасного поведения при  авариях с выбросом АХОВ.

Делают выводы о выполненной работе и достижении цели урока.

Разрабатывают алгоритм действий:

1.  При движении по зараженной зоне;

2. При выходе из неё.

3.Оказание самопомощи и первой помощи при поражении АХОВ;

Обсуждают полученные результаты. Сравнивают разработанные алгоритмы со схемами в учебнике.

Записывают основные правила в тетрадь. Комментируют слайды № 4-6

Познавательные:

— уметь представлять информацию в виде схем, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

— читать вслух и про себя тексты учебников и при этом искать ответы на вопросы.

Регулятивные:

— работать по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки.

— выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

Личностные:

 -осознавать необходимость выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

Первичное

закрепление

Организует работу учащихся по выполнению заданий в конце параграфа. Выполнить проверку.

Работа с учебником, отвечают на вопросы в конце параграфа.

Повторяют правила безопасного поведения  при авариях с выбросом АХОВ. Отвечают на вопросы. Выполняют задание,

  проводят взаимоконтроль

Задание

№ 14-15  

Познавательные:

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные:

-оценивать свою деятельность

Предметные:

-уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

 Контроль

Корректирует и проговаривает созданные учащимися критерии оценки за тест

нет ошибок – 5 баллов; 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла.

Проверяет выполненный тест по критериям

Работают с тестами, записывают ответы на карточках.

Вырабатывают критерии оценки за тест и сдают его для проверки учителю.  Процесс выполнения тестовой работы при необходимости сами находят  и исправляют ошибки.

Тестирование «ПБП при авариях с выбросом АХОВ»

Слайды № 7-11.

Проверить по критериям: нет ошибок   – 5 баллов; 1 ошибка – 4 балла; 2 ошибки – 3 балла; 3 ошибки – 2 балла.

Отвечают на вопросы учителя:

1.Кто выполнил без ошибок?

2.У кого одна ошибка?

3.Кому необходимо еще поработать по теме урока?

Предметные:

— уметь  правильно действовать при  прохождении  зоны заражения и при выходе из зоны заражения;

— уметь оказывать первую помощь пораженным.

Регулятивные:

— понимать причины своего успеха или неуспеха и находить выходы из этой ситуации;

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость   новых знаний.

Рефлексия

 Проводит рефлексию.