Условные обозначения сад. Условные обозначения растений в ландшафтном дизайне

Страница 35: Условные знаки для топографических планов масштабов (30176)


Порядок расстановки условных знаков культурной растительности определен в п.503.

Дорожную сеть, пересекающую контуры культурной растительности, передают установленными для дорог обозначениями, санитарные разрывы в этих контурах — знаком полевых дорог, а по дополнительным требованиям — в сочетании с показателем ширины разрывов в метрах. Узкие вспаханные полосы между рядами деревьев или кустарников в пределах садов, ягодников, виноградников, питомников и плантаций на топографических планах показывать не следует.

544 (409). Условный знак фруктовых садов предусмотрен для изображения садов с любыми породами фруктовых деревьев, включая цитрусовые. По дополнительным требованиям в контурах садов дают перспективный знак фруктовых деревьев, надпись с названием их породы (например, яблоня, лимон и т.п.) и показателем средней высоты в метрах.

Сады с декоративными деревьями графически обозначают так же, как и фруктовые, но без названия и характеристики насаждений, а с надписью декор.

545 (409). Коллективные сады — это самостоятельные землепользования. Они подлежат выделению на топографических планах особой пояснительной надписью. Последняя должна соответствовать тому, как данный конкретный сад называть в натуре, но вместе с тем требуется согласование этого вопроса с местными органами власти. Как правило, надписи у коллективных садов характеризуются такими формами: коллективный сад, коллект. сад НИИгазпрома, садовый участок, сад уч. зав. Борец и т.п.

При изображении коллективных садов не предусматривается показ внутриусадебных ограждений и тропинок, а также выделение мелких контуров с различными культурами. Соответственно кружки условного знака садов наносят для всей данной территории в единой разграфке.

546 (410). Ягодники — земельные участки, используемые для выращивания кустарниковых (включая полукустарники и кустарнички) и травянистых многолетних растений, дающих съедобные ягоды. К числу наиболее распространенных относятся ягодники с посадками малины, смородины, крыжовника, клубники (садовой земляники).

Условный знак ягодников — крупные точки по разграфке «в клетку» — наносят на планы масштабов 1:5000 и 1:2000 в двояком порядке: для малых и узких контуров — через 3 мм, остальных — через 5 мм, т.е. так же, как на планах масштабов 1:1000 и 1:500.

547 (411). Виноградники показывают на топографических планах всех масштабов условным знаком единой конфигурации и одинакового размера. Этот знак дают обязательно в вертикальном начертании рядами, параллельными южной рамке.

548 (412, 413). Комбинированные обозначения фруктовых садов с ягодниками и фруктовых садов с виноградниками рассчитаны на передачу данных угодий с равномерным чередованием различных культур. Соответственно их условные знаки наносят в общей разграфке поочередно по всему контуру. Если какие-либо из культурных растений посажены среди данных плодовых в отдельных местах, то знаки этих растений дают только по приуроченности.

549 (414). Плодовые питомники представляют собой земельные участки, используемые в целях выращивания посадочного материала для фруктовых садов, ягодников и виноградников. В питомниках осуществляют отбор культур для пересадки, в связи с чем не требуется давать на планах их названия.

550 (415). Для передачи при топографических съемках плантаций технических культур установлено единое графическое обозначение в сочетании с пояснительными надписями, содержащими название культуры, указание на ее жизненную форму (древесную, кустарниковую или травяную).

Применение условного знака плантаций предусмотрено только для изображения многолетних насаждений и на участки с севооборотными культурами не распространяется.

551 (416). Газоны и клумбы имеют на планах единое обозначение. При этом к газонам относят участки с травяной растительностью (в населенных пунктах, а также у транспортных и других сооружений) со специально посеянным или сохраненным в декоративных целях травостоем. Соответствующие площадки, находящиеся на стадии оформления или частично поврежденные, следует считать также газонами. При больших размерах газонов расстояние между их условными знаками в разграфке разрешается увеличивать.

