Прямой узел как завязать. Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Содержание

Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью. Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки. Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

· «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;

· «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;

· «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;

· «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;

· «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;

· «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

· Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;

· Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;

· Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Практиковаться лучше на булине

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:

· Формируем петлю сверху вниз;

· Пропускаем ходовой конец в петлю;

· Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.


Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке».

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень. Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

Читайте также:  Выжить на природе. Как выжить в дикой природе без подручных средств

· Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;

· Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;

· Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!

Спасибо, что вы с нами!

Как вязать прямой узел: схема

Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель. Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации – это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет. Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.

В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.

к содержанию ↑

Функциональная классификация существующих узлов

Рассматриваемые соединения стали выполнять на принципиально новых материалах (с точки зрения их свойств), в связи с чем возникли ранее неизвестные модификации узлов. Это привело к выделению их функциональной разновидности:

  1. Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
  2. Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
  3. Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.

к содержанию ↑

Разновидность узлов

Принято выделять следующие интерпретации:

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
  • схватывающие;
  • проводники;
  • контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
  • стремена;
  • удавки;
  • прочие.
  • основные;
  • вспомогательные;
  • страховочные, включая самостраховку.

к содержанию ↑

Специфика терминологии касательно рассматриваемого понятия

Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.

Веревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)

Конец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому – свободный)

Петля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается

Совершение обхвата тросом предмета (другого троса)

Конец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)

Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)

Перехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)

Трос полностью оборачивает предмет (другой трос)

к содержанию ↑

Требования, предъявляемые к вязке узлов

Для грамотного осуществления данной процедуры, безусловно, потребуется определенная практика. Именно она диктует ряд требований, предъявляемых к вязке узлов, а именно:

  1. Легко запоминающееся завязывание.
  2. Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
  3. Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
  4. Без надобности отсутствие вязания «намертво».
  5. Соответствие назначению.

Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.

к содержанию ↑

Прочность веревки: условия и узлы, ее ослабляющие

Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» – почти на треть, ткацкий – более чем на треть. Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%. А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.

Читайте также:  Лучшая ножевая сталь рейтинг в мире. Ножевые стали: виды и характеристики

Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.

Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.

к содержанию ↑

Прямой узел: схема, определение, условия применения

Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.

Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.

Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%. Кроме того, прямой узел с большим трудом развязывается при намокании. Часто новички, для того чтобы облегчить его развязывание, заранее помещают в него карабин (палочку). Схема прямого узла представлена ниже.

к содержанию ↑

Техника вязания рассматриваемого варианта соединения

После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.

Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.

к содержанию ↑

Прямой морской узел: достоинства, недостатки, нюансы

Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:

  • расползание при наличии переменных нагрузок;
  • сильная фиксация при значительных нагрузках.

Обязательно стоит учитывать следующие нюансы:

  1. Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
  2. Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
  3. Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.

к содержанию ↑

История рассматриваемой техники

Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел. Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва. Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.

Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.

Моряки, применяющие данный узел для связывания преимущественно тросов, использовали иную технику вязки. Ткачи, в свою очередь, завязывали его специальным, удобным исключительно для них способом.

Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.

Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его. Чем быстрее он это сделает, тем больше шансов, что невеста избежит бесплодия. Теперь становится понятным, почему раньше считалось важным обладать знанием не только того, как завязать прямой узел, но и как быстро его развязать.

к содержанию ↑

Рифовый двойной узел

Как уже упоминалось ранее, в древние времена использование прямого узла моряками сводилось к взятию рифов. Именно по этой причине его второе название – рифовый узел. Что касается двойного прямого узла, его также называют фаловым. Моряки им практически не пользовались: для временного соединения штертов, других концов они применяли рифовый узел.

По Далю, прямой двойной узел называется еще «петельным узлом», «репейком (бантом)». Часто можно услышать и то, как его именуют байтовым узлом. Техника вязания его такая же, как и прямого узла, за исключением первого момента, когда во 2-м полуузле сначала складывают вдвое ходовые концы и только после этого завязывают. Он незаменим для шнурования ботинок, завязывания бантов в области шеи, бантиков на волосах, коробках, свертках.

Таким образом, прежде чем осваивать технику вязания двойного рифового узла, стоит попрактиковаться, как делать прямой узел.

к содержанию ↑

Как завязать галстук прямым узлом?

Он подойдет для стандартных воротников. Данный способ в рамках рассматриваемой сферы изобретен в конце 19-го столетия в Англии.

Пошаговая инструкция того, как завязывать прямой узел на галстуке, имеет следующий вид:

  1. Сначала необходимо взять широкий конец любого галстука и положить его под узкий, проследив, чтобы последний был значительно короче.
  2. Далее потребуется пропустить широкий конец под узкий в направлении вправо.
  3. Затем лицевой стороной широкого конца следует провести влево.
  4. Потом необходимо пропустить этот конец между галстуком и воротником рубашки, медленно вытягивая вверх.
  5. Далее, придерживая узел, потребуется пропустить широкий конец сквозь лицевой узел.
  6. Остается лишь вытянуть узел, при этом плавно перемещая его до воротника и одновременно вытягивая вниз узкий конец галстука.
Читайте также:  Как крючок с леской привязать к основной леске. 23 самых крепких рыболовных узлов

Посредством вышеприведенной инструкции можно научиться тому, как вязать прямой узел на галстуке. Это знание обязательно пригодится в быту и мужчинам, и женщинам.

к содержанию ↑

Forward knot

Это английское название техники вязания прямого узла в процессе плетения фенечек. Он образуется сочетанием двух левых петельных узелков. Стоит сначала упомянуть основные понятия в плетении фенечек, а именно:

  • рабочая нить – именно ею вяжут все узелки;
  • узелковая – на ней узлы завязываются.

В процессе плетения они могут меняться (рабочая нить трансформируется в узелковую и наоборот). Принято выделять 2 вида петельных (простых) узлов, а именно:

  • левый петельный (рабочая нить фиксирует узелки с левой стороны от узелковой);
  • правый петельный (рабочая нить располагается справа).

На схеме рассматриваемый узел обозначен стрелкой (которая указывает по диагонали влево и вниз) по направлению плавного перехода рабочей нити. Цвет узла должен соответствовать цвету направляющей (рабочей) нити.

к содержанию ↑

Прямой узел

Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.

Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.

к содержанию ↑

Основные характеристики прямого узла

Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).

Рисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки

Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.

История возникновения

Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.

Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.

Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи. При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.

Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.

Плюсы и минусы узла

Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).

Это объясняется его многочисленными преимуществами:

  1. Он позволяет надежно соединить между собой веревки одинакового диаметра.
  2. Схема вязки отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички.
  3. При соблюдении правил использования, конструкция не развязывается и выдерживает определенную нагрузку.

При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.

Рисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)

Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла. Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными. В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.

Где применяется

Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).

Рисунок 3. Схема вязки зависит от сферы применения: а – обычный, б – морской, в – ткацкий, г – морской способ развязывания

Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here