Схема узла треугольного типа. Организация движения поездов в узле.

 

Классификация железнодорожных узлов

ЖД узлом называют комплекс технологически связанных станций, главных и соединительных путей в пункте пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий. Он обеспечивает пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую, передачу вагонов, следующих с переработкой, а так же пересадку пассажиров.

В состав ж.д. узла входят: сортировочные, пассажирские, грузовые станции с их устройствами; главные и соединительные пути; подъездные пути; самостоятельные производственные единицы железнодорожного транспорта (тяговые подстанции, материальные склады, заводы и т.д.). 

Границами ЖДУзла служат границы входных раздельных пунктов.

ЖДУзел является одним из основных элементов транспортного узла.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.

В транспортный узел могут входить – морской и речной порт, автодороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, трубопроводный транспорт, сеть подземного и наземного городского транспорта.

В  транспортном узле осуществляется массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. Стыковыми пунктами являются пассажирские и грузовые станции.

Железнодорожные узлы обычно классифицируют по следующим основным признакам: по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому положению; по геометрическому начертанию их конструкции (по топологии).

По характеру эксплуатационной работы узлы делятся:

– на транзитные с небольшим объемом сортировочной работы;

– транзитные со значительным объемом переработки транзитных вагонопотоков и незначительной местной работой;

– с большим объемом местной работы; выполняющие помимо обслуживания транзитных потоков большую местную работу по обслуживанию нужд города, промышленности;

– конечные, в которых транзитная работа отсутствует. Они располагаются в районах зарождения или погашения крупных вагонопотоков;

– перевалочные, совершающие перевалочные операции с воды на железную дорогу и обратно;

– перегрузочные, совершающие перегрузочные операции из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой колеи;

– промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы.

По экономико-географическому положению различают узлы:

– расположенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. чел., со слабо развитой промышленностью;

– в крупных городах (до 500 тыс. чел.); в крупнейших (с населением до 1 млн и более чел.);

– в районах с крупной добывающей промышленностью;

– портовые узлы (на берегах судоходных рек, морей, крупных озер).

По геометрическому начертанию конструкции узлы классифицируют:

– с одной станцией;

– треугольные;

– крестообразные;

– радиальные;

– тупиковые;

– кольцевые;

– полукольцевые;

– комбинированные;

– с последовательным расположением основных станций (узлы, вытянутые в длину);

– с параллельным расположением основных станций.

Узлы могут также различаться по числу подходов, наличию обходов, числу и специализации станций в узле. Указанные признаки являются частными, дополняющими основную классификацию.

 

ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ

Узлы с одной станцией

Узлы с одной станцией образуются в небольших городах, в местах пересечения двух магистральных линий или примыкания одной магистрали к другой. Они сооружаются на базе участковой или сортировочной станции, перерабатывающей незначительные вагонопотоки и обслуживающей местную грузовую работу, а также пассажирское движение. Иногда основой узла служит объединенная станция, совмещающая на одной площадке  сортировочною и пассажирскую станции, грузовой район.

Узлы с одной станцией относятся к транзитным узлам. Они имеют ряд преимуществ :

– минимальный штат обслуживающего персонала;

– минимальные маневровые средства;

– незначительная, компактная территория для размещения устройств.

Недостатки :

– трудности обработки угловых потоков;

– большая концентрация работы на одной станции, обслуживающей пересекающиеся магистрали.

Узлы с одной станцией имеют развязки подходов по направлениям движения и реже – по линиям. Развязки по направлениям целесообразны при наличии взаимной корреспонденции вагонопотоков пересекающихся линий. Развязки по линиям допустимы только при прохождении через узел прямых транзитных вагонопотоков. Оптимальная схема узла с одной станцией должна обеспечивать минимум угловых поездов, одновременную работу устройств, специализированных для примыкающих линий, минимум враждебных пересечений и, в случае необходимости, сооружение путепроводных развязок.

Сортировочные и пассажирские устройства в узлах с одной станцией могут располагаться последовательно или параллельно. При параллельном расположении требуется меньшая длина станционной площадки, однако увеличивается загрузка горловин. При последовательном расположении обеспечивается большее удобство для обслуживания пассажиров, однако требуется станционная площадка большей длины.

