Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающийся простой узел. Этот узел служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже при натяжении троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку. (рис. 91)
Развязывающаяся восьмерка. Если обыкновенную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т.е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающий  стопор. (рис. 92)
Развязывающийся бегущий простой узел. Бегущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстроразвязывающий, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстроразвязывающим узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если потянуть за ходовой конец, торчащий из петли. Это узел очень распространен в мире. Он применяется для зачаливания лодки за пал, для привязывания лошадей за уздечку к привязи. А чтобы узел не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис.93 б).   (рис.  93)
Рифовый узел. Свое название он получил от слова "риф-штерт" — небольшой ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым связывали подобранную к нижней части шкаторине паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается. Применяется для связывания штетов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, а также в обиходе для завязывания шнурков на ботинках.  (рис.94)
Двойной рифовый узел. Еще его называют фаловым узлом. Моряки им почти не пользуются. Вяжется он также, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. (рис. 95)
Развязывающийся ткацкий узел. Отличный ткацкий узел — "родной брат" шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец торса пропустить под коренной сложенным вдвое. (рис. 96)
Калмыцкий узел. Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о происхождении. На рис. 97 дана принципиальная схема вязки этого узла, на котором показано взаимное расположение концов троса относительно друг друга. Применяется для временного крепления бросательного конца к огону швартова, при подаче последнего с судна на причал. А если в петля этого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться бысторазвязывающим. (рис. 97)
Развязывающийся самостягивающийся узел. Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. (рис. 98)
Шлюпочный узел. Применяется при буксировке шлюпок. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. (рис. 99)
Мельничный узел. Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. (рис. 100)
"Мокрый" полуштык. Многие узлы, когда намокнут трудно развязать. Именно этот узел был придуман моряками для такой ситуации. Применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Как узел сильно не затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать. (рис. 101)
Курьерский узел. Он служит для тех же целей что и "мокрый" полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Развязывается не так быстро как предыдущий. (рис. 102)
Ведерный узел. Что сделать, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Применяют этот "дистанционный" узел. Веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный на верху. С помощью этого узла можно опустить ведро с водой, поставить на землю и снова поднять веревку наверх. (рис. 103)
Пиратский узел. Принцип  такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-другому. Этими узлами пользуются скалолазы и строители. (рис. 104)

English (auto-detected) » Russian

Читайте также:  Значки на карте география. Условные знаки

7. Быстроразвязывающиеся узлы

Теги:&nbspморские узлы, такелаж

Содержание.

Развязывающийся простой узел (рис. 91). Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.

Рис. 91. Развязывающийся простой узел

 

Развязывающаяся восьмерка (рис. 92). Если обыкновенную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор.

Рис. 92. Развязывающаяся восьмерка

 

Развязывающийся бегущий простой узел (рис. 93). Бегущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли. С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис. 93. б).

Рис. 93. Развязывающийся бегущий простой узел
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

Рифовый узел (рис. 94). Свое название он получил от слова ‘риф-штерт’ — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым ‘брали рифы’, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, ‘раздернуть’. Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

Читайте также:  Как отбиться от медведя. Как защититься от медведя в лесу

Рис. 94. Рифовый узел

В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике.
Этот узел известен в обиходе под названием ‘узел с одним бантиком’. Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.

 

Двойной рифовый узел (рис. 95). Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется ‘петельным узлом’ и ‘репейком (бантом)’. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

Рис. 95. Двойной рифовый узел

 

Развязывающийся ткацкий узел (рис. 96). Отличный ткацкий узел — ‘родной брат’ шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.

Рис. 96. Развязывающийся ткацкий узел

 

Калмыцкий узел (рис. 97). Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, как он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи не вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.

Рис. 97. Калмыцкий узел

На рис. 97 дана принципиальная схема вязки калмыцкого узла, на которой показано лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.

Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него. Затем движением левой руки переместите коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки. После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел.

Читайте также:  Мини арбалет своими руками в домашних условиях. Как собрать арбалет в домашних условиях.

Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.

 

Развязывающийся самозатягивающийся узел (рис. 98). Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

Рис. 98. Развязывающийся самозатягивающийся узел

 

Шлюпочный узел (рис. 99). Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Рис. 99. Шлюпочный узел

 

Мельничный узел (рис. 100). Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец.

Рис. 100. Мельничный узел

 

‘Мокрый’ полуштык (рис. 101). Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали узел с названием ‘мокрый полуштык’. Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.

Рис. 101. ‘Мокрый’ полуштык

 

Курьерский узел (рис. 102). Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.

Рис. 102. Курьерский узел

 

Ведерный узел (рис. 103). Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого ‘дистанционно развязываемого’ узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here