Рассмотри схему составных частей компаса. Как устроен компас и как им пользоваться?

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Компас"

Тема урока:   Урок-экспедиция «В поисках старого клада»  «Компас»

Цели и задачи урока: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам,  провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи.  Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.

Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование:
ТСО:  мультимедийный проектор, ноутбук с ОС ВИНДОУС и офисным приложением Пауэр Поинт, экран,
Для учителя: диски со сслайд-шоу,флажки-указатели (север, юг, запад, восток), «клад-сундук»
Для ученика: учебник-тетрадь 3 класс авторы: Чудинова Е.В.,  Букварёва Е.Н.,  кроссворды, конверты с заданиями, компасы.

Ход  урока.

— Любите ли вы путешествовать?
— Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.
—  А что такое экспедиция? 

(Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным ( исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием. Группа участников такой поездки)

— Как любому путешественнику, кладоискателю, а мы сегодня отправляемся на поиски клада, нам надо собраться в дорогу.

Беру я рюкзак,
Удачу, надежду,
Веселых друзей
И знаний багаж.
Встаю я пораньше
И в путь отправляюсь.
Пришли мы в лес.
Куда идти и как узнать дорогу?
Вот одинокая сосна –
Её возьмём мы на подмогу.         

СЛАЙД

тветы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны)
Муравейник, СЛАЙД

Муравьи известные знатоки лесных дорог.
Как они помогут нам?

(Ответы детей:  муравейник всегда находится с южной стороны дерева)

А ночью дорогу как узнаете вы?
Всегда вам поможет
Свет  ……..   (полярной звезды)    СЛАЙД

— Какое направление показывает полярная звезда? (Север)

Вот море-океан пред нами,          СЛАЙД
Корабль, ночь, туман.
Куда плывём мы, капитан?
Что направленье нам укажет?
Кроссворд поможет и подскажет. 
         СЛАЙД

  1. Специалист управляющий самолётом.                 (лётчик)
  2. Самая ближайшая звезда к Земле.                          (Солнце)
  3. Это водное пространство с соленой водой  больше озера, но меньше океана. (море)
  4. Звезда, которая всегда указывает  на север.               (Полярная)
  5. Противоположная  сторона «Востоку».                     (запад)
  6. Как называют людей, которые ищут клады?             (кладоискатели)

— Найдите и прочтите получившееся слово.
—  Какой прибор необходим?
— Что вы знаете о компасе?              СЛАЙД

Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.

Прежде всего, компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения .

— Почему компасы такие разные?    СЛАЙД

— Компасы делятся на три принципиально различных вида:  СЛАЙД 

Электронный компас, магнитный компас и гирокомпас.   

(Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство,  используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс)

— С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке.
—  Откройте учебник на странице 30. Прочитаем статью. (Читаете по абзацам)
— Кого же можно считать изобретателями компаса?
— На ваших партах лежат компасы.
— Рассмотрите их.
— Опишите ваши компасы.

(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)

— Посмотрите,  как выглядит первый китайский компас.    СЛАЙД
— Похож ли ваш компас на изобретение китайских мудрецов?       
— Как работал  такой компас?  (Читаем по учебнику стр. 30)

Есть  компас и можно за кладом идти.
Но нет, не спеши, погоди!
Без знаний дорога длинна и трудна.
Как компас работает,  не знаю  — беда.
Друзья, помогите, скорей подскажите,
Дорогу по компасу мне объясните.

— Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
— Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.

(компьютер инструкция высвечивается постепенно)

  1. Положить компас на ладонь.
  2. Освободить стрелку компаса от предохранителя.
  3. Повернуть корпус компаса так, чтобы конец   синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы).
Читайте также:  Ткацкий узел как завязать схема. Ткацкие узлы: схема. Как завязывать ткацкий узел?

—   Отметьте  стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет — ……юг,  справа от севера — ….восток, а слева от севера — …… запад. СЛАЙД

—  Как вы думаете, надписи на каком из компасов поймут моряки любой страны?

(норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя  и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» — северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» — южный, «Эвр» — восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» — Южный, «Полунощник» — Северный) 

Компас в руке я твёрдо держу.
Но движение стрелки понять я хочу.
Гипотезы строю, прошу я поэта,
Мне объяснить движение это.

СЛАЙД

—  Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте гипотезы, объясняющие движение стрелки компаса. 

Медведи, тюлени, коварные льды,
Вы тянете стрелку на север?
Увы! 
Что же тянет стрелку на север?
Магнитное поле Земли!

СЛАЙД

Земля обладает магнитными свойствами. Представим, что сквозь её ядро проходит гигантский намагниченный стержень. Концы этого магнита называются магнитными полюсами. Действие магнитного поля Земли мы видим на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на нее действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.

— С каким же мы работаем компасом?  (С магнитным)

Практическая работа.

— Определим, где находится север, юг, запад, восток.  Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.

—  Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север»  или «Норд».
— Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад)
Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД».
— Повернитесь лицом к северу.
— Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или  ОСТ) Ставим флажок.
— Какая сторона располагается слева?  (ЗАПАД или  ВЕСТ) Ставим флажок.

— Часто моряки или пираты произносят такие слова  «НОРД-ОСТ» .
— Что оно означает? (Северо-Восток),  «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).
— 4 основные стороны света и 4 промежуточные.  Какие предметы располагаются в классе по этим сторонам? Поворачиваемся  в эти стороны.

Нам надо клад найти
И практическую работу провести.

Разбились на команды.  Капитаны команд подойдите и получите задания.

«Где спрятан клад?»   

(Ученики получают конверты с заданиями 5 конвертов – это кроссворд, 1 конверт – путь к кладу пройти)

(3 ученика идут по стрелке компаса по классу, а остальные ученики отгадывают кроссворд по  командам из 4-х человек, одна буква от каждой команды и класс получает слово, которое обозначает местонахождения клада)

—  Где спрятан клад? 

Клад обнаружен! Компас помог!
Вот и подошел к концу наш урок!

Приложение

Кроссворды и задания

Кроссворд № 1.

  1. Компас указывает направление… .
  2. Антоним слова «Восток».
  3. Для определения сторон горизонта в древности использовали намагниченную …..
  4.  Может испортить показания компаса ……

Кроссворд № 2.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Людям, какой профессии необходим компас?
  3. Как называется часть компаса с делениями?
  4. Стрелка компаса всегда показывает на …..

Кроссворд № 3.

  1. Это направление находится справа от севера.
  2. Вращающаяся часть компаса.
  3. Какой народ первым изобрёл компас?
  4. Полярная ……

Кроссворд № 4.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Ветер противоположный северному.
  3. Вещество, которое притягивает другие предметы.
  4. В какой стране появились первые компасы.

Кроссворд № 5.

  1. Прибор, который помогает ориентироваться.
  2. Старинное название моряка.
  3. Ближайшая к Земле звезда.
  4. есть южный, северный, магнитный

………….

Команда  № 6.

  1. Начало пути – 3 парта в  проходе между средним рядом и рядом у окна.
  2. 7 шагов на восток.
  3. 8 шагов на юг.
  4. 2 шага на запад.

1 шаг на юго-запад.

Читайте также:  Порядок действий попавшим в зону химического или радиационного поражения. Радиационная опасность: как правильно себя вести

Открытый урок по окружающему миру "Путешествие с компасом"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Приложение № 12

«Открытые уроки»

       Тема урока: Путешествие с компасом.

Цель:Формировать первоначальные представления о  компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.

Задачи:

образовательные:    повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться.

развивающие:           развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного

Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас.

— Пусть этот урок станет уроком новых открытий  для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения

-Сегодня на уроке мы продолжаем открывать тайны природы.

-А где их лучше всего открывать? (на природе)

— Для этого мы отправимся в поход.

-Кто ходил в поход? Молодцы.