 

Узлы треугольного типа

Узлы треугольного типа возникают при небольшом числе подходов, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузо- и пассажиропотоков.

Назначение основных станций в уз­лах треугольного типа может быть различным и зависит от расположения города по отношению к узлу и расположению промышленных и других пред­приятий.

 Сортировочную работу сосредотачивают на одной станции узла, лучше на той, которая обслуживает местную грузовую работу. Здесь же рас­полагают и экипировочные устройства для локомотивов, в схеме, приведен­ной на рисунке сортировочные устройства лучше располагать на одной из станций основной линии 1 или 2.

Пассажирские устройства необходимо иметь на двух станциях, расположенных в городе. В схеме, приведенной на рис., такими станциями будут 1 и 3 станции.

Читайте также:  Приближение грозы. Что делать во время грозы, как себя вести

Расположение грузовых устройств или (отдельной грузовой станции) зависит от расположения про­мышленных предприятий и наличия автомагистралей в городе. Транзитные грузовые поезда пропускаются по кратчайшим расстояниям, если сортиро­вочные устройства расположены на станции 1, транзитные грузовые поезда направления В-Б пропускаются в обход ее через станции 2 и 3.

Треугольную форму имеют узлы – Новгород, Новокузнецк, Армавир.

Достоинства:

· большая маневренность, позволяющая перераспределять вагонопотоки по любому из направлений,

· взаимозаменяемость станций,

· возможность обеспечивать поворот любого транзитного потока.

Недостатки:

· необходимость дополнительных расходов на содержание штата и устройств на трёх станциях узла,

· перепробег части перерабатываемого вагонопотока.

 

Узлы крестообразного типа

Узлы крестообразного типа возникают при пересечении двух магистральных линий под близким к прямому углом со значительным транзитным поездопотоком и, как правило, при небольшом объеме переработки.

Всю сор­тировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная стан­ция. Здесь же располагаются и экипи­ровочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.

Обработку транзитных поездов (тех­ническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каж­дой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой стан­ции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от располо­жения промышленных и других предприятий.

Для пропуска пассажирских поездов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для создания удобств пересаживающимся в узле пассажирам могут применяться следующие решения:

– пропуск пассажирских поездов через обе станции со сменой головы поезда, что очень неудобно;

– сооружение специальных обходов (VIII), обеспечивающих возможности угловых поездов;

– использование городского транспорта или автомотрис для доставки пассажиров с одной станции на другую.

Узлы с параллельным расположением станций В узлах этого типа пассажирская и сортировочная станция расположены параллельно и имеют независимые подходы главных путей. Такое расположение могло сложить­ся при развитии узла из узла с одной станцией.

С ростом размеров движе­ния сортировочные устройства выносятся на новое место, причем по усло­виям рельефа местности сортировочные устройства располагают параллельно пассажирским.

Грузовая станция располагается между пасса­жирской и сортировочной.

На подходах к узлу могут устраиваться обходы для пропуска угловых

транзитных поездов.

Достоинство : узлы с параллельным расположением станций при сооружении на подходах развязки по роду движения обеспечивают независимость работы пассажирской и сортировочной станций.

Недостатки :

– занимают широкую площадку;

– затрудняют связь районов города, расположенных по обе стороны ж.-д. линии;

– развитие таких узлов крайне затруднено.

 

Схема узла с параллельным расположением пассажирской и сортировочной станций:

 

Узлы с последовательным расположением станцийобразуются в случаях, когда имеются в узле несколько специализированных станций, рас­положенных последовательно по местным условиям. Такими условиями могут быть топографические (в долине реки) или планировочные (узел об­служивает крупный город с промышленными предприятиями, размещенны­ми на большом протяжении вдоль железной дороги). Подходы к узлам это­го типа концентрируются по концам.

Узлы с последовательным расположением станций обслуживают глав­ным образом прямые грузовые и пассажирские потоки и местную работу. Узлов этого типа на сети достаточно много (Смоленский, Уфимский, Воло­годский и др.). Они различаются числом станций, их взаимным расположе­нием, числом подходов.

