Водяной узел. Морской водяной узел: пошаговая схема вязания

Морской водяной узел: пошаговая схема вязания

Морской узел является ключевым в морском деле, благодаря ему нам известны десятки его разновидностей, которые и до сих пор применяются в любых сферах. Например, бромшкотовый узел, восьмерка, Булинь, прямой, академический и другие.

История узла

Морской классический узел также известен под названием водяной морской узел. Это название он получил из-за его широкого применения в парусном деле. Также известны такие названия как ленточный узел или навесной узел, что связано со схемой его плетения. Согласно Книге узлов Эшли, так узел был назван в ранних изданиях английского автора Исаака Уолтона, который является надежным источником.

Что касается периода появления водяного узла, то это наверняка неизвестно, но считается, что узел произошел очень давно, примерно в 12 веке. В то время активно начало развиваться морское дело, что и привело к появлению различных вариаций морского узла.

Как выглядит узел?

Водяной морской узел относится к типу соединительных узлов. Он вяжется с помощью соединения двух лент или веревок, которые как будто ложатся друг на друга. Отсюда и пошло название навесной узел.

Одна веревка проходит по ходу первой навесной веревки в обратном направлении, образуя второй узел навеса. Плоские материалы как лента, кожа и планки могут быть соединены с помощью этого узла.

Эффективность узла составляет примерно 65%.

Где применяется узел?

В первую очередь морской узел отлично держится на веревках из натуральных материалов, поэтому первой сферой его применения является морское дело. Применяется для такелажирования снаряжения, для сброса якоря и т.д.

Морской узел также применяется в альпинизме. Будучи соединительным узлом, отлично подходит для связывания двух тросов, изготовления скоб и строп или оттяжек, а также для настройки страховки, несмотря на свою не очень высокую эффективность.

Применение узла также можно наблюдать в пожарно-спасательных работах, а также в быту, например, для привязывания летнего гамака.

Хотя широко используется в скалолазании и спелеологии, существует мнение, что водный узел небезопасен. По словам специалиста Уолтера Зиберта, сообщалось о нескольких смертях из-за развязывания этого узла. В Германии узел иногда называют Todesknoten, что означает узел смерти.

Преимущества и недостатки

Как и любой узел, водяной также имеет свои плюсы и минусы. Прежде чем использовать его, например, для настройки страховки, убедитесь, что он вам подходит.

Что касается преимуществ, то их перечень следующий:

  • легко завязывается;
  • хорош для соединения двух лент;
  • сильный узел, который может выдержать много давления при условии, что концы лент достаточной длины.

Прежде чем перейти к недостаткам, выясним, как завязать морской узел как можно надежнее:

  1. Вы должны аккуратно завязывать узел и плотно затянуть его.
  2. Для дополнительной безопасности вы можете сделать его двойным, связав каждый конец двойным узлом вокруг другой стоящей части.
  3. Убедитесь, что хвосты, оставшиеся после завязывания узла, имеют длину не менее 8 см. Это позволяет проверить узел на проскальзывание. 
  4. Проверьте, что концы веревок выходят с разных сторон узла, что указывает на правильную привязку.

А вот и недостатки:

  • в определенных условиях может незначительно скользить;
  • трудно развязывается;
  • необходимо рассчитывать длину концов веревки, чтобы убедится в правильности вязания;
  • если узел нагружен без выхода концов достаточной длины, то он может скользить и затем развязаться.
Читайте также:  Памятка поведение во время грозы. Памятка по правилам поведения во время грозы

Все недостатки морского узла появились со временем, так как все его вариации значительно усовершенствованы и имеют более легкие схемы вязания. Например, некоторые его вариации сложнее завязать, а один из хвостов соединительных узлов, будучи скрытым от глаз, не позволяет достаточно проверять безопасность. 

Как вязать узел?

Теперь перейдем к практике и научимся как завязывать морской узел, используя схему. Вторая лента (или веревка) проходит по ходу навесного узла в обратном направлении. Узел должен быть аккуратно и туго затянут.

Вам понадобится две ленты или веревки:

1. Возьмите ленту одного цвета и сделайте полукруг.

2. Начните делать петлю.

3. Просуньте конец ленты в образовавшееся кольцо.

4. Возьмите ленту другого цвета и положите напротив конца другой ленты.

5. Просуньте вторую ленту через петлю другой и снова сделайте полукруг.

6. Протяните конец второй ленты под ее серединой.

7. Конец второй ленты просуньте в петлю из первой ленты и хорошо затяните. 

Помните, что концы обеих лент должны быть достаточно длинными, учтите это в самом начале вязания морского узла.

С учетом всех особенностей водяного морского узла вы можете быть точно уверены в том, что он получится надежным и не подведет вас в трудной ситуации. Несмотря на все его недостатки, он является основным с истории узлов, что упоминается даже в Книге узлов Эшли. Скорее принимайтесь к практике, изучив предоставленные нами интересные факты и историю узла.

Узлы для связывания двух тросов

Дубовый узел

Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества — это скорость, с которой его можно завязать, и надежность. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.

наверх


Фламандский узел

Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.). Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством — не скользит в надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Читайте также:  Красный значок на карте. Гео метка png

наверх


Водяной узел

Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая — снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.

наверх


Бабий узел

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки — завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это — позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным", "салаговым" узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык — в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла… Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Читайте также:  Его разжигают в походе чтобы согреться. Разжигают в походе, 6 букв, сканворд

наверх


Тещин узел

Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый "тещин" узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. "Тещин" узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.

наверх


Прямой узел

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать". Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 — 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г). Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

наверх


Воровской узел

С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла и кажется, что он ему сродни. Но…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here