-Как называют людей, идущих в поход? (туристы)

-Мы отправимся в воображаемый поход в лес.

-Что нужно взять в поход?

-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)

-Идем, идем,  подошли  к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»? ( земная поверхность,  которую мы видим вокруг себя)

-А что такое линия горизонта?( это  линия, где небо как бы сходится с землей)? —Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?  ( нет, линия  горизонта всегда отдаляется).

-Почему? –(потому что  Земля круглая)

-Молодцы.

-Сегодня мы будем работать в группах.

 -Посмотрите, на доске буквы: С Ю З В, разделитесь на 4 группы: 1 группа – С,2 группа –Ю, 3 группа – З, 4 группа – В.

 Давайте вспомним правила работы в

группе:

Правила работы в группе 

  • уметь  слушать другого
  • высказывать свое мнение
  • уважать мнение других

-Не случайно  мы вспомнили эти буквы .

-Кто догадался, что они обозначают?( стороны горизонта)

( 1 ученик прикрепляет на розу ветров основные стороны горизонта)

-Первая группа С- хором- (север), вторая-Ю- юг, третья- З- запад, четвертая В- восток (Командир группы ставит букву  на розу ветров на доске)

-Мы назвали основные стороны горизонта. Вспомните  и допишите промежуточные названия  сторон горизонта в группе.

(Лист № 1)

 (работа детей)

-Проверим работу групп.

-1 представитель от группы прикрепит промежуточную сторону горизонта на доску Все внимательно слушают ответы и показывают знаки «+»,»-«

Итог: Назовите основные стороны горизонта.  Промежуточные.

-Для чего нужно их знать.

-А кто уверен, что очень хорошо запомнил стороны горизонта, поднимите руки?

— А теперь проверим, как хорошо каждый из вас может ориентироваться по сторонам горизонта. Будем писать графический диктант, но непростой, а по сторонам горизонта

-Чтобы не допустить ошибки, потренируемся и сделаем вместе.

-Показываем направление  рукой.

-Север- вверх, юг- вниз, запад -влево, восток- вправо.

-А теперь каждый сам проверит свои знания сторон горизонта.

-Перед вам маршрутный лист. Найдите поле в клеточку , поставьте карандаш в точку

Начинаем: 1 шаг = 1 клеточке.

 4 клетки на Юг

  • 4 клетки на В
  • 4 шага на С
  • 4 шага на З

— Какая фигура у вас получилась? (квадрат)                  

-Встаньте все у кого получился квадрат. Молодцы

— Так какие основные стороны горизонта? А промежуточные?

Целепологание.

-И вот мы пришли  в лес. (видеофрагмент)

Сколько всего интересного вокруг.

-А что можно делать в лесу? ( слушать пение птиц, любоваться природой…)

-А что нельзя?

-Гуляли мы в лесу и заблудились. Что делать?

-Что должен иметь настоящий турист, чтобы не заблудиться в лесу?

– А мы продолжаем разгадывать загадки природы, будущие туристы, отгадайте загадку.

По стране в поход идём,

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный  друг

Путь на север и на юг.    (компас)

Определите тему урока. «Путешествие с компасом»

—  На маршрутном листе давайте напишем тему урока.

-(Компас)

Читайте также:  Ножи для разделки дичи. Кухонные ножи для мяса

 (Учитель вывешивает на доску название темы урока «Компас»

-А что бы вы хотели узнать о компасе?

Дети отвечают на вопрос- учитель вывешивает на доску план урока:

1.Что такое компас?

2.Устройство.

3.Порядок работы.

-Что такое компас?  Как вы думаете, ребята?

-Задание 1. Из слов соберите определение компаса и наклейте полоски в нужном порядке. Помогут в работе ваши умения составлять предложения.

Учитель в это время раздает компасы.

(Компас- это прибор для определения сторон горизонта.)

-Проверим свое определение с определением, данным в учебнике на с. 34 третья строка снизу.