Расположение станций в узле зависит от планировки города и размеще­ния промышленных районов. Пассажирская станция располагается ближе к основным жилым районам города, чтобы привокзальная площадь была удобно связана с основными городскими магистралями. В пределах узла пассажирские устройства могут быть и на других станциях узла, могут быть и остановочные пункты при значительном протяжении города вдоль желез­ной дороги. В зависимости от объема местной работы в узле может быть одна или две грузовые станции.

Узлы радиального типа в центре радиально расходящихся ли­ний имеют основную станцию, на которой выполняется пассажирская и сор­тировочная работа, кроме этой станции в узле имеются и другие станции размещенные на радиальных направлениях (Вязьма, Краснодар и др.).

Образовались узлы этого типа из узлов с одной станцией, при росте сорти­ровочной и местной работы. Возникновение крупных промышленных пред­приятий вызвало необходимость сооружения новых станций на радиальных направлениях для обслуживания местной работы.

Вся сортировочная работа выполняется на основной станции, являющейся сортировочной или участковой. В узлах радиального типа с большой местной работой вагоны, следующие под выгрузку в узел, со всех подходов прибывают на сортиро­вочную станцию, а затем значительная их часть после расформирования воз­вращается на станции выгрузки. Поэтому сортировочная станция узла пе­регружена и вагонопотоки в узле имеют значительный перепробег. Снижение загрузки сортировочной станции достигается строительством обходов и со­единительных путей, а иногда и второй сортировочной станции. В резуль­тате развития узла можно перестроить его в узел кольцевого типа.

 

 

Читайте также:  Проживать еду. Как правильно пишется, ударение в слове «прожить без еды»

Достоинства:

– обладают значительной пропускной способностью;

– легко переустраиваются в кольцевые или полукольцевые.

Недостатки:

– трудность развития основной станции, расположенной среди городских застроек;

– значительный перепробег местных вагонов, совершаемый после расформирования на основной станции при следовании на станцию выгрузки;

– трудность пропуска углового потока;

– необходимость пропуска всех транзитных поездов через основную станцию.

 

Узлы тупикового типа образуются там, где по экономическим или географическим условиям происходит зарождение или погашение вагонопотоков (грузовых и пассажирских). В таких узлах отсутствуют транзитные потоки. Сортировочная станция обрабатывает потоки грузовых, промышленных и портовых станций. Пассажирская станция обычно располагается вблизи центральной части города и имеет хорошую связь с городским транспортом.

Для таких узлов характерна массовая перевалка грузов на водный или автомобильный транспорт. В таких узлах целесообразно заранее предусматривать возможность перспективной реконструкции и располагать станции в местах, которые обеспечат минимальные затраты и возможность их переустройства.

Узлы кольцевого типа образуются в крупных городах и промышленных центрах при боль­шом числе сходящихся линий. Кольцевая окружная дорога соеди­няет в одно целое весь узел.

Пасса­жирские станции располагаются в пределах города, грузовые станции располагаются как на кольце, так и на ответвлениях от него.

Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависит от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико-экономическим сравнением вариантов. Обычно в узлах кольцевого типа целесообразно иметь две или более сортировочных станций, которые размещают за пределами го­рода на подходах к узлу. Каждая станция обслуживает два-три направления, это вызывает перепробег вагонов с линий, не имеющих сортировочную стан­цию.

Достоинства:

– большая пропускная способность;

– большая маневренность;

– возможность пропускать поезда с одной линии на другую без угловых заездов.

Недостатки:

– значительный перепробег и простой подвижного состава при передачах вагонов между отдельными направлениями;

– трудности для дальнейшего развития города.

При развитии узлов кольцевого типа строят глубокие вводы в город для обслуживания пригородных пассажиров и диаметры, которые соединяют раз­личные подходы между собой для пропуска транзитных пассажирских поез­дов. В Московском узле имеется Белорусско-Смоленский диаметр, соединяю­щий северные направления (Рижское, Октябрьское, Смоленское) и южное (Курское).

