Sos в азбуке морзе. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия SOS

SOS — сигнал бедствия. Охота на слова

Александр Ерошкин

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки»… Этот сигнал считается мнемоническим.

Мнемоника с древнегреческого — искусство запоминания. Но тут так подобраны сигналы, что их легко запомнить.

СОС как сигнал бедствия «Спасите наши души» у нас в классе часто упоминала наша учительница географии, и я был уверен, что знаю, что такое СОС.  А потом проспорил своим двоюродным братьям, учившимся в малокомплектной сельской школе. Я –то считал себя городским, всё знающим, а они подошли со стороны алфавита.
— Сколько букв в русском алфавите? – 33.
— А в немецком?
 А мы тогда только начали изучать немецкий и я помнил, что 26 букв. Позднее я узнал, что английском – 28 букв. А в итальянском, к примеру, 21 буква плюс пять греческих.
И мне мои родственники говорят, что любую мысль можно выразить всего двумя знаками. Не буквами, а знаками. Я не смог поверить. Мы поспорили. Я проспорил. Правда, поспорили не на деньги – у меня их никогда не было; не на корову – она принадлежала не мне; не на шелбаны. Не всегда же спорят на что-то материальное. Я проспорил и помню об этом всю жизнь. А это две жизни Пушкина. И даже чуть больше.

От своих двоюродных братьев, которые младше меня, я узнал об азбуке Морзе.  В ней сигналы передаются всего двумя знаками: точкой и тире, а каждая буква имеет своё обозначение. Из немецких источников я узнал о трёх знаках в азбуке Морзе: Punkt, Strich и  Pause, по-русски это точка, тире и пробел.

Впервые азбуку Морзе я переписал из тетради своего двоюродного брата. А потом обнаружил её в серии книг, которые тогда появились.  «Книга юного пионера второй ступени», «Книга пионера», «Книга вожатого», «Пособие для допризывника»…  До 1960 года в СССР была издана серия уникальных книг, которые комплексно развивали у детей умения и навыки.

Как не заблудиться в лесу? Как определить стороны горизонта? Как развести костёр с одной спички? Как заштопать носок? Как вырастить дерево? Как провести сбор пионерского отряда? Как запаять прохудившуюся кастрюлю? Как отремонтировать утюг? Как починить будильник?

Чего-то не знаешь, нашёл по оглавлению и вникай в суть дела. Не знаешь сам – спроси у товарища. Книги те учили коллективизму.

Тысячи подобных вопросов. Масса полезных советов на каждый день. Скопируйте название книги и через поисковик социальных сетей откройте. Само оглавление подскажет много интересного. Я встречал сообщения, что эти книги переиздаются. Некоторые развивающие учебники сталинской эпохи, по которым, к примеру, я сам учился, я приобрёл. Мои учебники были в основном чёрно-белыми, но они развивали мышление. А потом полиграфические возможности выросли, учебники стали красочнее, но тупее.

Я работал в школе, в комсомоле, в газете и нередко обращался к тем книгам, потому что они содержали добрые советы. Мы не сразу заметили, как злые дяди и тёти во власти и в науке подменили знания на незнания, доброе на злое, развитие на торможение.

Система искусственного сдерживания развития людей породила эпоху неумех. Мы оказались в мире одноразовых вещей, кто-то невидимый, но явно недобрый гонит нашу якобы цивилизацию – к самоуничтожению. Появились недоразвитые Греты Тумберг, ставшие кумирами для миллиардЭров типа Дерипаски,  призывающие не учиться, не знать, не уметь, закрыть заводы, уничтожить фермы. Ежеминутные телешоу с коронавирусом, разрыв нарабатываемых веками связей между странами и народами, запреты на туризм и торговлю служат тем же целям.

Читайте также:  Способы ориентирования в лесу. По каким местным признакам можно ориентироваться в лесу

Пора трубить, кричать, посылать через все доступные средства коммуникации сигналы СОС – SOS.

