Топологические карты. Топографическая карта

Работа с топографической картой

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

 

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1.

Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых,

задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ

: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Читайте также:  Ножи для кухни своими руками. Способы изготовления кухонного ножа своими руками

Ответ:

Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих,

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ

: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3.

Около шоссе: 9х2Ц

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

А – асфальт

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

 

 

 

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых,

в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1

: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Читайте также:  Свинушки ядовитые грибы. Свинушка – ядовитый гриб

Ответ

: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2

: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ:

Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3.

Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ:

Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ:

Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ:

Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Читайте также:  Арбалет из рессоры чертежи. Арбалет своими руками — чертежи для изготовления арбалета

Приложение 1. Задача № 1.

Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2.

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

Справка

Топология карты создает топологические отношения между общими частями объектов. что позволяет редактировать объекты с общей геометрией одновременно. Топологию карты можно создать для точечных, линейных или полигональных слоев из шейп-файлов или классов объектов базы геоданных. Объекты могут находится в одном или нескольких слоях различных типов.

Создать топологию карты очень легко. Необходимо только выбрать слои, участвующие в топологии, и задать кластерный допуск. Кроме того, если вы щелкните инструмент Редактировать топологию (Topology Edit), не имея действующей топологии, вам будет предложено создать ее.

Поскольку топология карты основана на слоях карты, видимость слоя, в т.ч. определяющие запросы и диапазоны масштабов, также учитывается. При использовании инструментов топологии с топологией карты, редактируются только видимые объекты. Например, у вас имеется полигональный слой, который содержит коды землепользования и административные границы, но вам нужно отредактировать только коды землепользования. Можно задать определяющий запрос к слою, чтобы отобразить только объекты с кодами землепользования и скрыть административные границы. Поскольку объекты административных границ не отображаются на карте, они не будут затронуты при редактировании топологии.

С другой стороны, в случаях, когда объекты необходимо редактировать вместе, будьте внимательны при задании определяющих запросов и отключении слоев. Например, имеется слой типов лесов с определяющим запросом, с помощью которого отображаются только лиственные породы деревьев. Вечнозеленые породы на карте не отображаются. При редактировании, обновляются только видимые лиственные породы деревьев, поэтому лес перестанет быть сплошным, т.к. на границах между лиственными и вечнозелеными породами появятся пробелы. Следует убедиться, что все объекты, которые необходимо редактировать совместно, являются видимыми, что позволит добиться топологического совпадения.

  1. Щелкните Выделить топологию (Select Topology). на панели инструментов Topology (Топология). Появляется диалоговое окно Выбор топологии (Select Topology).
  2. Отметьте слои, которые будут участвовать в топологии карты. Все слои, которые сейчас находятся в текущей редактируемой области и могут участвовать в топологии, будут перечислены в диалоговом окне. Слои классов объектов аннотаций и объектов-размеров, а также классы объектов, участвующие в геометрических сетях, не могут быть включены в топологию карты, и поэтому не указываются в списке.
  3. Дополнительно, щелкните Опции (Options), чтобы просмотреть параметры кластерного допуска, который определяет, насколько близко должны располагаться ребра или вершины, чтобы они считались смежными. Как правило, кластерный допуск, использующийся по умолчанию, менять не следует, поскольку это минимально возможное значение. Повышение кластерного допуска может уменьшить число несмежных границ или несовпадающих вершин, однако установка слишком больших значений кластерного допуска может стать причиной нарушения геометрии объектов и появления искажений.
  4. Щелкните ОК.

Связанные темы

Отзыв по этому разделу?

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here