Преимущество диаметров:

– позволяют сократить число тупиковых станций за счет концентрации движения поездов на меньшем их числе;

– улучшают обслуживание, сокращают число пересадок и ускоряют доставку пассажиров.

Недостатки диаметров:

– необходимость прохода линий через весь город (подземные участки и наземные участки);

– пересечения с городским транспортом;

– большой шум и загрязнение воздушной среды.

Узлы полукольцевого типа образуются при наличии естествен­ной преграды, мешающей сооружению полного кольца (Одесса, Санкт-Пе­тербург). В узле имеются глубокие вводы в город, которые заканчиваются пассажирскими и грузовыми станциями. За пределами города расположено полукольцо, связывающее подходы между собой.

Сортировочные станции следует располагать на подходах к полукольцу и по возможности, устраи­вать их объединенными для нескольких направлений.

Достоинство – хорошая связь с прилегающими направлениями, а также с устройствами речного или морского порта.

Недостатки:

– велика загрузка тупиковых пассажирских станций;

– значительный перепробег и простой состава при передачах вагонов между отдельными направлениями.

Узлы комбинированного типа возникают в результате поэтапного развития узлов более простых схем.

Комбинированными следует считать лишь те узлы, у которых нечетко выражены свойства и особенности основных элементов разных типов узлов, входящих в общую комбинацию. Если же в узле преобладают особенности одного из составляющих узлов, определяющие работу всей системы, узел следует относить к типу, наиболее соответствующему классификационной категории узла.

Известны две основные группы наиболее характерных узлов комбинированного типа: узлы с параллельными ходами и узлы, расположенные по берегам крупных рек.

Узлы с параллельными ходами образуются из узлов с последовательным расположением станций в случае изменения специализации их линий, создания новых ходов и переустройства станций.

Узлы комбинированного типа на берегах крупных рек возникают при наличии на обоих берегах реки крупных промышленных, селитебных районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27 

 

 

 

Глава 9 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ

9.1. Назначение железнодорожных узлов и классификация

Железнодорожные узлы образуются в месте пересечения или слияния не­скольких железнодорожных линий.

В железнодорожных узлах обеспечивается пересадка пассажиров с одной ли­нии на другую и передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую.

В железнодорожный узел входят: станции со всем комплексом устройств, главные пути, соединительные пути и обходы, подъездные пути, путепро-водные развязки железнодорожных линий между собой, а также с автомо­бильными магистралями и городскими улицами, самостоятельные произ­водственные единицы, размещенные в узле (заводы по ремонту подвижного состава, тяговые подстанции, материальные склады и др.).

Границами железнодорожных узлов являются границы входных раздель­ных пунктов: станций, разъездов и постов.

Железнодорожный узел является частью транспортного узла. Транспортный узел кроме железнодорожных устройств, которые являются главной его составля­ющей, включают в себя узел автомобильных дорог, аэропорты, морские и речные порты, сеть трубопроводного транспорта, сеть городского транспорта.

Читайте также:  Комбинированные охотничьи ружья. Охотничье комбинированное ружье

В транспортном узле происходит пересадка пассажиров и передача гру­зов с одного вида транспорта на другой. В транспортном узле большое зна­чение имеет комплексное развитие всех видах транспорта. Например, при строительстве нового порта, должны быть построены и соответствующие железнодорожные устройства, для вывоза и ввоза груза из порта (в порт) и устройства автомобильного транспорта.

Железнодорожные узлы складывались постепенно в процессе развития же­лезнодорожного транспорта. На их схемы оказало влияние и географическое расположение, и особенности работы, топографии местности, размещение про­мышленных и жилых районов города, количество подходов к узлу, наличие и расположение других видов транспорта, наличие крупных рек и многое другое.

Железнодорожные узлы можно разделить по следующим основным признакам:

—   по характеру эксплуатационной работы;

—   по экономико-географическому расположению;

—   по конструкции.