Цветочные клумбы разбивают как на газонах, так и вне их. Показ клумб предусматривается, как правило, для планов масштаба 1:2000 и крупнее. Единичные наиболее крупные клумбы, выделяющиеся на городских площадях, могут быть воспроизведены и в масштабе 1:5000, причем для их передачи следует использовать тот же условный знак.

Контуры газонов и клумб (в том числе и приуроченных к газонам) ограничивают на планах штриховым пунктиром или сплошной линией, в последнем случае при наличии бортового камня.

552 (417). К пашням на топографических планах универсального назначения следует относить все находящиеся вне населенных пунктов систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур площади, для передачи которых не требуется отдельных знаков (например, рисовых полей). К пашням же причисляют площади с посевами многолетних трав и пары. Кроме того, на данных планах условным знаком пашни показывают залежи — ранее использовавшиеся под пашню земли со следами обработки.

Читайте также:  Гражданское оружие самообороны не требующее лицензии. Лучший пистолет для самообороны без лицензии

Участки, распахиваемые для улучшения естественных кормовых угодий и засеваемые соответствующими предварительными культурами, а также участки, используемые под посевы на междурядьях в садах, пашнями не считаются.

При изображении пашен применяют пояснительные надписи в полной форме или сокращенной (буква П — для малых участков).

Детализированный показ пашен, предусмотренный содержанием топографических планов сельскохозяйственного назначения, регламентируется далее в п.557.

553 (417). Огородами на топографических планах универсального назначения принято показывать приусадебные участки в населенных пунктах, занятые сельскохозяйственными культурами, за исключением тех, которым присвоены особые условные знаки (например, ягодники).

Для передачи огородов применяют пояснительную надпись огороды, с размещением ее при смыкающихся участках независимо от наличия между ними ограждений, или ог. — в мелких изолированных контурах.

554 (418). Поля, занятые посевами риса, подразделяют в зависимости от характера и обеспечения водой на 1) богарные — увлажняемые атмосферными осадками или дождевальными установками; 2) затопляемые водой через оросительные системы периодически на срок до трех месяцев и в течение большей части года.

Богарные рисовые поля и залежи передают на топографических планах универсального назначения как обычные пашни. Затопляемые рисовые поля, представляющие существенные трудности для передвижения пешеходов и автотранспорта, изображают особым знаком. Условные обозначения рисовых полей применяют независимо от того, засеваются ли они данной культурой бессменно или в порядке севооборота.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ

555. Знаки, сосредоточенные в таблицах 96-101, предназначены для создания специализированных топографических планов с дополнительной нагрузкой сельскохозяйственного назначения (применительно к требованиям землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра, мелиорации, линейных изысканий и строительства в сельской местности). Комбинированием этих обозначений и общетопографических, а также применением пояснительных надписей обеспечивается возможность воспроизведения на данных планах всех типов угодий и их качественного разграничения, перехода к единым топографическим знакам при составлении по специализированным планам универсальных топографических карт масштабов 1:10000 и более мелких.

556. Сельскохозяйственными угодьями называют земельные участки, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. В состав этих угодий входят пашни, залежи, сенокосы и пастбища, а также многолетние насаждения (сады, ягодники, виноградники, плантации). Последние традиционно для топографических планов выделены в самостоятельный подраздел «Культурная растительность» (табл. 93-95).

При передаче сельскохозяйственных угодий число сочетаний условных знаков в одном контуре должно быть не более трех, причем один из знаков принимают за определяющий тип угодья (и соответственно его название), а два других — как характеризующие качество этого угодья. Смежные контуры одинаковых угодий, не имеющие ориентирного значения, могут быть объединены, а малые — присоединены к крупным, если расстояние между ними на плане менее 1 мм.

557 (419-425). К пашням на топографических планах сельскохозяйственного назначения относят те же земельные угодья (кроме залежей), что и на топографических планах универсального назначения (п.552).

