Содержание
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок № 1
Автономное пребывание человека в природе
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Автономное существование человека в природной среде.
- Добровольное и вынужденное автономное существование.
- Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
- Определение сторон горизонта.
Глоссарий по теме:
Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.
Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.
Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Основная литература:
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)
Дополнительная литература:
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
- Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
- Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.
Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.
Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:
- сооружать временные укрытия;
- добывать и очищать питьевую воду;
- добывать пищу;
- добывать огонь и разводить костер;
- подавать сигналы бедствия
- ориентироваться на местности
Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться. Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны. Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.
Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность. Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь. А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.
Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1
Выберите тип интерактивного теста: |
Выберите элемент: I группа – не более 20%: 1. Единичный / множественный выбор; II группа – не более 30%: 2. Выбор элемента из выпадающего списка; 3. Установление соответствий между элементами двух множеств; 5. Добавление подписей к изображениям; 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте; 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице; III группа – не менее 50% 4. Ребус – соответствие; 8. Сортировка элементов по категориям; 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; 10. Подчеркивания / зачеркивания элементов; 11. Выделение цветом; 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый); 14. Лента времени |
Информация о тестовом вопросе: |
Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия. Варианты ответа: А) звуковым Б) невербальным В) визуальным |
Информация об ответах |
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант: 1 – А; 2 — В Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б – не подходит ни для одного |
Задание 2
Выберите тип интерактивного теста: |
Выберите элемент: I группа – не более 20%: 1. Единичный / множественный выбор; II группа – не более 30%: 2. Выбор элемента из выпадающего списка; 3. Установление соответствий между элементами двух множеств; 5. Добавление подписей к изображениям; 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте; 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице; III группа – не менее 50% 4. Ребус – соответствие; 8. Сортировка элементов по категориям; 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; 10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов; 11. Выделение цветом; 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый); 14. Лента времени |
Информация о тестовом вопросе: |
Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:
|
Информация об ответах |
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант: 1,3,4 Неправильный вариант/варианты (или комбинации): 2,5 |
Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс
Урок 19
Вынужденная автономия человека в природной среде
Такая ситуация накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
Для этого прежде всего, попав в экстремальную ситуацию, заставьте себя успокоиться, оцените обстановку, определите наиболее опасные факторы и попытайтесь найти наиболее приемлемый путь выхода из создавшейся ситуации.
Постарайтесь примерно определить место своего вынужденного нахождения, оцените свои возможности с учётом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте.
Приняв решение, приступайте к его выполнению. Рационально распределяйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определённые промежутки времени.
При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, а постарайтесь найти наименее рискованный способ их преодоления.
В подтверждение сказанному рассмотрим два реальных примера.
На барже вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля.
Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.
Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца.
Это был уникальный по продолжительности и трудности условий дрейф в океане. Имея небольшой запас продовольствия, победив страх и панику, молодые солдаты продержались и выжили.
В создавшейся обстановке лётчик проявил мужество и уверенность, нашёл в себе силы и в течение пяти дней через африканские джунгли пробирался к людям. Он выжил и дошёл до людей.
(Его рассказ о том, как он в одиночку выбирался к людям)
■ При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
■ Какие качества помогают человеку преодолевать трудности? Как можно развить в себе эти качества? Ответы коротко запишите в дневник безопасности.
■ Внимательно прочитайте рассказ Дмитрия Петрова о том, как выжить в экстремальной ситуации (см. Приложение 2). Ответьте на вопросы: если бы вы попали в подобную ситуацию, сумели бы вы победить обстоятельства?
1. Запишите в дневник безопасности последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.
2. Перечислите в дневнике безопасности качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.
Приведите известные вам один-два примера поведения людей, попавших в экстремальные условия в природной среде. Дайте оценку их действий. При ответе можно использовать сеть Интернет и научно-популярную литературу. Подготовьте небольшое сообщение.