Повторю.  SOS (СОС) — это  международный сигнал бедствия с использованием азбуки Морзе в радиотелеграфной связи.

 Сегодня есть более эффективные сигналы, но они не действуют, поскольку сильные мира сего создают условия для всеобщей паники и подогревают  негативные события.

По немецким источникам я выяснил, что SOS как сигнал бедствия был впервые разработан в 1912 году, а впервые прозвучал  в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года из радиорубки «Титаника», столкнувшегося с айсбергом. Но те, кто находился вблизи и мог оказать помощь, этот сигнал не услышали.

Моряки разных стран часто расшифровывают аббревиатуру S.O.S. по-разному.
 
«Спасите наши души».
«Спасите От Смерти». 
 Save Our Souls.
Save Our Spirits.
Rettet Unsere Geister
Rettet Unsere Seelen
R;dda V;ra Andar
Red Onze Geesten
На каком бы языке это ни звучало, это не меняет сути самого сигнала: три точки – три тире – три точки. А словесное объяснение — это народное творчество.

И ещё надо помнить, что сигнал СОС – это не означает спасение. Оно, спасение, зависит от каждого, от его желания приложить усилия для спасения. Впрочем, можно  ничего не делать в ожидании помощи со стороны. Но придёт ли она? К «Титанику» не пришла…

В   сети отыскал стихи оптимизма. Их автор Анна Опарина.

Учила бабушка меня:
«Нет, не течёт вода под камень,
А в печке не зажжешь огня,
Коль не заполнена дровами.

А если сладко хочешь спать,
Не уповай на Божью милость,
Соломку надо подстилать,
Да и следить, чтобы не сбилась.

Не смей — чужого не бери!
Своё — храни. Уж, как сумеешь.
А слёзы вытри, не реви,
От жалости к себе — слабеешь.

У Бога много не проси,
Но верь, что край придет — поможет.
Гнев неразумный погаси,
И на судьбу не злись, негоже.


Не  жди, что кто-то принесёт,
Поди, возьми, ведь ноги держат.
А коль беда — то кто спасёт?
Сама хоть что-то сделай прежде.

Пусть боязно, пусть не с руки,
Другие могут — ты пытайся.
Глаза у страха велики —
Но всё получится — старайся.

А за обиды не держись —
Прощай их…  Если бы я знала…»
Учила бабушка, а жизнь
Её науку подтверждала.

© Copyright: Александр Ерошкин, 2020
Свидетельство о публикации №220030600873

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Ерошкин

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Ерошкин

SOS SOS

Международный сигнал бедствия с кодом Морзе
Слушайте азбуку Морзе из SOS

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

SOS является кодом Морзе сигнал бедствия ( ▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ), используемый международном , который изначально был создан для использования морских судах. В формальной нотации SOS пишется с зачеркиванием, чтобы указать, что эквиваленты кода Морзе для отдельных букв «SOS» передаются как непрерывная последовательность из трех точек / трех тире / трех точек, без пробелов между буквами. В Международной азбуке Морзе три точки образуют букву «S», а три тире образуют букву «O», поэтому «S O S» стало обычным способом запоминания порядка точек и тире. ( IWB , VZE , 3B и V7 образуют эквивалентные последовательности, но традиционно SOS легче всего запомнить.)

Хотя официально SOS — это просто отличительная последовательность кода Морзе, которая не является аббревиатурой для чего-либо, в популярном использовании она связана с такими фразами, как «Спасите наши души» и «Спасите наш корабль». Более того, из-за того, что фраза «SOS» широко используется в чрезвычайных ситуациях, она вошла в широкое употребление для неформального обозначения кризиса или необходимости действий.