 

 

По характеру эксплуатационной работы узлы бывают:

—   транзитные узлы, обслуживающие транзитное грузовое и пассажирс­
кое движение с небольшой сортировочной работой (переработка вагонопо-
тока, поступающего в участковых и сборных поездах);

—   узлы с большой местной работой, расположенные в районе больших
городов; эти узлы обслуживают транзитные пасссажирские и грузовые по­
токи, а также обслуживают местную грузовую работу и местные и приго­
родные пассажирские перевозки;

— узлы конечные в которых транзитные операции отсутствуют или со­ставляют небольшую величину;

—   портовые узлы в районе морских и речных портов, основная работа ко­
торых, заключается в перевалке грузов с железной дороги на воду и обратно;

—   промышленные узлы, обслуживающие крупные промышленные райо­
ны; промышленные узлы могут обслуживать районы с местной, крупной
добывающей и обрабатывающей промышленностью.

По экономико-географическому расположению различаются узлы, рас­положенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. человек со слаборазвитой промышленностью; узлы в районах с крупной добывающей или обрабатывающей промышленностью; узлы на берегу морей и крупных рек; узлы крупнейших городов с населением более 1 млн человек.

В зависимости от схемы расположения основных устройств различаются основные типы железнодорожных узлов:

—   узлы с одной станцией;

—   узлы крестообразные;

—   треугольные;

—   с параллельным расположением основных станций;

—   с последовательным расположением основных станций;

—   радиальные;

—   тупиковые;

—   кольцевые;

—   радиально-кольцевые;

—   радиально-полукольцевые.

 

 

9.2. Основные типы ж/д узлов

Узлы с одной станцией (рис. 9.1) образуются в местах пересечения двух железнодорожных линий (однопутных или двухпутных) или при примыка­нии железнодорожной линии к основной линии. Узлы этого типа распола­гаются в районе небольших городов и обслуживают пассажирское и грузо­вое движение. Эта объединенная станция является участковой или сортировочной. Она обслуживает вагонопоток, прибывающий в участко­вых и сборных поездах, обслуживает пассажирское движение и местную гру­зовую работу. Иногда объединенная станция представляет собой сочетание сортировочной, пассажирской и грузовой станций, расположенных на од­ной площадке, такая станция может формировать не только участковые и сборные поезда, но и сквозные поезда.

 

 

 

 

 

Узлы с одной станцией различаются в зависимости от числа подходов к узлу, от числа главных путей, взаимного расположения приемо-отправочных и сор­тировочного парков и других условий.

Подходы к узлу могут быть развязаны как по линиям, так и по направле­ниям. Однако лучшим вариантом является развязка подходов по направле­ниям движения (рис. 9.1). Двухпутная линия АБ пересекается с двухпутной линией ВГ. Главные пути линии ВГ расположены объемлющими в развяз­ках обоих концов узла, чтобы исключить пересечение маршрутов отправ­ления грузовых поездов внутри станции. Для того, чтобы исключить по­путное пересечение маршрутов при отправлении поездов с Г, следующих на А и поездов с В, следующих на Б, укладывают дополнительные пути Ia и Па, показанные на рисунке пунктиром

Узлы крестообразного типа (рис. 9.2) образуются на пересечении двух желез­нодорожных линий однопутных или двухпутных. Узлов такого типа на сети достаточно много (Тула, Ржев, Паве-лец и др.) В узле, как правило, две стан­ции: на основной линии сортировочная на другой участковая (в некоторых слу­чаях обе станции участковые). Всю сор­тировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная стан­ция. Здесь же располагаются и экипи­ровочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.

Обработку транзитных поездов (тех­ническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каж­дой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой стан­ции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от располо­жения промышленных и других предприятий. Для пропуска пассажирских поез-

 

 

дов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для организации пересадки пассажиров и пропуска транзитных пассажирских поез­дов линии ВГи при этом не меняя голову на хвост, укладывают соединительный путь VIII. Достоинство узлов этого типа в том, что обеспечиваются минималь­ные пробеги транзитных поездов. Кроме того, обеспечивается удобное разме­щение грузовых станций в стороне от городов. Недостаток узлов крестообраз­ного типа: перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.

Узлы треугольного…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here