Сигналы бедствия на море. Сигналы бедствия на судах — способы подачи сигналов

Три точки, три тире, три точки

Сегодня поговорим об истории сигналов бедствия – очень важной составляющей морской профессии. Какие сигналы использовали мореплаватели до появления современной Глобальной Морской Системы Связи и для обеспечения Безопасности (GMDSS). Во времена седые и дремучие, когда корабли имели паруса, а моряки контракты по три года сигналы бедствия подавали всеми возможными способами. Обычно палили из всех корабельных орудий, колотили в рынду и жгли смоляные бочки стараясь привлечь внимание. Так случилось, например, в 1588 году с одним из кораблей испанской армады «Санта Мария де ла Роса», которое попало в сильнейший шторм у берегов Кубы. Моряки как ни пытались побороть стихию, но последняя одержала верх – несмотря на все усилия: поднятые флаги, пальбу из орудий и махание руками судно затонуло вместе со всем экипажем. Тогда-то и призадумались моряки о маломальской стандартизации подаваемых сигналов бедствия, чтобы было отчетливо понятно, что суета на палубе это действительно призыв о помощи, а не пьяный дебош.

В 1760-х годах на морском флоте стали осваивать систему визуальной связи, используя семафорную азбуку. Сигнальщик, держа в обеих руках флажки, имитировал стрелки часов, где каждой букве и цифре соответствовало определённое положение рук с флажками. Данная система связи получила большую популярность и используется до сих пор, когда другие способы связи невозможны.

Однако флаги, выстрелы и какие-либо зрительные сигналы эффективны лишь в пределах видимости и слышимости. Часто у моряков просто не было никаких шансов спастись. Нужно было что-то менять, нужны были более действенные средства. И они со временем появились…

Гигантским шагом на пути развития средств связи стало изобретение радио. Скажем спасибо гражданину Сэмюелю Морзе, который придумал свою собственную азбуку, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. С её помощью телеграфисты могли посылать сообщения по проводам посредством так называемого ключа, приводимого в действие кистью руки. При нажатии ключа контакт замыкался и на другом конце провода получали электрический сигнал. За каждой буквой и цифрой Сэмюель Морзе закрепил определённую комбинацию коротких и длинных звуков (сигналов) – точек и тире.

Данное изобретение пришло и на флот, где быстро оценили достоинства азбуки и помимо радиотелеграфа, использовали азбуку Морзе также в общении между собой благодаря специальным судовым прожекторам. Точка – короткая вспышка, тире – длинная. Радиосвязь стала одной из наиважнейших новшеств на флоте. Но вскоре появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, так как на судах в то время использовали радиооборудование некоторых конкурирующих между собой компаний: «Marconi», «Telefunken» и «Сляби-Арко». Так как не было общих правил, то каждая компания разрабатывала свой собственный сигнал бедствия, что доставляло немало хлопот морякам. Так как последние оказались невольными заложниками борьбы конкурирующих организаций на рынке радиотелеграфии.

Компания «Маркони», например, использовала сигнал бедствия для своего оборудования – «CQD» (– • – •    – – • –    – • • ). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger». Представители немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» использовали сигнал «SOE» ( • • •  – – –  • ). Но эти сигналы нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался вообще без всякого сигнала бедствия.

В середине 1906 года в Берлине состоялась Международная Радиотелеграфная Конференция. На которой, после многочисленных дебатов между участниками, было найдено соломоново решение – сигналом бедствия для радиосвязи на море отныне был установлен сигнал – «SOS». А все остальные сигналы бедствия отменялись.

Читайте также:  Оказание пмп при термических ожогах. Как оказать первую помощь при термических ожогах в домашних условиях

Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является какой-либо аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем) появились уже после принятия сигнала.

Его принятие себя полностью оправдало – 10 июня 1909 года у берегов Азорских островов пассажирское судно «Slavonia» налетело на камни. Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно сигнал «SOS». В итоге не погиб ни один человек. Хотя, по инерции, судовые радисты некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD». Так небезызвестный всем пассажирский лайнер «Титаник», который, кстати сегодня празднует 100 лет своего первого и последнего рейса, в первые часы бедствия передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы – поочередно «SOS» и «СQD».

В 20-30-х годах прошлого столетия радисты уже могли свободно вести диалог в радиоэфире. Но возник простой житейский вопрос – как передавать сообщения первостепенной важности, которые понимали бы все? Ведь экипажи морских судов говорят на разных языках…  И вот в 1947 году в Атлантик-Сити очередная Международная конференция ответила на этот вопрос, утвердив слово «Mayday» как международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи. Примечателен тот факт, что в голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия приобщении радио служит именно слово «Mayday».