SOS возникла из правил морской радиосвязи, принятых правительством Германии с 1 апреля 1905 года. Он стал мировым стандартом, когда был включен в служебные правила первой Международной радиотелеграфной конвенции, подписанной 3 ноября 1906 года и вступившей в силу 1 июля 1908 года. , SOS — это азбука Морзе » процедурный сигнал » или «знак » , используемый в качестве отметки начала сообщения для передач с просьбой о помощи в случае неизбежной гибели людей или катастрофической потери имущества. Другие префиксы используются для механических поломок, запросов о медицинской помощи и ретранслируемого сигнала бедствия, первоначально отправленного другой станцией. SOS оставался морским радиосигналом бедствия до 1999 года, когда его заменила Глобальная морская система бедствия и безопасности .

SOS по-прежнему считается стандартным сигналом бедствия, который может использоваться с любым методом сигнализации. Он использовался в качестве визуального сигнала бедствия, состоящего из трех коротких / трех длинных / трех коротких вспышек света, например, от зеркала выживания . В некоторых случаях отдельные буквы «S O S» были написаны по буквам, например, отпечатаны на сугробе или сформированы из бревен на пляже. Тот факт, что «S O S» можно читать как справа, так и вверх ногами (как амбиграмму ), является преимуществом для визуального распознавания.

История

SOS была введена для аварийной морской радиосвязи с использованием кода Морзе .

Радио (первоначально известное как «беспроводной телеграф») было разработано в конце 1890-х годов и быстро было признано важным средством морской связи. Ранее морские суда применяли множество стандартизированных визуальных и звуковых сигналов бедствия, используя такие вещи, как флаги семафоров, сигнальные ракеты, колокола и туманные горны. Однако первоначально сотрудничество в стандартизации сигналов бедствия было ограничено национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями.

В 1903 году итальянский представитель на Берлинской предварительной конференции по беспроводной телеграфии , капитан Квинтино Бономо, обсудил необходимость общих рабочих процедур, включая предложение о том, что «терпящие бедствие суда … должны посылать сигнал SSS DDD с интервалом в несколько минут. «. Однако процедурные вопросы выходили за рамки этой конференции, поэтому в то время не было принято никакого стандартного сигнала, хотя в статье IV Заключительного протокола конференции говорилось, что «беспроводные телеграфные станции должны, если это практически невозможно, отдавать приоритет призывам о помощи, поступающим с судов. на море».

В отсутствие международных правил отдельным организациям было предоставлено право развивать свою собственную практику. 7 января 1904 года Международная морская коммуникационная компания Маркони выпустила «Циркуляр 57», в котором уточнялось, что для установок компании по всему миру, начиная с 1 февраля 1904 года, «судну, терпящему бедствие или иным образом нуждающемуся в помощи, нужно подавать сигнал CQD. ‘ «. Альтернативное предложение, выдвинутое в 1906 году военно-морским флотом США, предполагало, что сигналы флагов Международного свода сигналов должны быть приняты для использования по радио, включая «NC», что означает «терпящий бедствие; требуется немедленная помощь».

Германия была первой страной, которая приняла сигнал бедствия SOS , который она назвала сигналом Notzeichen , в качестве одной из трех последовательностей кода Морзе, включенных в национальные правила радиосвязи, которые вступили в силу 1 апреля 1905 года. В 1906 году в Берлине прошла первая Международная радиотелеграфная конвенция. которые привели к заключению соглашения , подписанного 3 ноября 1906 года , который вступит в силу 1 июля 1908 года конвенция была принята обширная коллекция правил эксплуатации, в том числе статьи XVI, который гласит: «терпящих бедствие судов должны использовать следующий сигнал: ▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ повторяется в короткие промежутки времени».

Лайнер Cunard RMS  Slavonia сфотографирован в день крушения 10 июня 1909 года; это самое раннее из зарегистрированных судов, которое передало сигнал бедствия SOS .

