Условные знаки это 5 класс. География. 5 класс

методическая разработка по географии "Условные знаки"
методическая разработка по географии (5 класс)

Тема: "Условные знаки"

Цель: познакомить учащихся с  условными знаками и их видами.

Задачи:

Образовательные:

—  сформировать знания об условных знаках и их видах;      

—  научиться самостоятельно составлять план местности;    

— уметь рассуждать и делать выводы;

— излагать и аргументировать свою точку зрения;

 Развивающие:

 — развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

— продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;

 -развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

— воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.

-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

— учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

—  анализ синтеза;

— сравнение;

— обобщения и классификации;

— доказательства;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— построение цепочек рассуждения.

2.  Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 10 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. II. Актуализация опорных знаний

-Какую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке?

  1. Сравнительная характеристика глобуса и карты.

III.  Выявление места и причины затруднения

Вступительное слово учителя СЛАЙД

Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (план местности)

— Расскажите, что вы видите на плане местности? (ответы учащихся,  затруднение)

— Опишите мне местность? (затруднение учащихся)

— Почему вы не знаете?

— Так, что же нам нужно сегодня изучить, чтобы легко описывать местность?

— Давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы учащихся)

Читайте также:  Свинухи грибы съедобные или нет. Свинушка — ранее был условно-съедобным, сейчас отнесён к ядовитым. Показываю на фото.

СЛАЙД   (Условные знаки)

IV. Построение проекта

Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

А давайте наметим план действий.

План урока СЛАЙД 7

  1. Условные знаки                 2. Виды условных знаков.

V. Реализация проекта

Учитель: Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.

Я решила вас поделить на группы:

1-я группа будет работать по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в учебнике в параграфе 12, и отмечаем их карандашом.

  1. Что такое условные знаки?
  2. Зачем нужны условные знаки?
  3. Какие цвета используют картографы, если нужно показать лес, воду?
  4. Что такое легенда?
  5.  Для чего нужна легенда?

2-я группа также будет работать по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в учебнике в параграфе 12, и отмечаем их карандашом.

  1. На какие виды делятся условные знаки?
  2. Что обозначают линейные знаки?
  3. Что обозначают площадные знаки?
  4. Что обозначают точечные знаки?

3-я группа работает по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в атласе на стр. 2-3.

  1. Определите, какими знаками обозначены реки?
  2. Как показано направление течения рек, каким цветом подписаны их названия?
  3. Определите, каким знаком обозначены болота
  4. Установите условные знаки колодца и родника.

На все задания, буквально 5 минут. Затем проверяю их.

Итак, подведем итоги.

VI.  Включение в систему знаний и повторение

Задание №4: Разделите условные знаки, изображенные на рисунках на три группы.

     1                             2                            3                                4

    5                          6                                  7                              8

Читайте также:  Что делать при термическом ожоге кожи. Первая помощь при термических ожогах

Линейные   5 6

Площадные   1 2 3 4 7

Точечные  8

Задание №5: Дополните текст условными знаками.

Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли _____________. Потом они вышли _______________. Было жарко, и мальчики остановились попить воды _______________. Потом они вышли _______________.

Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли [по дороге; по тропинке; через лес (хвойный, лиственный); по мосту через реку; …]. Потом они вышли [к реке; к озеру; …]. Было жарко, и мальчики остановились попить воды [из родника; из колодца; у дома лесника; …]. Потом они вышли [ к дороге].

VII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…

Домашнее задание:

параграф 12; составить сказку Гуси-лебеди; выучить условные знаки атлас стр. 2-3

География. 5 класс

География, 5 класс

Урок 08. Условные знаки. Масштаб.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению условных знаков и знакомству с различными видами изображений земной поверхности.

Ключевые слова

Условные знаки, Масштаб

Тезаурус

Масштаб – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Условные знаки — это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты.

Легенда – изображение всех условных знаков, которые использованы на данной карте или плане, с объяснением их значений.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Условные знаки – графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.
Без знания букв нельзя прочитать книгу. Музыканты из разных стран понимают друг друга, так как используют особый язык – ноты. Для математиков таким языком являются цифры. Химики используют язык символов химических элементов. 
Для географов таким языком является язык карты. Знаки и обозначения на ней поймет и ученый, и геолог, и военный любой страны. Этот язык помогает создавать планы местности, карты, ориентироваться на любой территории.  Без знания условных знаков нельзя понять изображение местности.

На уроке мы узнали для чего нужны условные знаки и масштаб. Условные знаки и масштаб необходимы, чтобы правильно читать план и карту и представлять изображённую на них территорию в реальных размерах.

Читайте также:  Как сделать ручку для ножа из дерева. Ручка для ножа

Масштаб плана или карты — величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности. Различают три вида масштаба: численный, именованный и линейный. Масштаб, записанный в виде отношения (1:5000), называется численным. Этот же масштаб можно выразить словами: в 1 см 50 м. Такой масштаб называется именованным. Для измерения расстояний на плане или карте удобно пользоваться линейным масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделённой на сантиметры.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов;

Текст вопроса: Подчеркните, что обязательно указывают на плане?

Варианты ответов:

1. Масштаб

2. Направление ветра

3. Стороны горизонта

4. Названия растений

Правильный вариант ответа:

1. Масштаб

2. Направление ветра

3. Стороны горизонта

4. Названия растений

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное

Текст вопроса: Разместите последовательно этапы составления плана участка.

Варианты ответов:

А) Изобразите объекты условными знаками, подпишите заголовок плана

Б) Зафиксируйте визирной линейкой направления на выбранные объекты, не поворачивая планшет. Прочертите лучи направлений

В) Подготовьте планшет

Г) Определите шагами расстояние до объектов. Выберите масштаб плана в зависимости от расстояния. Отложите расстояния в масштабе по лучам направлений

Д) Выберите на местности точку полюса и отметьте её на планшете. Сориентируйте планшет и отметьте на нём стрелкой направления на север и юг

Е) Выберите на местности объекты вокруг точки полюса, которые будут изображены на плане

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

В) Подготовьте планшет

Д) Выберите на местности точку полюса и отметьте её на планшете. Сориентируйте планшет и отметьте на нём стрелкой направления на север и юг

Е) Выберите на местности объекты вокруг точки полюса, которые будут изображены на плане

Б) Зафиксируйте визирной линейкой направления на выбранные объекты, не поворачивая планшет. Прочертите лучи направлений

Г) Определите шагами расстояние до объектов. Выберите масштаб плана в зависимости от расстояния. Отложите расстояния в масштабе по лучам направлений

А) Изобразите объекты условными знаками, подпишите заголовок плана

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here