Детализированной передачей пашен при данной топографической съемке предусматривается их разделение на богарные (в районах поливного земледелия), осушенные открытым и закрытым дренажем, с оросительной сетью, орошаемые, лиманного орошения, заливные, засоренные камнями, с осушительно-оросительными системами (п.562).

Основной условный знак пашен — контур без заполнения его площади графическими обозначениями. Как правило, он должен сочетаться с буквой П русского алфавита, размещаемой на плане для большей читаемости пашен среди изображения других угодий. При больших размерах контуров эту букву дают без разграфки через каждые 10-15 см плана.

Знаком пашен на специализированных планах также показывают находящиеся в личном пользовании трудящихся огороды и приусадебные участки (с выделением древесно-кустарниковой растительности), в том числе частично расположенные вне населенных, пунктов. В их контурах вместо буквы П предусматривают пояснительные надписи — полные, при достаточной площади одного из этих угодий, компактном расположении нескольких одинаковых, или сокращенные соответственно до вида ог. или ус. (т.е. приусадебный участок).

558 (426-434). Залежи — это земельные участки, которые ранее использовали под пашню, но более одного года (начиная с осени) не засевают сельскохозяйственными культурами и не подготавливают под пар. К залежам не относят распаханные участки других угодий, оставленные для естественного зарастания.

При создании топографических планов сельскохозяйственного назначения залежи подразделяют на показываемые одним условным знаком — чистые и комбинированием обозначений — богарные, рисовые, осушенные открытым и закрытым дренажем, с оросительной сетью, в зоне орошения (трех качественных категорий), лиманного орошения, заливные и засоренные камнями, с осушительно-оросительными системами (п.562).

Читайте также:  Как физически подготовиться к походу?

559 (435-443). К сенокосам относят земельные участки, травостой которых систематически используют для сенокошений. На топографических планах сельскохозяйственного назначения предусмотрена дифференциация данных угодий на чистые, коренного улучшения, осушенные открытым и закрытым дренажем, с оросительной сетью, орошаемые, лиманного орошения, заливные, заболоченные, засоренные камнями, галькой или песком, с осушительно-оросительными системами (п.562).

В целях согласования нагрузки универсальных и специализированных топографических планов, для последних предусмотрен показ сенокосов знаками травяной растительности, а именно луговой и степной, в сочетании с надписью сенокос и обозначениями качественной его характеристики.

560 (444-453). Пастбищами на топографических планах сельскохозяйственного назначения передают земельные участки, систематически используемые для выпаса, а также участки с растительностью, пригодной на корм скоту, и притом не являющиеся залежью или сенокосом. Пастбища подразделяют на чистые, культурные, коренного улучшения, осушенные открытым и закрытым дренажем, с оросительной сетью, орошаемые, лиманного орошения, заливные, заболоченные, засоренные камнями, галькой или песком, с осушительно-оросительными системами (п.562).

На данных планах пастбища изображают двояко: малые их контуры — особым условным знаком (угол острием вверх), все остальные — комбинированием обозначения имеющегося травостоя с пояснительной надписью пастбище и дополнительными знаками — соответственно классификации этого угодья. При съемке пастбищных угодий в засушливых районах предусматривается выделение обводненных, т.е. с обеспеченным водопоем выпасаемого скота, и сезонных, по использованию — для отгонного животноводства. При площади контуров 15 см и более удаленных от поселений их передают путем дополнения пояснительной надписи до вида пастбище (обв.), пастбище (отг.-весен., осен.).

Культурными пастбищами считают участки, на которых благодаря комплексному улучшению создан хороший травостой, систематически проводится уход за ним (включая внесение удобрений) и осуществляется загонный (порционный) выпас скота. На планах их выделяют дополнительной надписью культ. пастбище или, для долговременных культурных пастбищ, буквенными индексами — ДКП. Ограждения культурных пастбищ и их отдельных частей показывают соответствующими знаками, при необходимости в сочетании с пояснительной надписью, например, электропастух (зн. N 476).