Как в немецком законе от 1 апреля 1905 года, так и в международных правилах 1906 года сигнал бедствия определяется как непрерывная последовательность кода Морзе из трех точек / трех тире / трех точек, без упоминания каких-либо буквенных эквивалентов. Тем не менее, в международном Морзе, три точки содержат буквы «S», а также три черточки буквой «О», и вскоре стало общим для неформально относятся к сигналу бедствия , как «S O S», с 12 января 1907 Electrical World о том , что «Суда, терпящие бедствие, используют специальный сигнал SOS, повторяемый через короткие промежутки времени». (В американской азбуке Морзе , которая использовалась многими прибрежными судами в Соединенных Штатах в первой половине двадцатого века, три черточки обозначали цифру «5», поэтому в некоторых случаях сигнал бедствия неофициально упоминался как » S 5 S «.)

Первыми судами, которые, как сообщалось, передали сигнал бедствия, были лайнер Cunard RMS  Slavonia 10 июня 1909 года во время плавания по Азорским островам и пароход SS Arapahoe 11 августа 1909 года, находившийся у побережья Северной Каролины . Сигнал « Арапахо» был принят станцией United Wireless Telegraph Company в Хаттерасе, Северная Каролина , и отправлен в офисы пароходной компании. Тем не менее, операторы Marconi столкнулись с некоторым сопротивлением принятию нового сигнала, и уже в апреле 1912 года, когда был затоплен RMS  Titanic , операторы Marconi смешивали сигналы бедствия CQD и SOS . В интересах согласованности и безопасности воды использование CQD, похоже, после этого прекратилось.

Более поздние разработки

Дополнительные сигналы предупреждения и бедствия последовали за введением SOS. С 20 января 1914 года, Международная конвенция Лондона по охране человеческой жизни на море принята в качестве «Безопасности сигнала» Морзе кодовой последовательность «ТТТ» ▄▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄ ▄▄▄ ▄ (три » T — х»( ▄▄ ▄▄▄ ▄ )) — интервал обычно в виде трех букв , чтобы не спутать с тремя штрихами буквы O ( ▄▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ) — и использовали для сообщений судам, «связанных с безопасностью мореплавания и носящих срочный характер».

Голосовой код «Mayday»

С развитием аудиорадиопередатчиков возникла необходимость в разговорной фразе о бедствии, и « Mayday » (от французского m’aidez «помогите мне») было принято Международной радиоконвенцией 1927 года как разговорный эквивалент SOS. Для «TTT» эквивалентным звуковым сигналом является « Sécurité » (от французского sécurité «безопасность») для обеспечения безопасности мореплавания, в то время как « Pan-pan » (от французского panne «поломка») сигнализирует о срочной, но не сразу опасной ситуации. Французский был международным языком в то время, когда они были формализованы.

Суффикс-коды Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны использовались дополнительные коды для включения немедленных сведений об атаках вражеских судов, особенно в битве за Атлантику . Сигнал «SSS» сигнализировал об атаке подводных лодок, «RRR» предупредил о нападении надводного рейдера, «QQQ» предупредил о неизвестном рейдере (обычно вспомогательном крейсере ), а «AAA» обозначил атаку самолета. Обычно они отправлялись вместе с сигналом бедствия SOS . Все эти коды позже переключились с трех повторов буквы на четыре, например, «RRRR».

Ни один из этих сигналов не использовался отдельно. При отправке SOS, а также сигнала срочности («XXX» в CW и «PAN-PAN» в голосе) и сигнала безопасности («TTT» в CW и «SECURITE» в голосе) для эффективности использовались аналогичные процедуры. Они всегда соблюдались правильно. Ниже приводится гипотетический пример сигнала SOS ; части в скобках служат только для объяснения.

SOS SOS SOS (следует экстренный сигнал бедствия )

DE ( с ) GBTT GBTT GBTT (GBTT отождествляет Queen Elizabeth 2 радиорубка, повторяется 3 раза )
( Ship ) QUEEN ELIZABETH 2 ПСН (позиция) 49 06 30 N (

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here