Упражнение шалаш. Необычный оркестр

Необычный оркестр

Юлия СВЕТОХИНА,
психолог,
Москва

Занятие из тренинга «Учимся сотрудничать»

Цель тренинга: развитие навыков сотрудничества.

Задачи:

• сформировать представление о сотрудничестве как одной из форм эффективного взаимодействия;

• сформировать представление об эффективном общении в рамках сотрудничества;

• познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения;

• создание сплоченной группы;

• обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта;

• отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

• тренировка коммуникативных навыков;

• формирование навыков совместной деятельности.

Общая продолжительность: 12 часов

Периодичность проведения: 1—2 раза в неделю.

Количество занятий: 6.

Продолжительность занятий: 2 часа

Контингент: учащиеся 7–11-го классов.

Количество участников в группе: 12–15 человек.

Приводим в пример одно из занятий.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель занятия: сформировать представление о сотрудничестве, эффективном общении.

Упражнение «Приветствие»

Цель: введение в атмосферу тренинга, сплочение группы

Время проведения: 5 минут.

Инструкция. Здравствуйте, рада вас всех видеть. В начале нашего занятия пусть каждый по цепочке расскажет о своем настроении и пожеланиях на этот день.

Упражнение «Необычный оркестр»

Цель: разогрев участников, введение в атмосферу тренинга, сплочение группы.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция. Представим, что мы с вами необычный оркестр. давайте найдем себе инструменты — это будут вещи, которые находятся в кабинете, всё, что может издавать звуки или с помощью чего их можно извлечь. Нашли? Послушайте, как звучит ваш предмет. Попробуйте воспроизвести какую-нибудь мелодию.

Теперь разбейтесь на пары и поиграйте в унисон. А сейчас мы разобьемся на две команды, и каждая команда создаст свою мелодию. И в завершение упражнения обе команды играют вместе.

Упражнение «Карандаши»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: карандаши, по одному на пару.

Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.

Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.

— Вытянуть руки вперед, отвести назад.

— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.

— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

— Присесть, встать.

— Шагнуть вперед, поднять руки.

— Держать карандаш безымянными пальцами.

— Держать карандаш мизинцами.

— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.

Читайте также:  Верша для моря. Ловушка для рыбы и раков (верша паук) отзывы

Обсуждение

• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?

• На что ориентироваться при выполнении этих действий?

• Как установить необходимое взаимопонимание?

Ведущий. Наш тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.

Упражнение «Что такое сотрудничество?»

Цель: разобраться в понятии «сотрудничество»; сплочение группы.

Время проведения: 25 минут.

Материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры, ручки.

Инструкция. Сейчас мы с вами рассмотрим понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела прочитать вам и обсудить одну притчу, которую прочла недавно в одной книге. Слушайте внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о чем она, какую мысль в себе несет.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше — у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:

— Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек — а здесь люди этими же ложками кормят друг друга».

Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.

Ведущий.Для дальнейшей работы нам надо разбиться на подгруппы. Для этого давайте встанем и немного разомнемся, подвигаемся. Представьте, что вы «атомы», которые хаотично и беспорядочно движутся в пространстве. Когда я хлопну в ладоши и назову число, «атомы» должны объединиться в «молекулы», то есть в группы с тем количеством человек, которое я назову.

Ведущий хлопает в ладоши и называет числа, пока группа не разобьется на подгруппы с примерно равным количеством участников.

Ведущий.Итак, у нас получилось несколько маленьких групп. Теперь пусть каждая группа возьмет себе стулья и расположится в кабинете так, чтобы не мешать другим группам. Молодцы! Сейчас за 5–7 минут в подгруппах вы должны будете написать ответы на несколько вопросов, я их запишу на доске, а также раздам бланки с вопросами каждой группе. Каждая группа получит также по листу бумаги и по одной ручке. Всем понятно задание?

Читайте также:  Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Вопросы

• Что такое «сотрудничество»?

• Список качеств, необходимых для сотрудничества.

• Список умений, необходимых для сотрудничества.

• Цели сотрудничества.

Ведущий.На работу у вас есть 5 минут. Время пошло.

Участники работают в подгруппах, затем по истечении времени садятся опять в круг подгруппами, как они работали, и обсуждают, что написала каждая подгруппа. В кругу по очереди один из членов подгруппы озвучивает, что они написали. Ведущий записывает это на доске, и совместными усилиями составляется общий список ответов на вопросы.

Вместе с участниками ведущий составляет ромашку, где сердцевина — это слово «сотрудничество», а лепестки — то, что в него входит.

Упражнение «Давайте вместе»

Цель: овладение умением чувствовать друг друга, быть одной командой.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция. Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Я буду считать. На счет «три» все одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.

Упражнение «Аборигены и инопланетяне»

Цель: развитие навыков общения.