561 (454). Участки, на которых ведется мелиоративное строительство, следует на топографических планах сельскохозяйственного назначения оконтуривать и выделять надписью млр. стр., но при этом с сохранением графического обозначения имеющегося в натуре угодья.

К участкам в стадии восстановления плодородия относят такие, на которых техническая рекультивация закончена и проводится комплекс мероприятий по биологической рекультивации (возобновление растительности).

562. Применение условных знаков сельскохозяйственных угодий, предназначенных для дальнейшего подразделения на планах качественных характеристик земель, должно регламентироваться следующими положениями.

Как выражают свои идеи в плане ландшафтные дизайнеры:
условные обозначения деревьев, кустов, живоплотов и других элементов сада.
Рисунки, эскизы и чертежи незаменимы в ландшафтном проектировании, поскольку они достоверно отражают все тонкости задуманного проекта,
авторское видение ландшафта, передают не только технологию, но и идею устройства сада. Архитектурные чертежи, эскизы и рисунки являются
универсальным языком профессионального общения всех людей, участвующих в создании сада: агронома, архитектора, художника, дизайнера,
С помощью плана – генерального или дендрологического – вы можете донести свои идеи и до заказчика и до подрядчика. Если заказчик обращается
к дизайнеру за профессиональной помощью, он вправе рассчитывать на грамотно выполненный чертеж, по которому можно будет спланировать
участок. Сегодня у вас широкий выбор возможностей создания чертежей: как вычерчивание их вручную, так и с помощью компьютерных технологий.
Сегодня у вас широкий выбор возможностей создания чертежей: как вычерчивание их вручную, так и с помощью компьютерных технологий.
Пользуйтесь тем, что для вас окажется самым приемлемым. Но помните, что рисунки и надписи от руки часто придают плану большую
индивидуальность, чем использование дорогостоящей техники.
Рис.1 — Стандартные симолы растений в программе ArchiCAD
У каждого ландшафтного дизайнера свой собственный специфический метод разработки планов поэтому вряд ли два разных дизайнера прибегнут
к одной и той же схеме. Самое важное – найти простое и, соответственно достаточно быстрое решение для демонстрации взаимодействия между растениями, чтобы не только заказчику, но и самому дизайнеру стало очевидно соотношение контрастов или баланса формы, структуры и цвета в предполагаемых насаждениях.
Рис. 2 — Примеры изображений растений в плане, используемых в программе Realtime Landscaping Architect:
Жестких, раз и навсегда установленных правил, не существует – экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит именно вам.
Как у большинства дизайнеров, ваш специфический графический стиль разовьется с практикой. Комбинируйте различные методы, изучайте работы
других ландшафтных дизайнеров, обращая свое внимание на то, как они представляют свои планы.
Ключ к условным обозначениям в ландшафтном дизайне
Для того, чтобы заказчик сумел разобраться в вашем плане, он должен понимать все его условные обозначения. Эти обозначения должны быть
простыми как в исполнении, так и в трактовке их смысла.
Символы растений можно использовать для того, чтобы различать их по характеру, но при этом нужно стремиться к простым, стилизованным
изображениям и помнить, что дендроплан должен, прежде всего, точно указывать функции и местоположение растений. Но помните также, что
дендроплан – это чертеж, в котором не нужно подробно показывать каждый лист и цветок.
Есть негласное правило – отмечать центральные точки всех деревьев. Их важно отмечать, поскольку они указывают на месторасположение, а также
на различие между деревом кустом – наличие ствола.
Контуры каждого символа обозначают разрастание того или иного растения. Например, у дерева это ширина кроны.
Рис. 3 — Примеры условных обозначений лиственных деревьев
Увеличение визуального эффекта планов.