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал «SOS» заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Прогресс не стоит на месте. Так на смену корабельным орудиям и парусам пришли радары и системы спутниковой навигации. Спасательные службы постоянно прослушивают радиоэфир и в отличие от мореплавателей давних времён, если сегодня кто-то терпит бедствие, он может быть уверен, что ему обязательно придут на помощь.

Кстати, передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

В аварийной ситуации необходимо привлечь внимание любого проходящего судна или же вызвать береговую охрану. Запросить о помощи можно несколькими способами. Для этого на борту яхты должно быть соответствующее оборудование. В некоторых странах определены количество и тип сигналов бедствия для каждого конкретного судна, в других, например в Великобритании, право выбора предоставлено капитану яхты. Большинство яхт, регулярно выходящих в море, имеют на борту УКВ-передатчик, а также флаги, ракеты и фальшфейеры. Ракеты используют, когда другие сигналы оказались безрезультатными.

Все члены команды обязаны уметь пользоваться сигналами бедствия и знать, где они хранятся на борту. Вид сигнала бедствия зависит от характера аварийной ситуации. В большинстве случаев пользуются УКВ-радиостанцией. Для точного указания местоположения судна могут понадобиться ракеты (фальшфейеры). В тумане или ночью при угрозе столкновения применяют белые фальшфейеры. В других ситуациях их не используют.

УКВ-РАДИОСТАНЦИЯ

Радиопередатчик УКВ имеет радиус действия в пределах видимости. У многих береговых станций антенны расположены высоко, поэтому небольшая яхта прибрежного плавания может установить связь на расстоянии до 60 км. Между двумя яхтами в море это расстояние значительно сократится. Большинство яхт используют УКВ-радиостанцию приблизительно с 12 каналами, один из которых 16-й — специальный, все остальные имеют каждый свое назначение, например: вызов берега с судна или судна с судна.

Сигналы бедствия передают по 16-му каналу, этим сигналам всегда предшествует слово „мэйдей". Затем сообщают название яхты, координаты в виде расстояния и пеленга от известного ориентира и характер бедствия.

 

Существует два типа УКВ радиостанций Стационарная (см. слева) имеет 12 каналов, а переносной ручной радиобуй вызова (см справа) — только аварийный 16 и канал Несмотря на меньший радиус действия он удобен в случае аварии, так как им можно пользоваться на борту спасательного плота или тузика В воде он включается автоматически


 

Читайте также:  Картошка на костре фото. Запечённый картофель в фольге на углях

ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Пиротехнические средства используют как сигналы тревоги и для обозначения положения яхты. Применять их можно только при условии реальной опасности. В случае необоснованного вызова спасательного судна или береговой охраны команду яхты могут оштрафовать. При отсутствии конкретных рекомендаций набор пиротехнических средств может быть произвольным. Важно иметь их в достаточном количестве. Если первые сигналы остались не замеченными, их надо повторить. Члены команды обязательно должны уметь пользоваться пиротехническими средствами. Их следует хранить аккуратно, в месте, известном всей команде и доступном даже в темноте. Некоторые пиротехнические средства предназначены для использования ночью, другие — для светлого времени суток.

Белые фальшфейеры (ракеты) должны быть всегда под рукой у рулевого. Огонь зажигают по инструкции на упаковке. Тип применяемого пиротехнического средства выбирают в зависимости от расстояния и характера бедствия. Огонь всегда направляют по ветру.

Ручной белый фальшфейер

Используют, чтобы привлечь внимание в случае возможного столкновения. Аварийный запас включает в себя четыре белых огня

Ручной красный фальшфейер

Горит ярким красным светом в течение 1 мин. Используют для указания точного местоположения. Дальность видимости 4,5 км

Ручной оранжевый фальшфейер

Применяют в том же случае, что и красный ручной фалыпфейер, но при ярком дневном свете и хорошей видимости. Горит около 40 с

Красная ракета с парашютом

Используют, когда расстояние до ближайшей возможной помощи велико. Дает яркий красный свет на высоте до 330 м. Горит 40 с

Плавучая оранжевая дымовая шашка

Горит около 3 мин. После зажигания бросают в воду с подветренной стороны от яхты. Применяют для обозначения местоположения при поиске с воздуха

 

Флаги Международного свода сигналов

А

Алфа

J

Джулиэт

S

Сиэра

В

Браво

К

Кило

Т

Тангоу

С

Чарли

L

Лима

U

Юниформ

D

Дэлта

М

Майк

V

Викта

Е

Эко

N

Новэмбэр

W

Уиски

F

Фокстрот

O

Оска

X

Эксрэй

G

Голф

Р

Папа

Y

Янки

Н

Хотэл

Q

Кэбэк

Z

Зулу

I

Индиа 

R

Роумио

   

