Виды ориентиров. Виды ориентирования без карты и компаса по местным признакам

Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки

 

Визуальная ориентировка ведется по земным ориентирам. Ори­ентирами называются все объекты на земной поверхности или отдельные ее характерные участки, выделяющиеся на общем лан­дшафте местности, изображенные на карте и видимые с самолета. Они могут использоваться для определения места самолета.

Ориентиры подразделяются на линейные, площадные и то­чечные.

Линейными называются ориентиры, которые при относитель­но незначительной ширине имеют большую протяженность. Таки­ми ориентирами являются реки, дороги, каналы, берега морей, гор­ные хребты и т. д.

Площадными называются ориентиры, которые занимают относительно большую площадь и выделяются на фоне местности своими контурами. Обычно это крупные населенные пункты, же­лезнодорожные узлы, озера, леса в степных районах и т. д.

Точечными ориентирами являются перекрестки дорог, мосты, мелкие населенные пункты, небольшие железнодорожные станции, отдельные вершины гор. К точечным ориентирам относятся также светотехнические средства (светомаяки, прожекторы, дымовые шашки и др.).

Ориентиры могут выделяться на фоне окружающей местности, тогда их легко использовать для визуальной ориентировки. Они могут быть малозаметными, нехарактерными и потому непригод­ными для определения места самолета.

Основными признаками, по которым судят о качестве ориенти­ров с точки зрения самолетовождения, являются дальность их видимости с самолета и степень опознаваемости с высоты полета. При ведении визуальной ориентировки штурман должен опознать ориентир на местности и найти его на карте. Для опознавания ори­ентиров необходимо знать их отличительные признаки.

Железные дороги хорошо видны на фоне местности в ви­де прямых линий темного цвета. На поворотах они имеют плавные закругления. Новые железные дороги отличаются светлым фоном насыпи. В ночное время железные дороги просматриваются плохо, видны только освещенные железнодорожные станции. Зимой же­лезную дорогу можно обнаружить при условии, если в этот день не было снегопада.

Шоссейные дороги являются хорошими ориентирами. Они выделяются в виде полос серого цвета. От железных дорог отлича­ются — более крутыми поворотами. Зимой в зависимости от снежно­го покрова и наезженности имеют черный или темносерый цвет. Грунтовые дороги делятся на улучшенные и проселоч­ные. Первые отличаются от шоссейных дорог меньшей прямолинейностью, имеют более широкую колею по сравнению с проселоч­ными дорогами. Улучшенные дороги обычно соединяют крупные населенные пункты, проселочные — мелкие. Эти дороги часто не совпадают с изображением на карте, так как их направление часто меняется. Поэтому ориентировка по проселочным дорогам затруд­нена.

Большие и средние реки являются надежными ориенти­рами в летний период. Выделяются в виде темной извилистой лен­ты. Отличительными признаками рек являются характерные изги­бы, отблеск воды (при солнечном освещении), а также кусты и де­ревья по берегам. Зимой замерзшие реки распознаются с трудом с небольших расстояний по береговой черте или по тени от кру­тых берегов.

Мелкие реки выделяются в виде темной узкой извили­стой полосы с более темной растительностью по берегам. При большом количестве мелкие реки различать очень трудно.

Береговая черта морей и крупных озер летом явля­ется надежным ориентиром и видна на большом расстоянии в виде резко очерченной линии, отделяющей сушу от темной поверхности воды. Хорошо выделяются бухты, заливы и мысы. Зимой, когда вода замерзает и все покрыто снегом, береговая черта видна хуже.

Озера являются надежными ориентирами. Летом они видны с больших расстояний. Отличаются от окружающей местности тем­ной, ровной поверхностью с резко очерченными берегами. При солнечном или лунном освещении издалека хорошо виден отблеск воды. В зимнее время озера различаются с трудом с небольших расстояний по ровной поверхности снежного покрова, окаймленной темной кромкой кустарников и деревьев. От весеннего половодья и осенних дождей озера и реки разливаются, их конфигурация и раз­меры сильно меняются, что затрудняет визуальную ориентировку.

Крупные населенные пункты заметны с больших рас­стояний в виде темного пятна, выделяющегося на общем фоне местности. При наблюдении с близких расстояний хорошо видны улицы, дома, общая конфигурация. Крупные населенные пункты отличаются один от другого по конфигурации и размерам, по ха­рактеру, количеству и направлению подходящих дорог, по отдель­ным характерным сооружениям. Промышленные пункты опознают­ся по дыму и характерной дымке над ними. Ночью крупные насе­ленные пункты видны на большом расстоянии по зареву огней.

