Север на топографической карте. Информационная страница не найдена!

Работа с топографической картой

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

 

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1.

Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых,

задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2.


Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ

: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ:

Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих,

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ

: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Читайте также:  Как сделать кулемку на куницу. Ящичная ловушка, Кулемка, Капканы, Самоловы.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3.

Около шоссе: 9х2Ц

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

А – асфальт

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

 

 

 

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых,

в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1

: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ

: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2

: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ:

Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Читайте также:  Землетрясения оползни обвалы сели снежные лавины причины характеристика. Какие бывают стихийные бедствия, их характеристика и причины возникновения

Задача № 3.

Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ:

Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ:

Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ:

Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1.

Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2.

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

Север, юг, запад, восток: узнаем расположение

Существует множество способов определения сторон света. Использование компаса – самый простой из них. Но расположение севера, юга, запада и востока можно узнать с помощью других способов.

Север, юг, запад, восток: расположение на карте

Чтобы найти стороны света на карте, нужно запомнить, что, независимо от масштаба и предназначения, север, юг, запад и восток всегда расположены одинаково: северная сторона всегда находится сверху, южная снизу, западная слева, а восточная справа.

Если есть компас, задача еще более упрощается: необходимо совместить проложенный, в соответствии с картой, маршрут с его стрелками, и следовать ему на местности.

Ориентирование по карте возможно и без компаса. Для этого нужно выйти к какому-либо объекту, отмеченному на карте: железнодорожному полотну, дороге, естественному водоему, затем сопоставить картину местности с той, что изображена на карте, и уже по ней прокладывать свой дальнейший маршрут.

Выйдя к крупному объекту, необходимо сверить свое направление с тем, что указано на карте. Таким образом можно проверить, нет ли отклонений от маршрута.

Север, юг, запад, восток: расположение на компасе

Определение сторон света по компасу – задача простая, при условии правильного использования этого прибора. Для начала нужно запомнить, какими условными обозначениями отмечены стороны света. Север обозначается английской буквой N, т.е. «норд», юг – S («зюйд»), запад – W («вест»), и восток – E («ост»). Чтобы определить север, нужно повернуть стрелку главной стороной (обычно она выкрашена в синий цвет или просто помечена, как главная) в сторону обозначения N.

Читайте также:  Что делать если произошла утечка газа в квартире. Как заметить утечку газа и что делать, чтобы избежать взрыва. Понятная инструкция от спасателей

Чтобы правильно определять стороны света компасом, нужно следовать правилам:

  • Прибор нужно держать строго горизонтально.
  • Компас нужно поворачивать осторожно до тех пор, пока стрелка отмеченным концом не замрет на отметке N
  • Некоторые модели компасов оснащены специальной стрелкой, которая фиксируется в направлении заданного маршрута. Ее достаточно подкрутить и следовать направлению.
  • Встроенная буссоль поможет вычислить азимуты.

Чтобы не отклониться от маршрута, необходимо выбрать ориентиром какое-либо крупное строение, и следовать к нему. Дойдя до объекта, снова свериться с компасным направлением и следовать дальше.

Ориентирование по небесным светилам

Когда с собой нет ни карты, ни компаса, сориентироваться на местности помогут небесные светила: луна, солнце, звезды. Северный полюс находится там, где расположена Полярная звезда, если встать к ней лицом. Соответственно, Южный полюс будет находиться за спиной. Чтобы найти Полярную звезду, особых усилий прилагать не потребуется – на небосклоне она светит ярче остальных звезд. При нахождении в Южном полушарии ориентироваться следует по созвездию Южный Крест. Оно состоит из пяти звезд, четыре из которых создают собой крест, немного смещенный в сторону. Если мысленно продлить длинную ось креста, образованную двумя яркими звездами, к земле, она укажет южное направление. Отталкиваясь от этого ориентира, не составит труда определить остальные стороны света.

Ночью также можно определиться с расположением сторон света, при этом поможет луна. Для этого нужно определить фазы луны: в первой четверти луна растет, «рожки» месяца будут указывать налево. Вторая четверть – это полная луна, а третья – убывающая, при этом «рожки» у месяца будут повернуты направо, напоминая букву С. Луна, находящаяся в первой четверти, к семи часам вечера будет находиться на юге, а к часу ночи – на западе. Если луна полная, к семи часам вечера она будет видна на востоке, а к часу ночи – на юге. Убывающая луна в час ночи находится на востоке, а к семи часам утра – на юге.

Определение сторон света по природным явлениям

Пользуясь расположенными в лесу или другой местности природными ориентирами, можно легко определять принадлежность к различным частям света. В лесу можно ориентироваться по муравейникам. Их пологая сторона всегда обращена к югу, а сами муравейники располагаются с южной стороны деревьев. Если обратить внимание на расположение мха сверху стволов деревьев, пней, можно заметить, что мох растет преимущественно с северной стороны. Склоны гор с южной стороны покрыты теплолюбивыми деревьями и растениями, например, дубами, соснами. Северные склоны характеризуются произрастающими там пихтой и елью.

Можно понаблюдать за пихтовыми деревьями: когда погода жаркая, с южной стороны стволов начинает выделяться смола. Чаще всего грибы растут с северной стороны возле деревьев.

Ориентируясь по природным признакам и явлениям необходимо помнить, что эти источники не являются точными на все 100%, но, если собрать их воедино, можно составить ясную картину для ориентирования по частям света.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here