Узел крепкий намертво. Как завязать узлы на веревке? Самые надежные узлы

Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью. Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки. Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

· «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;

· «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;

· «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;

· «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;

· «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;

· «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

· Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;

· Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;

· Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Практиковаться лучше на булине

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:

· Формируем петлю сверху вниз;

· Пропускаем ходовой конец в петлю;

· Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.


Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке».

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень. Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

Читайте также:  Действие происходит в лесу где многое зависит от умения всадника ориентироваться. 6 способов как ориентироваться в лесу.

· Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;

· Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;

· Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!

Спасибо, что вы с нами!

12 надёжных узлов для выживания.

Булинь — беседочный узел.

Булинь

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

  Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 — 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

  Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Читайте также:  Как вязать самозатягивающийся узел на леске. Самозатягивающийся узел

Португальский булинь.

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  • Выполните первую калышку.
  • Потом проведите ходовой конец под коренным.
  • Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Прямой узел.

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

  При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 — 2 секунды.

Как вязать прямой узел.

Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Читайте также:  Как определить север по дереву. Как определить в лесу стороны света

Рыбацкий штык, якорный узел.

Затягивающаяся удавка.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Плоский узел.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Мешочный узел.

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному — в мешках, рундуках и чемоданах. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые чемоданы, сшитые из серой парусины. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Альпинистский узел — ездовая петля.

Используется для точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название. Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям, для временной изоляции дефектного (перебитого) куска рабочей верёвки.

  Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны. При рывке с одной из сторон не скользит по веревке.

Амфорный узел.

Узел этот не простой, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутыли, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.

Бочечный узел.

Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here