 

ФЛАЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Флаги также используют в качестве сигналов бедствия Они должны быть достаточно большими, чтобы их можно было различить на значительном расстоянии На борту яхты необходимы по меньшей мере четыре основных флага — V, W, N и С Флаг V означает „Мне требуется помощь", флаг W -„Мне требуется медицинская помощь", флаг N, поднятый над С, — „Я терплю бедствие, требуется немедленная помощь" Прямоугольный флаг с шарообразной фигурой над ним или под ним также является сигналом бедствия.

 

ОСТАВЛЕНИЕ ЯХТЫ

Последний член экипажа терпящей бедствие яхты, которая принимала участие в Фастнетских гонках 1979 г., перед подъемом с помощью лебедки на борт вертолета ВМФ

 

В критической ситуации возможно понадобится перейти на спасательный плот. Прежде чем сделать это, необходимо серьезно подумать, не безопаснее ли остаться на своей яхте. После катастрофы во время Фастнетской гонки 1979 г. многие яхтсмены считают, что спасательный плот — не единственная возможность спасения: некоторые яхты, оставленные экипажем в ходе гонки, были найдены много часов спустя спокойно плавающими.

Читайте также:  Рисунок камыши. Картинки камыши на болоте - векторные картинки и иллюстрации

Приняв решение перейти на спасательный плот, вы прежде всего должны убедиться, что взяли с собой все, что может потребоваться. Заранее упакованная аварийная сумка должна содержать все необходимое, что не включено в аварийный запас спасательного плота и не используется в другое время. Экипаж яхты могут спасти другая яхта или вертолет. Во всех случаях, если есть время, прежде чем оставить яхту, надо защитить ее как можно лучше: задраить все люки, кингстоны и принайтовить все оборудование. Позднее, когда появится возможность, яхту спасут.

СПАСАНИЕ НА МОРЕ

Большое спасательное судно должно встать под углом к ветру, чтобы защитить от него спасаемую яхту. На яхту заводя г только один швартовный конец с бака спасателя

 

Если экипаж оставляет яхту, когда спасатели находятся рядом, многое зависит от характера спасания. Если по тревоге поднят ВМФ, спасать, вероятнее всего, будут с помощью вертолета, особенно в плохую погоду. Вертолет обычно не зависает прямо над парусной яхтой, так как он может зацепить мачту или такелаж. Поэтому экипаж должен отойти от яхты на тузике, если он есть, или просто прыгнуть за борт в море по сигналу спасателей. Часто спасающей яхте нелегко подойти к борту терпящей бедствие. В таком случае используют тузик, закрепив его на длинном канате к яхте спасателей, чтобы не потерять контакта. Однако чаще всего команда спасающей яхты дает указания, что делать. С большого судна-спасателя обычно спускают трап. Прежде чем прыгать на трап, надо дождаться гребня волны, иначе можно промахнуться или разбиться.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПЛОТЫ

Спасательный плот используют в крайних случаях. Однако во многих странах в продажу поступают плоты, которые не имеют гарантии. Плот, находящийся на борту яхты, должен быть одобрен национальным парусным комитетом и рассчитан на размещение всей команды. Когда принято решение перейти на спасательный плот, капитан должен убедиться, что команда одета тепло и у нее есть все необходимое. Спасение экипажа на плоту будет зависеть от того, сможет ли он подать сигнал бедствия, от запасов еды и питья и умения сохранить тепло. Основные необходимые предметы находятся в спасательном плоту, но следует помнить, что это только минимум из того, что может понадобиться.

Спасательный плот (см. справа) рассчитан на четырех человек. Плот укомплектован предметами, показанными нижа,

 

Аварийный запас спасательного плота содержит все, показанное ниже. Необходимое оборудование сверх этого надо упаковать в специальную сумку и взять с собой

 

ПЕРЕХОДИЛ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПЛОТ

Освободите плот от креплений. Проверьте, чтобы шнур для его раскрытия был надежно привязан к прочной детали на борту яхты. Шнур рассчитан на разрыв в случае, если яхта начнет тонуть. Сходящий на плот последним перерезает шнур.

1 Поднимите спасательный плот в контейнере и сбросьте в воду с подветренного борта яхты

 

2 Плот надувается примерно за 30 с, считая с момента падения в воду

 

3 Когда плот полностью надут, первый человек переходит в него и принимает все дополнительное оснащение. Когда весь экипаж будет на плоту, обрежьте шнур

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here