Время проведения: 15 минут.

Группа делится на две подгруппы: первая — аборигены, вторая — инопланетяне.

Инструкция для аборигенов. Вы — аборигены. Где вы живете и чем занимаетесь, а также каковы ваши обычаи — вы выбираете сами, у вас будет на это 5–7 минут. Но надо иметь в виду одну вашу особенность — вы плохо знаете язык и на вопросы можете отвечать только односложно. Кивок головой обозначает «нет». Слово «нет» означает «да». Слово «да» в речи аборигенов отсутствует. Если в вопросе содержатся слова «любовь», «любить», «любите», аборигены выбрасывают руку вперед и показывают «классно». Итак, у вас есть 5–7 минут, чтобы договориться о своих обычаях. Знайте, что случилось чудо: к вам прилетели инопланетяне с дружеским визитом и хотят о вас узнать. После того как вы договоритесь между собой, вы встретитесь с ними и пообщаетесь.

Инструкция для инопланетян. Вы — инопланетяне, вы прилетели на чужую планету, чтобы познакомиться с ее жителями — аборигенами. Ваша цель: узнать как можно больше об аборигенах, задавая им вопросы. Но у них есть одна особенность — отвечать они могут только односложно. У вас есть 5 минут, чтобы придумать вопросы, которые вы будете задавать, но можете их придумывать и по ходу встречи.

Подгруппы рассаживается на стульях полукругом.

Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях жизни и общения аборигенов.

Обсуждение

• Что чувствовали аборигены и инопланетяне?

• Легко ли аборигенам было говорить?

Упражнение «Волшебный чемоданчик»

Цель: ритуал завершения, закрепление полученного опыта.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: листы бумаги, мелки, карандаши.

Инструкция. Сейчас я предлагаю вам подумать, что было важным для вас в сегодняшнем занятии. Затем возьмите по листу бумаги и карандаш, какой вам понравится, и нарисуйте то, что соответствует сегодняшнему дню. Это может быть какой-нибудь предмет, или явление природы, или животное — все, что вам захочется, только время ограничено — всего 3–5 минут.

Читайте также:  Как крутить клеща в какую сторону. Как правильно вытащить клеща самостоятельно

Обсуждение

Каждый участник по кругу рассказывает о том, что он вынес из сегодняшнего занятия, какой и почему цвет выбрал, что означает предмет, который он нарисовал.

Участники рассказывают об эмоциональном отношении к прошедшему занятию и задают вопросы.

Занятие на КВН “Мозговой штурм”

Технологическая карта 13-го занятия.

Тема занятия:КВН “Мозговой штурм”

Цель занятия:интеллектуальная разминка, «включение» креативных способностей.

Задачи занятия:

— Способствовать творческому поиску.доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

-Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

-Воспитывать навыки позитивного общения в команде, умение поддерживать свою команду.

Оборудование: презентация, анкеты для опроса.

План занятия:

  1. Приветствие учащихся

  2. Мотивация на предстоящую деятельность (упражнение «Геометрические фигуры»)

  3. Знакомство с «Мозговым штурмом»

  4. Подведение итогов занятия

  5. Организация на выход

Развёрнутый сценарий занятия.

Упражнение №1 «Геометрические фигуры»

За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб– за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.

Вовлечение в упражнение

Участие в упражнении

Основная часть

Знакомство с «Мозговым штурмом»

Каждый берет в руки ручку, листок бумаги и собственные мозги, после чего начинает писать все, что ему лезет в голову, желательно похожее на шутку, идею, или оригинальный ход. Через 10 минут листочки передается по кругу. Получив такой листок, каждый начинает заниматься следующим: либо “добивает” репризу товарища, либо перефразирует ее по-своему, либо пишет репризу на тему уже написанной предшественником. В конце концов — пишет все, что ему приходит в голову. Через 10 минут листок передается вновь и так до полного прохождения круга. В конце этого скучного действа желателен перекур — для лучшего восприятия «искрометного юмора своих товарищей по перу». Далее кто-нибудь, желательно с нормальной дикцией, собирает все листки и начинает зачитывать продукты группового творчества. Репризы, вызвавшие здоровый смех и идеи, вызвавшие такой же интерес, отмечаются. Затем положительные результаты вносятся в архив команды. Только не надейтесь, что с каждым штурмом ваш архив будет распухать, как дрожжевое тесто. Дай бог, если из одного такого штурма выход составят хотя бы 5 реприз, достойных внимания. Но именно таким образом формируется банк реприз, который в последствии ляжет в основу ваших гениальных сценариев приветствий, музыкалок и домашних заданий.

Мозговой штурм можно проводить и тематически. На каждый круг дается определенное направление. Например: “Пишем сначала про рекламу, потом про Правительство, потом про погоду!” и…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here