-Так что же такое Компас? Проверка

— А зачем знать стороны света? ( Чтобы не заблудиться)

2. -Продолжаем наш виртуальный поход, ребята.

-Перед вами компасы.

-Что такое компас? (Прибор)

-Чтобы научиться пользоваться этим прибором, что нужно узнать?(Как он устроен)

— Рассмотрим, как устроен  компас.

— На что похож компас? (на часы)

-Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

-Предлагаю  внимательно рассмотреть компас вдвоем. Обсудить в паре из чего состоит.

— Если сомневаетесь — обратитесь к учебнику.

-в маршрутном листе найдите задание 2 и сами допишите составные части компаса.

-Из какие частей состоит компас? Все внимательно слушают и дополняют пару.

— -Проверка- доска. Еще раз проверим себя и записи в маршрутных листах.

-На какой вопрос урока мы нашли ответ? (Устройство компаса)

-Я внимательно слушала ваши ответы. Вы говорили МАГНИТНАЯ стрелка

-А что это значит? Кто ее намагнитил? Ответы детей…

-Что мы уже знаем о компасе?

-Кто готов работать с компасом? Выйди к доске. Получилось?

-Что нужно узнать еще? (правила работы)

  1. Правила работы с компасом.

— Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

     Положите компас на ровную поверхность.

Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

Поверните корпус компаса так, чтобы буква «C» совпала с  концом стрелки.

     Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

-Проверка по группам. (интерактивная доска) Поставьте предложения в нужной последовательности. 1 группа

Группа С -1. Группа Ю-2. Группа З-3. Группа В-4.

-Так что же такое компас?

-Из чего он состоит?

-Как пользоваться?

-Возьмите компас в руки. Обратите пристальное внимание на компас. Что заметили?(буквы не русские)

-Стороны горизонта на компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы англ. языка.

-Где будет север? Как называется север?

 Cевер-Норд –буква –эн-N( прикрепить на доску)

Противоположная сторона- юг- зюйт- буква S- зэ

Запад -вэст- буква дабл ю- W

— Восток- ист- буква Е-

-Кто самый внимательный? Как на компасе узнать где север, если забыл латинские буквы??? 0!!!!!!градусов

Практическое применение компаса

-Давайте попробуем вместе с помощью компаса определить стороны горизонта.

Пользуемся планом.

  1. Прочитай 1 пункт плана……2,  3, 4.

— А теперь определите в каком направлении расположена доска-с, дверь- св, окно-юг

Закрепление полученных знаний. Практическая работа.

-В лесу много прекрасного. И в нашем классе тоже спрятались объекты природы.

-Каждой группе нужно будет определить с помощью компаса сторону горизонта своего объекта.( снегирь, синичка, снеговик, заяц)

— Выполните действия в соответствии с планом работы с компасом.

-Проверяем работу групп.

-А сейчас вопрос для самых смекалистых. Когда нужно использовать компас? Когда вы уже заблудились? (Нет. При входе в лес, чтобы выйти в обратном направлении)

Допишите последнее задание в маршрутном листе.

Проверка (доска)21

5. Совет начинающему туристу.

Итог.

-Пора возвращаться домой, ребята.

-На все вопросы урока ответили?

-Кто помнит, что было главным на уроке?  Почему тема так важна?

-Что у нас получилось. Давайте озвучим их. 1 гр.

Рефлексия.

-Вернемся к фигуре, которая у нас получилась в начале урока. Нашли?

— Превратим его в компас, дорисуйте стороны горизонта.

— Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то нарисуйте стрелку на север.

-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте стрелку на юг.

-Если остались какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте стрелку запад.

Дома вы сможете более подробно изучить эту интересную тему.

-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте стрелку на восток.

-Встаньте дети у кого все получилось- похлопаем им

-Кого что-то огорчило?

-Это очень сложная тема, мы продолжим ее изучение и обязательно выйдем на улицу и будем ориентироваться по компасу.

-Людям каких профессий нужно уметь…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here