Средние населенные пункты выделяются пестрой ок­раской стен домов и крыш. В зимнее время наблюдаются в виде серых пятен на белом фоне местности. Различаются между собой по тем же признакам, что и крупные населенные пункты.

Мелкие населенные пункты легко обнаруживаются на открытой местности. В пересеченной местности они сливаются с общим фоном и различаются с трудом. Мелкие населенные пункты опознаются по конфигурации, направлению главных улиц, часто являющихся продолжением шоссейных и других дорог, по их рас­положению относительно других ориентиров.

Леса выделяются на местности темно-зеленой окраской и раз­личаются с больших расстояний. Участки леса в лесостепной поло­се являются хорошими ориентирами. При полете над сплошными лесными массивами (сибирская тайга) или над районами с боль­шим количеством отдельных участков леса ориентировка затруд­няется.

Читайте также:  Как понять где запад. Как без компаса определить, где север, юг, запад и восток: практические советы

Рельеф местности может использоваться для ориенти­ровки в тех районах, где он резко выражен. В горной местности хорошими ориентирами являются отдельные вершины гор.

Дальность видимости ориентиров зависит от высоты полета, величины ориентира, фона местности и метеорологических условий (прозрачности воздуха, освещенности и т. д.).

При средних условиях видимости дальность обнаружения ори­ентиров (можно различать их контуры) равна 10 высотам полета, а дальность опознавания (рассматриваются детали ориентиров) — трем—пяти высотам. За пределами зоны обнаружения ориентиры наблюдаются в виде пятен с неопределенными очертаниями.

Дальность видимости ориентиров с малых высот полета (до 600 м), со средних высот (600—6000 м) и с больших высот (6000 м и выше) днем в ясную погоду приведена в табл. 11.1.


Таблица 11.1


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 2460;


Ориентирование и целеуказание на местности

1. Сущность и способы ориентирования на местности

Ориентирование на местности имеет большое значение в боевой деятельности. Оно необходимо при постановке боевых задач подразделениям, выдерживании направления движения, определении в бою достигнутых рубежей и местоположения целей, а также при целеуказании и управлении подразделениями и огнем. В современном бою даже временная потеря ориентировки приводит к нарушению управления и взаимодействия между подразделениями, ставит под угрозу своевременное выполнение боевой задачи. Ошибки в ориентировании, а следовательно, и в определении на местности достигнутых рубежей и положения целей могут резко снизить эффективность применения оружия и боевой техники. Поэтому умение быстро и безошибочно ориентироваться на незнакомой местности в любой обстановке является важным элементом полевой выучки военнослужащего. 

Ориентирование на местности включает определение направлений на стороны горизонта и своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, а также выдерживание намеченного или указанного направления движения. В боевых условиях при ориентировании определяют, кроме того, положение на местности ориентиров, своих войск и войск противника, направление и глубину действий. 

Способы ориентирования на местности. Ориентироваться на местности можно по топографической карте, аэрофотоснимкам и с помощью навигационной аппаратуры, установленной на боевых и командно-штабных машинах. Широко используются в боевой обстановке и простейшие способы ориентирования: по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов. 

Военнослужащие ориентируются на местности преимущественно по карте с использованием компаса. Это основной способ ориентирования. На местности, где мало ориентиров или произошли существенные изменения, а также в крупных городах ориентироваться лучше по аэрофотоснимкам. Подробное изображение на них местных предметов и мелких деталей, не помещаемых на картах, позволяет быстро определять свое местоположение и точно выдерживать направление движения. При действиях ночью или на местности, бедной ориентирами, движение совершают, как правило, по азимутам, заранее подготовленным по карте или аэрофотоснимку. Это достаточно надежный и общедоступный способ ориентирования. 

Для надежного и точного ориентирования в сложных условиях местности и при плохой видимости используют навигационную аппаратуру. Она позволяет в любой момент знать координаты своего местоположения на местности и дирекционный угол направления движения, а также дирекционный угол направления на конечный пункт маршрута. 

Простейшие способы ориентирования – по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов применяются при определении сторон горизонта и выдерживании направления движения. 

Ориентирование на местности может быть общим и детальным. 

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипажи машин не имеют карт, а используют заранее составленные схемы маршрута или списки проходимых населенных пунктов и других ориентиров с указанием расстояний между ними. На марше в этом случае необходимо постоянно следить за временем передвижения, пройденным расстоянием, которое определяют по спидометру машины и контролировать по схеме (списку) прохождение населенных пунктов и других ориентиров. 

Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения, положения различных объектов и направления движения. Оно применяется при нанесении на карту результатов разведки противника и местности, определении достигнутых рубежей, целеуказаний, движении по азимутам и в других случаях. 

Точное ориентирование выполняется по карте, аэрофотоснимкам и с помощью навигационной аппаратуры. 

Выбор и использование ориентиров. Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение объектов и целей и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности. Ориентиры, как указывалось выше, подразделяют на площадные, линейные и точечные. 

Обеспечение надежного ориентирования на местности во многом зависит от правильного выбора ориентиров. При выдерживании направления движения днем выбирают ориентиры, которые могут быть легко опознаны еще при подходе к ним, например отдельные рощи и деревья, постройки башенного типа, то есть в основном точечные ориентиры. По мере продвижения выбирают новые ориентиры. При ограниченной видимости используют в основном линейные ориентиры для выдерживания направления движения. 

Зимой снежные заносы сглаживают складки рельефа и делают их малозаметными издали. Поэтому использование форм рельефа зимой в качестве ориентиров затруднено. В этих условиях следует выбирать наиболее выделяющиеся местные предметы темной окраски, так как они лучше просматриваются на фоне снежного покрова. 

Читайте также:  Зачем компас в смартфоне. Как пользоваться компасом в телефоне: установка, калибровка, обзоры приложений

При выборе ориентиров следует учитывать и такую особенность. В движении при обзоре местности с разных точек ее вид, а следовательно, и вид ориентиров, их взаимное расположение, резко меняются. Особенно это характерно для горной местности. Отдельные формы рельефа и местные предметы, назначенные в качестве ориентиров, могут теряться из виду при движении по горным дорогам. Таким образом, при выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделение будет действовать на местности. 

В боевой обстановке наряду с определением своего местоположения и направления движения ориентиры используют для целеуказания, управления подразделением и огнем. Они назначаются старшим начальником. В необходимых случаях командиры подразделений выбирают дополнительные ориентиры. В качестве ориентиров следует выбирать наиболее устойчивые местные предметы и формы рельефа, например, высоты, насыпи, развилки дорог, которые могут сохраниться на поле боя. 

Ориентиры выбирают по возможности равномерно по фронту и в глубину, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения цели. Выбранные ориентиры нумеруют справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Каждому ориентиру для удобства запоминания дают условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например высота «Плоская», роща «Длинная», «Желтый обрыв». Номера и наименования ориентиров, назначенных старшим начальником, не изменяют. 

2. Ориентирование на местности по карте 

Карта – основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга. Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности. Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки. 

Оборудование боевых и специальных машин наземной навигационной аппаратурой не умаляет значения карты. Эта аппаратура используется в комплексе с топографической картой, а не заменяет ее. 

При ориентировании на местности командиры подразделений обычно пользуются топографическими картами масштабов 1:50 000 и 1:100 000. 

В зависимости от характера выполняемых задач различают ориентирование по карте на месте, например на наблюдательном пункте, в движении и в полете. 

Ориентирование на месте включает ориентирование карты, опознавание ориентиров, определение точки стояния и сличение карты с местностью. В тех случаях, когда точка стояния расположена на легко опознаваемом местном предмете (перекресток или развилка дорог, мост и т.п.), в первую очередь определяют ее положение, а затем ориентируют карту. 

Ориентировать карту – значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки была обращена на север. При таком положении карты местные предметы и формы рельефа на местности соответствуют расположению их условных знаков на карте, а линейные ориентиры на местности и карте параллельны. 

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта. 

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно. 

Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров – перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз. Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (см. рис.), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно. 

По направлению на ориентир. Карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т.е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. 

Читайте также:  Карабин оп скс. Карабин СКС

При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности. 

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (см. рис.). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно. 

По компасу. Карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера. 

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления (компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки) или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты. Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) – влево. Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой показатель его лимба совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. На рисунке а компас установлен на вертикальной линии сетки; б – компас установлен на боковой (западной) стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале. Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т.е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

По Полярной звезде. Карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т.е. на север. Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет на положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого «ковша»). Полярная звезда может служить надежным ориентиром для выдерживания направления движения, так как ее положение на небосклоне с течением времени практически не изменяется. Точность определения направления по Полярной звезде составляет 2–3°. 

Определение на карте точки своего стояния. Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности. 

По ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распрострараненный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния. Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния. 

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т.д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения. 

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния. 

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния. 

По створу. Створом называется прямая…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here