Четкие линии, использованные для обозначения деревьев, расширяют план, придавая ему трехмерность. Обычно деревья доминируют в саду, а для
того, чтобы это подчеркнуть, их следует рисовать толстыми линиями.
Рис. 4 — Примеры условных обозначений хвойных деревьев
Используйте линии различной толщины в соответствии с размерами и значимостью того или иного растения. Если при разработке области посадок
был сделан упор на специфический колер или определенный цвет в конкретное время года, на плане это можно обозначить таким же цветом,
что придаст живость изображению и поможет заказчику уяснить ваши намерения. Однако помните, что не все растения цветут в одно и то же
время, поэтому утверждать обратное будет не корректно.
Прозрачность больших деревьев. Большие деревья обозначайте с прозрачной кроной, чтобы показать все, что спроектировано под ними.
Подчеркивание различий между вечнозелеными и листопадными растениями. Выделите все вечнозеленые растения, задавая им большую
тональность, густоту штриховки – при работе на компьютере (нанести еще один слой сверху, либо с обратной стороны бумаги).
Рис. 5 — Примеры условных обозначений кустов
Тени. Для придания плану глубины, помимо перьев различного размера, можно использовать эффект светотени. Сначала определите направление
севера: тени должны падать против солнца. В данном случае направление тени условно (например, тень будет падать с северной стороны каждого
объекта на плане, а ее длина – равняться высоте объекта), поскольку ее наносят лишь для повышения графической ценности плана, что делает
его реалистичнее, и следовательно, доступнее пониманию заказчика. Чем выше объект, тем длиннее тень.
Однако, нанося тени для придания плану выразительности, не следует рисовать их повсюду.
Цвет. Старайтесь выбирать реалистичную цветовую гамму. Решите, чтобы вы хотели показать – лучше быть избирательным и выделить цветом только
некоторые заметные зоны, такие как мощение, газон, вода или растения. Используйте земляные оттенки коричневого, серого или зеленого либо
представьте цветущие растения в холодных ли теплых тонах. Помните, особенно работая карандашом, что поверхностей одинакового цвета очень
мало, даже мощение и газон имеют массу оттенков и тонов.
Рис. 6 — Примеры обозначения: живоплоты и въющиеся растения (верхний правый угол);
элементы сада (слева); камней (нижний левый угол)
В статье предложены условные обозначения для графического изображения на чертежах отдельных растений, характеризующих форму кроны
и окраску листьев. Эти обозначения рекомендуется применять не во всех случаях, а только для отдельных отведенных мест, для обозначения
декоративных групп, одинаров (солитеров), или участков, выделяемых в проекте особыми требованиями планировки и застройки участка. Особенно
большие площади чертежа следует выполнять упрощенными обозначениями для отдельных растений, групп или массивов.
Основная цель любого плана, создаваемого ландшафтным дизайнером, — донесение идей до клиента. Специфика планировки может быть
самой разнообразной, поэтому дизайнер, как правило, разрабатывает свой собственный стиль, который адаптирует к конкретному заданию.
Приведенные здесь цветные иллюстрации отражают широкий спектр работ. Экспериментируйте с графикой, пока не найдете метод,
соответствующий вашим способностям и вызывающий доверие клиента.
Надеемся, что с помощью этого материала вы создадите свой специфический и неповторимый графический стиль. Успехов вам!
Использованная литература:
1. Р. Александер, К. Бэтстоун. Дизайн сада. Профессиональный подход. – Кладезь-Букс, 2006. – 135 с.
2. Д.Г. Скакова. Ландшафтное проектирование сада.- М.: ЗАО «Фитон+», 2010. -144 с.
3. М. И. Черкасов. Композиция зеленых насаждений. — 1960, 344 с.
Также была обработана масса графического материала отечественных и зарубежных сайтов для создания приведенных здесь иллюстраций.
Использованы условные обозначения, разработанные лично нами.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here